Не хочется начинать год с ругачки (с «убийственных вердиктов» – уж во всяком случае). А с восторгов не получается. Скажу о тех, кто интересен. О вполне «публикабельном» уровне – это не любовь-морковь, и здесь есть о чём поговорить.
Зная, что после разговоров моих авторам... нехорошо на душе, могу предложить один радикальный способ не страдать: не читать. И это проще, чем кажется. В другом же случае – не обидеть и не расстроить мне всё-таки не удастся. Не потому что я этим целенаправленно занимаюсь, а потому что... правильно кто-то заметил: поэт жаждет поклонения, а не разборов.
А вот этого я предложить и не могу. В данном – в данных, вернее – случаях...
Интересен Илья Блажнов.
Когда он прислал свой сборник «Песни небес», я сказала редактору: автор довольно сильный, грамотный, но излишне «хлебниковский». Что я имела в виду? Что тексты его – под большим влиянием этого поэта, под видимым влиянием. Но ученичеством, продолжением, разработкой «хлебниковской ветки» это не назовёшь. Хлебников-то – в чём? В этом «инопланетном» взгляде. За-человеческом каком-то. И всё в нём оттуда, от этой за-человечности, смещающей смыслы (и звуки!).
Вот если бы... инопланетянин прилетел, нахватался-набрал бы слов, очень примерно их понял – и вдруг полюбил. Сам способ так выражать полюбил – слова и звуки. И пришло бы ему на ум выразить свой восторг – по этому поводу. И по поводу вообще всего обозреваемого (и необозримого – тоже). Какой бы текст он сказал? Хлебниковский! (Ок! / Ок! / Это горный пророк; Как дыханье китов, из щелей толпы / Вылетают их стоны и ярости крики. / Яростным буйволом пронёсся священник цветов...).
У Ильи же – вполне человеческое зрение.
Давший нам радость и порог мастерской – только его руки и видел будучи подмастерьем а был я пойми батрак и нищий
тогда как пред одним его именем люди трепещут на собрании до работы когда встаёт заря трепещут и листья трепещут в рощах созданных им людей –
слушая речи новых только пришедших иной раз улыбнётся зная что молодой и стройный быстрыми крылами размахивать, а ум-то птичий мыслями стремится к нему
сердца их стремятся к дружбе – хозяина и батрака ведь и люди стремятся к счастью и птицы на юг стремятся железо к магниту стремится и реки пойми стремятся
|
Текст «земной», конечно. Он по «рощам трепещущим»/«крылам», по приподнятости-стихийности (дружба как стихия, реки как стихия...) ориентирован по-хлебниковски. По внешним признакам, не изнутри. Нет тех инопланетных смещений смысловых, путаний (специфики!) альфа-центаврового Чужого...
Т.е.: что было бы ученичеством? Поучиться этому взгляду космическому. Поучиться, посмотреть, да как-то ещё, по-другому, увидеть. Полелеять-похолить того «Чужого». Но только самого Чужого, а не чешуйки с него, не «локальные», не внешние его проявления... Не атрибуты. При земном взгляде эти атрибуты будут только напоминать Хлебникова. Никак не продолжать. Что, по-моему, и происходит...
Да, а почему же я сказала, что автор сильный?
Потому что, не смотря на это «околохлебничество», он очень и очень неплохо владеет: 1) композицией, 2) звуком (не всегда; с оговорками и даже явными ляпами, и всё-таки...), 3) языковым чутьём – хотя бы в том, что если и стилизует, то стилизует «чисто»...
Это много, это хорошо. Говорит о способности работать с языком. А таковая способность – способность редкая. Другое дело, что таланта она не обозначает. Только намечает, может быть. А может не быть и этого... Проблем «крайней тупости» и «а выпендрюсь-ка я во что бы то ни стало!» – увы, таких распространённых – у Ильи нет. Есть проблема взгляда, стилистическая проблема. Я не знаю, решаема ли она (и не знаю, знает ли кто-нибудь). Но попробовать её решить – можно. Ну и ещё... её можно не замечать. Это каждый для себя сам решает.
Илье – удачи.
Интересен Павел Шкарин.
