На Главную
Новости Авторы Проза Статьи Форум Карта
О проекте Цитаты Поэзия Интервью Галерея Разное

 


        Елена Зайцева


        Предновогодняя рецензия (


        (none)


Елена Зайцева. Предновогодняя рецензия. Иллюстрация Новый Год настаёт, поэтому очередные свои записки (на этот раз по второму выпуску журнала «Открытая мысль») посвящаю исключительно тому, что показалось любопытным. Хоть в чём-то.

Хоть в чём-то – потому что не могу сказать, даже у ёлочки, что вторая «Открытая мысль» очень уж порадовала. Она не хуже первой, но и не лучше её. А хотелось бы, конечно, чтобы лучше...

 

ПОЭЗИЯ

Интересна Элеонора Ещина. Интересна, сложновата, прозовата, если можно так сказать. Неожиданно большие вещи, и в длину и в ширину сразу. Читать было сложно, начинать было страшно, но начала, прочла, тексты хорошие, пусть и «не мои» (трудно объяснить, почему не мои, но если совсем коротко: мир это, по большому счёту, очень внешний; неслучайно, кстати, это обилие одежды, дизайна, интерьера, деталей, «не раздеваясь», «так и не переодевшись», «уже переодевшись»)...

...На тот момент на плече болталась какая-то бледно-голубая сумка,

На ногах ботинки без каблука.

Сама по себе невысокого роста,

А так – ощущение, что еле дотянется до стойки рука.

 

Буквально секунды перекинулась словами с кем-то,

И, резко подойдя к Нику, бросила: «Есть вопросы?..»

«...Меня тоже зовут Ник. Подумал, по мою душу зачем-то,

А вопросов нет... Вашим длинным волосам пошли бы косы...»

 

(Элеонора Ещина, «Завтрашний день»)


Ещё Ещиной:

...Она пришла домой. Не раздеваясь,

Засыпала кофе в кофеварку,

Даже в том, что она хочет этот самый кофе, сомневаясь,

Включила прослушать автоответчик: «Тани! Ты обрадуешься моему подарку...»

 

«Привет! Куда пропала? Я тебя прождал весь вечер...

Как придёшь, перезвони любимому брату...»

«Добрый вечер! Вас действительно нет дома? Ваш проект был отмечен

На совещании директоров, ждём продолжения...» И обратно:

 

Мысли у неё закрутились, что всё-таки нужна, всё-таки заметили,

Хотя раньше звонков было больше... И чаще... Чем три за день...

Сняла трубку, набрала номер: «Здравствуйте! Это Тани...

Что требуется продолжить? На мой взгляд, достаточно, может больше тайны, тени?»...

 

(Элеонора Ещина, «Остановись или Жажда перемен»)


Это, конечно, много взрослее предыдущего сборника (того, что в первом выпуске «ОМ»).

Повторю, тексты хорошие, или – тут вернее будет сказать – качественные...

 

Наталья Зимнева. Стихи слабые (даже так: слабенькие), но какое-то движение в них случается, строки хорошие попадаются, какие-то моменты точно улавливаются («И поднимался колокол всё выше, / без звука, но стоял какой-то звон...» – просто слышится этот звон, правильно замечено, правильно сказано). А последний текст и весь неплохой, довольно цельный, красивый:

В вечере вьюжном и синем,

в пышном цветенье снегов,

в гроздьях созревшего инея,

в скрипе спешащих шагов

мы зашифрованы тайно

холодом белых огней.

Пристально и не случайно

звёзды следят за твоей

им лишь понятной судьбою.

Ломаной линией гор

выписан над головою

промыслов Божьих узор.

Все обещанья и встречи,

не воплощённые в жизнь,

станут кому-то предтечей

счастья. Под илом лежит

в лунном разломе дорожек

памяти той остриё...

Пусть же тебя не тревожит

воспоминанье моё...

Перехлестнулись все нити,

иней скрещён со звездой,

а на прибрежном граните –

взгляд, принесённый волной...

 

(Наталья Зимнева, «Иней и звезда»)


В предисловии к номеру Зимневу определили как «голос русской души», и ясно почему («Но, Русь, ты всё той же осталась», «леса сторожат берёзы», «река в кокошнике радуги»), интересно, что этот текст – как раз без берёз и кокошников...

