Новости Авторы Проза Статьи Форум Карта
О проекте Цитаты Поэзия Интервью Галерея Разное
Rambler's Top100

Андрей Макаревич


Андрей Макаревич


Сам - овца

(цитаты)



      отбор цитат - Алена Тимофеева




      Всегда считала, что цитаты из произведений "выкорчевываются" совсем не для того, чтобы возникло желание прочесть оригинал целиком, а скорее наоборот - чтобы не утруждаться чтением большего объема, когда можно быстренько просмотреть самое-самое и всё понять.
     А взявшись за это несложное, но ответственное дело (не изменить ни суть, ни настроение оригинала ни в коем случае нельзя) поняла, что делаю это как раз для того, чтобы Вы не успокоились на этом самом малом из замечательного, а двинулись дальше.
     (Да простит меня автор за такое ханжество, если сможет).



* * *


      "…Однажды мы сидели за столом с Александром Градским и пили шампанское, не помню уже по какому поводу. Вдруг Градский поднес бокал с вином к уху, глаза его затуманились. Потом Градский сказал: "А ну-ка, Макар, вот мы сейчас проверим - поэт ты или не поэт. На что похож звук?" С этими словами он поднес шипящее шампанское к моему уху. Звук действительно напоминал что-то знакомое. "Может быть, шум стадиона?" - неуверенно предположил я. "Ни хуя ты не поэт! - расстроился композитор. - Вода в бачке так журчит!"




* * *


      "Эта история связана для меня с двумя незабываемыми: ясным ощущением ангела за плечами и чувством внезапного острейшего счастья. Возможно вещи эти взаимосвязанные. Во всяком случае первое обычно влечет за собой второе…"




* * *


      "Кстати, проведя некоторое время в поисках определения счастья и не удовлетворившись ни одним из прочитанных, я вывел свое собственное:
      СЧАСТЬЕ - ЭТО ТО, ЧТО НЕЛЬЗЯ ЗАПЛАНИРОВАТЬ"




* * *


      "Я разочаровываюсь - следовательно, существую"




* * *


      "В детстве кажется, что вот среди твоих сверстников есть умные и дураки, а взрослые - умные все. Просто не можешь представить себе взрослого дурака. С годами, постепенно перебираясь в стан взрослых, с ужасом понимаешь, что тут-то дураков гораздо больше"




* * *


      "Принято считать, что по тому, как женщина танцует, можно определить, какая она в постели. Это, оказывается, не так. По тому, как женщина танцует, можно определить лишь, что она о себе думает. Думает на, как правило, совершенную ерунду"




* * *


      "Долгое время жили среди всего дешевого. О дорогих вещах ходили легенды. Казалось: дорогое в отличие от дешевого не ломается. Оказалось - точно так же ломается. Оно просто дорогое"




* * *


      "Оказывается, обманываешь себя, оставляя что-либо на "потом"… Никакого "потом" не будет. Время идет быстрее и быстрее, и свободного времени будет все меньше и меньше, а потом сразу умрешь. А если, не дай Бог, не сразу - все равно будет уже не до книжек. Так что "потом" это утешительная форма "никогда"…"




* * *


      "Казалось бы, с опытом, который неизбежно приходит с годами, поток разочарований должен постепенно иссякать. Ничего такого не происходит - просто сам предмет меняется"




* * *


      "Удивительное дело - человек, который пишет песни, рисует картины - словом, делает что-то, что собирает вокруг него людей, - постепенно оказывается в плотном кольце этих людей, искренне им восхищающихся. Человек не может определить толщину этого кольца - он видит только первые ряды. Рано или поздно у него возникает ощущение, что кольцо это не имеет внеш-них границ и толпа его почитателей простирается до горизонта. А на самом деле кольцо всегда имеет толщину...(Увидев это один раз, я понял, что застрахован от обольщения на всю оставшуюся жизнь)"




* * *


      "Нам свойственно переносить на слушателя все тонкости нашего собственного вкуса. То есть если ваш товарищ, как и вы, любит чеснок, то он обязан любить и варенье, потому что его любите вы. Мало того - он обязан, как и вы, ненавидеть груши.
      Это большое заблуждение. Ваш товарищ ничем вам не обязан и будет с наслаждением жрать груши у вас на глазах. А чеснок вы с ним съедите вместе"




* * *


      "Однажды я заболел ячменем. Коммуналка наша была весьма дружная (не считая Герчиковых), и ячмень мой переживали сообща. Дядя Дима тоже пришел смотреть на ячмень, приблизил свое лицо к моему и вдруг совершенно неожиданно и коварно плюнул мне в глаз. Плевок пах луком и табаком, и я очень расстроился. Кажется, ячмень прошел"




* * *


      "Я вообще в детстве прежде всего замечал запахи… Только не подумайте, что от кого-то воняло, а кто-то благоухал (слово дезодорант, кстати, тогда ещё не было известно прогрессивному человечеству!) речь шла о каких-то очень тонких вещах, и вполне возможно, что, кроме меня, этого вообще никто не чувствовал"