Он не так давно прислал свои стихи на «Ньюлит» – под Новый Год, кажется. Просто подарок новогодний получился. Мне. Читала и думала: «Наши! Наши!» А тут ещё пару раз Игоря Фёдоровича упоминает... В общем, НАШИ. Панки Хой, и вообще – как GreenKazus говорит (см. «О проекте»), что наше – то и хорошо :).
Ну а если серьёзно...
Павел-то мне понравился скорее как «поэт чувствующий», чем как «поэт выражающий» (вспомним Оноре: «есть поэты, которые чувствуют и поэты, которые выражают...»). Ошибок тут хватает, и частенько только догадываться приходится о том, что это могло быть хорошо; что это какая-то проигрышно, неверно воплощённая хорошая идея, настоящее чувство (настоящая усталость!)...
А конечно же, он милый в этой своей усталости, и конечно же, она настоящая. И это «холодно где-то внутри» и этот «тихий смех в недопитой бутылке». И усталость эта – «поэтическая», она в рамках поэзии, не за рамками. Она ж с изумлением, сквозь изумление... Но сколько же столбов-деревьев-лавочек-богов-площадок надо одолеть, чтобы до них, до этих настоящих «холодов» и «тихих смехов», добраться! Это «Как глубоко я себя запрятал! Трудно будет найти» просто эпиграфом можно ставить. Очень уж перечислительно... Иногда текст в чистое перечисление и уходит.
Зелень листвы Сквозь бетонную скорлупу. Живой огонь На мертвом сыром ветру. Одинокий голос Сквозь вечную немоту. Неведомый путь Через липкую суету. Последний глоток, Оставшийся поутру. Осколок боли, Вонзившийся в пустоту...
|
Или:
День – это ещё один лишний фальстарт, Ночь – это запасник музея. Весна – запрокинутый в небо Икар, Где осень спалит его перья.
Беда – это долгий звонок вникуда, А счастье – чуть слышных три слова. Свобода – стук сердца в гитарных ладах. Сон – дымный чил-аут танцпола...
|
Детский стишок вспоминается (где-то в инете видела): «Бом – один! Бом – два! / Бом – три! Бом – четыре! / Бом – пять! Бом – шесть! / Бом – семь! Бом – восемь! / Бом – девять! Бом – десять! / Бом – одиннадцать! Бом – двенадцать! / Колокол звенеть устал, / Вот и Новый Год настал».
Нет, действительно перебор с перечислениями, со «списочностью» какой-то бывает, и тогда вместо той милой, изумлённой, поэтической усталости, взаправдашнего «Ну что ж теперь поделать?» и «Я весь один» – какое-то утомительное «номер раз, номер два» получается. Громоздко, длинно...
Вообще: когда я говорю, что стихи длинные? Казалось бы, кому решать, какими им быть? Я говорю так, когда затраченные слова – да попросту их количество – не соответствует результату, не пропорционально тому, что в итоге получается...
Стихотворение «Весёлые человечки». Начинается так:
Я гулял под весенним солнышком, Жизнь была весела и беспечна. Но вдруг под кустом я заметил Веселеньких человечков...
|
А заканчивается так:
...Теперь я нервный и суетливый, Как сука во время течки. Ох, доведут меня до могилы Веселые человечки.
(Павел Шкарин, само собой) |
А теперь представьте-ка между этими началом-концом – ещё сорок четыре строки. Описывающие, как и насколько человечки «достали»... Ну ведь много! Даже если сильно достали – всё равно много. Это какая-то... не поэтическая словоохотливость. Поэзия – компактна... И поймите же меня правильно: не утверждаю приоритет какого-то минимализма-миниатюризма. Говорю только о разумной корреляции объёма и содержания. Кстати, и смысла – тоже. Человечки – маленькие, весёленькие (злобненькие!), лезут, виснут, объявляются, появляются, «теперь я нервный и суетливый» – не само ли собой эту нервность/суетливость сделать быстренькой, «мультипликационной», «клиповой», а не тянуть на две страницы?..
А ведь может Павел быть и «компактным».
Смотри, как бабочка хочет летать, Разрывая удушливый кокон, Как солнце жонглирует бликами В осколках оконных стекол, И деревья взрываются в небо зеленым салютом Почему-то...
|
Это, конечно, не лучшее стихотворение. Но, согласитесь, что оно куда милее, чем когда «день – это..., ночь – это...» или какой-то «неведомый путь через липкую суету».