 

Михаил Сафин (Шрайк). Странное впечатление: некоторые вещи – добротные такие, при всех своих минусах вот именно добротные, а другие – «Бессмысленны мысли о свете в потёмках / И нет перспективы в пустынном пространстве / Фрактальных доменов с ячеисто-ломкой / Структурой застывшего непостоянства...», и т.п., а не то ещё и «Поговори, Печаль моя, со мной. / Нет никого – лишь ты да я, да вечер...» (лучше уж «фрактальные домены», если на то пошло).

На то пошло, слава богу, не всегда. Из добротного:

Аз есмь. Но – кто? Логическое следствие

Из теоремы о существовании,

Доказанной профессором на лекции

Для слушателей ангельского звания?

 

Они внимали, напрягая лобики,

И крылышками хлопали восторженно,

Когда кульбиты нелинейной логики

Доказывали непреложность ложного.

 

Звенел звонок, в курилке фимиамовой

Стоял галдёж, потом в лаборатории

Толкли, спекали в тигельках вольфрамовых,

Флюиды подливая, жарко спорили.

 

Приняв экзамен, канул в запредельности

Профессор, следом – все студенты группками,

Не вспомнив, что забытая безделица

Легко нарушит равновесье хрупкое.

 

И вот «аз есмь» – халатности ли следствие,

Поспешности ли в том вина бредовая...

Икается профессору на лекции,

Но в ус не дуют слушатели новые.

 

(Михаил Сафин, «Аз есмь»)


Аккуратно сделано, осмысленно. Но мне всегда казалось, что этого мало, маловато, и речь (для меня) тут идёт о приятно/неприятно, не о восторгах, конечно.

Не неприятно.

И приятно то, что тексты такие ритмичные, ритмично-музыкальные. И этот, и другие, – почти все.

 

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ПРОЗА

На этот раз – ещё больше сказочного-фантазийного-мистического.

Рассказ Хелью Ребане «Моя голова» – тоже фантазия, но не мистическая, «прагматическая» даже. И единственная задержавшая внимание. Не то чтобы мне безумно понравилось, но написано неплохо. Просто, ясно. И без печально модного «ни о чём». О чём: катастрофа, остаётся голова (как у Доуэля, на этом факте Беляев и заканчивается, так что – и не начинался), и что из этого следует. Не знаю, похвала это рассказу или только идее, но много думалось. Действительно: что из этого следует? Надумала, что будь куча денег, огромные возможности – не скучала б я (голова моя) по телу. Получается, согласилась бы я работать в «городе Интеллектуальных Кубов»...

Оправдывает фамилию (псевдоним?) Инесса Рассказова, «Два китайца» и «Женщина с холодными глазами» – именно рассказы. Интересно мне, честно говоря, не было, но рассказано ровно, доброжелательно.

«Ночные картинки» Татьяны Красновой – вещь, конечно, довольно «неряшливая», непродуманная, частная, и тем не менее... Может быть, это мои собственные картинки-пелёнки-бутылочки вмешались, всё это совсем ещё не далеко, кормить/стирать/не спать, «не могу сообразить, иду я в тёмной комнате с пелёнкой, или собираюсь идти, или сплю, но думаю, что надо собираться, или собралась, но уже... Сплю...»...

 

ЭССЕИСТИКА. ФИЛОСОФИЯ

Немного странно смотрится в этом разделе статья Сергея Алхутова «Язык животных», она больше такого... реферативного плана, не думаю, что это эссеистика или философия. Но прочесть смысл есть, неплохая по-своему вещица.

 

МИНИАТЮРЫ

О миниатюрах я говорить не буду, а лучше поздравлю-ка всех с Наступающим, пожелаю всех благ, удачных работ, очень бывает приятно, когда они появляются.

 

Отдельные мои поздравления и благодарность редактору журнала Игорю Якушко и координатору проекта Леону Хамгокову.




декабрь 2005






 

 


Рассылки Subscribe.Ru
Подписаться на NewLit.ru

 
 
 
 
 
  Интересные биографии знаменитых учёных, писателей, правителей и полководцев
 

 

Новости Авторы Проза Статьи Форум Карта
О проекте Цитаты Поэзия Интервью Галерея Разное
На Главную
  • При перепечатке ссылайтесь на NewLit.ru
  • Copyright © 2001 – 2006 "Новая Литература"
  • e-mail: NewLit@NewLit.ru
  • Рейтинг@Mail.ru
    Поиск