Новый Год настаёт, поэтому очередные свои записки (на этот раз по второму выпуску журнала «Открытая мысль») посвящаю исключительно тому, что показалось любопытным. Хоть в чём-то.
Хоть в чём-то – потому что не могу сказать, даже у ёлочки, что вторая «Открытая мысль» очень уж порадовала. Она не хуже первой, но и не лучше её. А хотелось бы, конечно, чтобы лучше...
ПОЭЗИЯ
Интересна Элеонора Ещина. Интересна, сложновата, прозовата, если можно так сказать. Неожиданно большие вещи, и в длину и в ширину сразу. Читать было сложно, начинать было страшно, но начала, прочла, тексты хорошие, пусть и «не мои» (трудно объяснить, почему не мои, но если совсем коротко: мир это, по большому счёту, очень внешний; неслучайно, кстати, это обилие одежды, дизайна, интерьера, деталей, «не раздеваясь», «так и не переодевшись», «уже переодевшись»)...
...На тот момент на плече болталась какая-то бледно-голубая сумка, На ногах ботинки без каблука. Сама по себе невысокого роста, А так – ощущение, что еле дотянется до стойки рука.
Буквально секунды перекинулась словами с кем-то, И, резко подойдя к Нику, бросила: «Есть вопросы?..» «...Меня тоже зовут Ник. Подумал, по мою душу зачем-то, А вопросов нет... Вашим длинным волосам пошли бы косы...»
(Элеонора Ещина, «Завтрашний день») |
Ещё Ещиной:
...Она пришла домой. Не раздеваясь, Засыпала кофе в кофеварку, Даже в том, что она хочет этот самый кофе, сомневаясь, Включила прослушать автоответчик: «Тани! Ты обрадуешься моему подарку...»
«Привет! Куда пропала? Я тебя прождал весь вечер... Как придёшь, перезвони любимому брату...» «Добрый вечер! Вас действительно нет дома? Ваш проект был отмечен На совещании директоров, ждём продолжения...» И обратно:
Мысли у неё закрутились, что всё-таки нужна, всё-таки заметили, Хотя раньше звонков было больше... И чаще... Чем три за день... Сняла трубку, набрала номер: «Здравствуйте! Это Тани... Что требуется продолжить? На мой взгляд, достаточно, может больше тайны, тени?»...
(Элеонора Ещина, «Остановись или Жажда перемен») |
Это, конечно, много взрослее предыдущего сборника (того, что в первом выпуске «ОМ»).
Повторю, тексты хорошие, или – тут вернее будет сказать – качественные...
Наталья Зимнева. Стихи слабые (даже так: слабенькие), но какое-то движение в них случается, строки хорошие попадаются, какие-то моменты точно улавливаются («И поднимался колокол всё выше, / без звука, но стоял какой-то звон...» – просто слышится этот звон, правильно замечено, правильно сказано). А последний текст и весь неплохой, довольно цельный, красивый:
В вечере вьюжном и синем, в пышном цветенье снегов, в гроздьях созревшего инея, в скрипе спешащих шагов мы зашифрованы тайно холодом белых огней. Пристально и не случайно звёзды следят за твоей им лишь понятной судьбою. Ломаной линией гор выписан над головою промыслов Божьих узор. Все обещанья и встречи, не воплощённые в жизнь, станут кому-то предтечей счастья. Под илом лежит в лунном разломе дорожек памяти той остриё... Пусть же тебя не тревожит воспоминанье моё... Перехлестнулись все нити, иней скрещён со звездой, а на прибрежном граните – взгляд, принесённый волной...
(Наталья Зимнева, «Иней и звезда») |
В предисловии к номеру Зимневу определили как «голос русской души», и ясно почему («Но, Русь, ты всё той же осталась», «леса сторожат берёзы», «река в кокошнике радуги»), интересно, что этот текст – как раз без берёз и кокошников...
Михаил Сафин (Шрайк). Странное впечатление: некоторые вещи – добротные такие, при всех своих минусах вот именно добротные, а другие – «Бессмысленны мысли о свете в потёмках / И нет перспективы в пустынном пространстве / Фрактальных доменов с ячеисто-ломкой / Структурой застывшего непостоянства...», и т.п., а не то ещё и «Поговори, Печаль моя, со мной. / Нет никого – лишь ты да я, да вечер...» (лучше уж «фрактальные домены», если на то пошло).
На то пошло, слава богу, не всегда. Из добротного:
Аз есмь. Но – кто? Логическое следствие Из теоремы о существовании, Доказанной профессором на лекции Для слушателей ангельского звания?
Они внимали, напрягая лобики, И крылышками хлопали восторженно, Когда кульбиты нелинейной логики Доказывали непреложность ложного.
Звенел звонок, в курилке фимиамовой Стоял галдёж, потом в лаборатории Толкли, спекали в тигельках вольфрамовых, Флюиды подливая, жарко спорили.
Приняв экзамен, канул в запредельности Профессор, следом – все студенты группками, Не вспомнив, что забытая безделица Легко нарушит равновесье хрупкое.
И вот «аз есмь» – халатности ли следствие, Поспешности ли в том вина бредовая... Икается профессору на лекции, Но в ус не дуют слушатели новые.
(Михаил Сафин, «Аз есмь») |
Аккуратно сделано, осмысленно. Но мне всегда казалось, что этого мало, маловато, и речь (для меня) тут идёт о приятно/неприятно, не о восторгах, конечно.
Не неприятно.
И приятно то, что тексты такие ритмичные, ритмично-музыкальные. И этот, и другие, – почти все.
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ПРОЗА
На этот раз – ещё больше сказочного-фантазийного-мистического.
Рассказ Хелью Ребане «Моя голова» – тоже фантазия, но не мистическая, «прагматическая» даже. И единственная задержавшая внимание. Не то чтобы мне безумно понравилось, но написано неплохо. Просто, ясно. И без печально модного «ни о чём». О чём: катастрофа, остаётся голова (как у Доуэля, на этом факте Беляев и заканчивается, так что – и не начинался), и что из этого следует. Не знаю, похвала это рассказу или только идее, но много думалось. Действительно: что из этого следует? Надумала, что будь куча денег, огромные возможности – не скучала б я (голова моя) по телу. Получается, согласилась бы я работать в «городе Интеллектуальных Кубов»...
Оправдывает фамилию (псевдоним?) Инесса Рассказова, «Два китайца» и «Женщина с холодными глазами» – именно рассказы. Интересно мне, честно говоря, не было, но рассказано ровно, доброжелательно.
«Ночные картинки» Татьяны Красновой – вещь, конечно, довольно «неряшливая», непродуманная, частная, и тем не менее... Может быть, это мои собственные картинки-пелёнки-бутылочки вмешались, всё это совсем ещё не далеко, кормить/стирать/не спать, «не могу сообразить, иду я в тёмной комнате с пелёнкой, или собираюсь идти, или сплю, но думаю, что надо собираться, или собралась, но уже... Сплю...»...
ЭССЕИСТИКА. ФИЛОСОФИЯ
Немного странно смотрится в этом разделе статья Сергея Алхутова «Язык животных», она больше такого... реферативного плана, не думаю, что это эссеистика или философия. Но прочесть смысл есть, неплохая по-своему вещица.
МИНИАТЮРЫ
О миниатюрах я говорить не буду, а лучше поздравлю-ка всех с Наступающим, пожелаю всех благ, удачных работ, очень бывает приятно, когда они появляются.
Отдельные мои поздравления и благодарность редактору журнала Игорю Якушко и координатору проекта Леону Хамгокову.