И ещё: это «Почему-то...» – оно такое хорошее! Почему-то...
Или вот:
Жизнь кончилась одна, Теперь пришла другая. Я стал таким как все, С чем вас и поздравляю.
Жизнь кончилась до дна, До сколотого края. Теперь я – домосед, Спокойный тихий малый.
Не бегаю, не бьюсь, Не лаю, не кусаю, Не пью и не колюсь, С чем вас и поздравляю.
Не езжу по стране, Не шляюсь по квартирам. Нет ада, рая нет – Как пусто в вашем мире
Без дна и без верхов, От стула до кровати. Я не пишу стихов – О чём теперь писать их ?
И жизнью не живу, И смертью не играю. Как все... Как наяву... С чем вас и поздравляю.
|
Да – не образец минимализма. Но я к нему, повторю, и не призываю. Главное, что ни слова не убрать... Здесь «компактность» в том, что слова не идут порожняком, обеспечивают своё существование, наполнены, необходимы. Хорошо, конечно. Очень хорошо. Мне такой Шкарин нравится. Вот с этими «сколотыми краями», с этим «от стула до кровати». Вот с этим «в вашем мире»! Конечно, это ИХ мир...
Шкарин мне очень близок. Сквозь все его «недо-» и «пере-», повторю, проходит что-то действительно поэтическое. Я бы назвала это правильным подходом при недостатке техники и вкуса. Чуть ниже я ещё скажу об этом правильном подходе...
Удачи Павлу. Надеюсь... панки необидчивы? :)
Интересна Марина Лихачёва.
Это тексты... тоже «утомлённые» и тоже перечислительные. Но Шкарин, перечисляя, как бы вычленяет из общей картинки; избавляется от пугающего общего, растаскивает его по деталям. А Лихачёва – собирает, пытается собрать, покусочно. Из дискретного-конкретного своего видения пытается получить какую-то целую, цельную картину. Такое «интегрирование» не есть хорошо, по-моему...
Вот вспомните: один из сэлинджеровских героев (Симор) пишет в дневнике о «главном потоке поэзии, который пронизывает всё на свете». Когда стихи рождаются из чувства этого потока, из понятия о нём, когда они частные его проявления, если можно так сказать – тогда это поэзия. Или, во всяком случае, ближе к ней... Чем что? Чем то, что получается в итоге «опоэтизации» каких-то отдельных (отдельно взятых!) вещей/явлений/событий. Скажем красиво: поэзия – искусство, поэтизация – искусственна. Искусственна и просто не нужна, если немножечко-то поразмыслить. Функция поэтизации – лишняя функция. Действительно: ну зачем она? Если и так всё пронизано, прошито этим «главным потоком»...
По-моему, Марина поэтизирует. Маршрутки, похмелье, паранойю, коматозы, бессонницы – а вернее сказать, своё ими неудовольствие. А ещё вернее, – своё удовольствие по поводу этого неудовольствия.
Не верь подставленному плечу, А верь своему палачу. Когда по всем счетам заплачу, Стану верна врачу. Если, конечно, сил на врачей Хватит. Под звон ключей Признаю: этот город ничей. Жар бухенвальдских печей Воздух расплавит. И рухнет дом, Считая, что все. Война. И подмешают солдатам бром, Включая идущих на... Не разрешай приближаться тем, Кто думает, что влюблен. Где-то в тебе вырожденья ген Готовит смену имен...
|
На что так похожа эта «мировая скорбь»? На что-то знакомое...
Выключи мою паранойю, Принеси мне водки в стакане, Научи, как сладить с бедою, Дай перечитать Мураками. Дай потрогать новый Смитт Вессон, С верхней полки скидывай Кафку, Разреши следить за процессом, Объясни, как крокусы пахнут...
...Транспорт взрывают всё чаще. Тротилом и музыкой. Город чужой очень ждёт нас и бьётся в истерике. Мы же пока упиваемся тут перегрузками, Дохнем в метро, вспоминая бордюры-поребрики. Мы с тобой будем бояться аварий, безденежья, Водки отсутствия, водки присутствия, опыта, Подорожанья бензина (куда уж тут денешься), Тёмной трамвайной толпы недовольного ропота...
|
На плохое настроение похожа эта «мировая скорбь». Житейское это утомление-то. Такой... бытовой сплин.
А как же «жар бухенвальдских печей»? Не странно ли для «бытового сплина»? – скажете.
А этот «жар бухенвальдских печей», и «война», и Кафка «с верхней полки» – от ума. Т.е.: они выводят тексты – домашне-истеричные, узенькие – вовне, на эту «мировую скорбь». И это выведение – оно от-умное. Право же, как-то несерьёзно быть «поэтом плохого настроения»!
Это от ума, и прямой дури в этом нет. Но чувство (хотя бы и чувство текста) – не допустило бы подобной «эклектики»: ключи/врачи и прочий декаданс – и тут же Бухенвальд...
Тексты Марины вообще очень от ума. Но ум это конкретный; женский, я бы сказала (простят ли феминистки!). Убедительно получается про «квартирную тему вечную», про «драя пол безнадёжно», про «подорожанье бензина (куда уж тут денешься)» – действительно: куда уж тут денешься! Действительно: убедительно.
А малейшее абстрагирование – и всё расплывается («Бросаются на штык всей силой выраженья / Своих тоскливых слов, построив рваный ритм», «Полоскать в привокзальном дыму чёрно-белую память», «В густом покрове темноты / Горя желаньем всё менять» etc. etc.)...
Кстати говоря, и логика-то женская. Говорить «я не устрою сцен» прямо посерёдке этой самой сцены!
Не путайте меня с лирическим героем! Герои – ни при чём, у них своя стезя: Они не моют пол, они не ходят строем, Им не грозит сума, суды им не грозят. Они страдают лишь и жаждут униженья, Чтоб проявиться в нём всей образностью рифм, Бросаются на штык всей силой выраженья Своих тоскливых слов, построив рваный ритм. Не путайте меня с домашнею актрисой, Бесспорный чей талант зарыли дочь и муж. Я не устрою сцен, не рухну за кулисой, Себе я не могу позволить эту чушь. Не стройте мне преград квартирной темой вечной – Общаги уберут проблемные места. Бывала ни при чём, бывала безупречной, Бессонница была – и счёт вела до ста. Не путайте меня с лирическим героем, Такой отсталый взгляд всем критикам знаком. Заточен и язык, и ножик перед боем. Не путайте меня с лиричным дураком!
|
Стихи женские. Они без принцев и цветочков, без «гормональных откровений», а вот тем не менее какие-то... неприятно частные. Они все какие-то неприятно частные, домашние, а (повторю) как только до обобщений доходящие, так совершенно невнятные. Ну что это такое:
...Удар копытом – промчалась жизнь И ты забытым не пролежишь И не подарят покой души Пока тропинки нехороши. Пока свивают дороги в жгут Пока не кормят, пока не лгут Пока не просто, пока не рай Не наступает тот самый май...
|
Правильно говорят: мир – дом мужчины, дом – мир женщины. Даже и неглупой. Только у неё по полкам ещё и Кафка с Воннегутом. Так? Похоже...
Справедливости ради: по-моему, Марина даже более «публикабельна», чем Илья и Павел. Т.е.: почистить её сборник от совсем уж слабых текстов (а ля вышеприведённый) – и куда угодно возьмут. Я вот имела неосторожность «Литературку» выписать, так там тако-ое, что Марина на ура прошла бы (прошла БЫ, но там и своих девать некуда, пополнения не кличут...).
Может быть, не всё так и... ужасно. Мне просто вообще редко что нравится. И мне интересно понимать, почему. Об этом-то я и писала...
Марине – удачи. И тысяча извинений. Ругать, как помните, и не собиралась, а вот, сказала, что видится, и...
Ещё раз: удачи. Не обижайтесь. (По секрету. Улыбка на посошок, так сказать. Супруг поглядел мою по Вам писанину и спросил: «Ну и чего ты от неё хочешь?..». Но я не растерялась: «Духовного роста!» :))
...Боже упаси, это далеко не все наши интересные авторы. Есть и ещё. Их – на мой, взыскательным как-то обозванный, вкус – не так много, конечно, но... ещё на пару обзоров хватит. А там и неинтересными можно заняться. Вот тогда интересные и поймут, что они мне, в общем-то, СИМПАТИЧНЫ, что я их, в общем-то, И НЕ РУГАЛА...