* * *


      "Ещё помню, как строгая Нина ставит передо мной миску с самой ненавистной моей едой - творогом, растертым в кефире, - и будильник. Чтобы через пять минут всё было пусто! В кефире плавают комки от творога, и от них кого угодно может вырвать. Нина исчезает на кухне, и я в полном отчаянии перевожу стрелки аж на полчаса назад и сижу обреченно, не дыша и с творогом за щекой.
      Нина, видимо была не очень сильна в часовой технике, и прошло какое-то время, пока она разгадала мой маневр"




* * *


      "Крики переносил безропотно, но в душе переживал страшно. Я вообще в детстве ненавидел есть. Ненавидел иезуитский прием, с помощью которого меня пытались пичкать: "Коровка паслась на лугу, крестьяне её доили, потом из молочка сделали творог, привезли в город, отец зарабатывал деньги, чтоб купить творог в магазине, а ты, сволочь, есть не хочешь?" Я мог спокойно принести из детского сада макароны за щекой"




* * *


      "…я очень любил ходить под этот стол пешком - особенно когда приходили гости. Меня не было видно, а мне всё было слышно; кроме того, я мог спокойно рассматривать всякие интересные ноги сидящих под столом"




* * *


      "Я вообще не мог оторваться от дома до 13 лет - в пионерлагере прорыдал весь месяц. Странно, что это была тоска не по родителям, а именно по дому - находясь дома, я, например, очень любил оставаться один, пока все были на работе - можно было лазить по взрослым ящикам в комоде, смотреть всякие интересные штуки. Говорят, собаки сильнее скучают по дому, чем по хозяевам"




* * *


      "Детсад находился неподалеку… Внутри были высокие сводчатые потолки, воспитательница и неправильный запах. Пахло чем-то медицинским и очень недомашним…
      По истечении полугода из детсада меня вытурили. И вот почему.
      Больше всего на свете я тогда ненавидел есть. Наверно, потому, что меня все время нещадно пичкали чем-то полезным…
      А тут я попал в советское учреждение, где все должны были быть как все. Прием пищи превратился во что-то вообще невообразимое.
      Во-первых, пища была нехороша. Не в смысле, скажем, несвежести - она была приготовлена с большой нелюбовью к тем, кто ее должен был есть. Обязательной дозой рыбьего жира поливали второе (не давать же каждому с ложечки, в самом деле). От запаха рыбьего жира меня рвет до сих пор.
      Со сливочным маслом поступали ещё лучше - его клали каждому в стакан с кофе с молоком и какао (странно, что не в чай), оно там таяло и плавало сверху прозрачной желтой блямбой. Добраться до кофе, не хлебнув при этом масла, было невозможно. Вы хорошо представляете себе вкус этого продукта? Скоро я насобачился быстро, пока Жанна Андреевна отвернулась, вычерпывать масло ложкой и сливать под стол (ложку надо было незаметно оставить, когда убирали тарелки от супа).
      С котлетами было сложнее. Сброс их под стол не проходил - за этим делом меня поймали, я был наказан, и после этого следили за мной пристально (насколько это было возможно в условиях одна воспитательница на двадцать детей). И тогда я придумал и отработал другую тактику. Я поддевал ненавистную котлету на вилку и резким движением отправлял ее в полет через голову - на шкаф, который стоял за моей спиной. Шкаф был очень высокий, и даже Жанна Андреевна не могла заглянуть на его крышу. Операция по метанию котлеты занимала доли секунды, и не промахнулся я ни разу.
      Где-то через месяц в столовой запахло покойником, но долго ещё работницы детсада не могли понять, в чем дело…"




* * *


      "К снам всегда относился уважительно и даже с восхищением; правда, без мистического экстаза. Не сомневаюсь в том, что иногда сны - это неистолкованные письма из будущего, но всяческие сонники, которыми завалены сегодня прилавки, вызывают разве что раздражение. Нас пытаются научить разбирать микроскоп с помощью молотка"




* * *


      "Сон. Ангелов на свете столько же, сколько и людей. Они мечтают поселиться на Земле - на одной половине, поделив её с людьми. Возможно, это произойдет после конца света, когда на Земле останется вдвое меньше людей. А пока ангелам строжайше запрещено посещать Землю и вступать в непосредственный контакт с людьми. Но ангелы страшно любопытны и тайно нарушают запрет, хотя за это их ждет смертная казнь. Для этого существует специальная служба при церквях - это бабки в монашеских одеяниях. Ангел похож на ребенка в возрасте десяти - двенадцати лет, но величиной с куклу, поэтому его можно забить ракеткой для бадминтона или просто мокрым полотенцем (с этими предметами в руках монашки и шастают по городу). Правда после смерти ангела человек, которому этот ангел покровительствовал тоже умирает. Ангела звали Ира. Он нес мне записку от какой-то человеческой Иры, то ли художницы, то ли певицы. Я видел краем глаза, что ангел следит за мной, но боится подлететь, рискуя быть замеченным. Я очень сочувствовал ему и боялся за него, но поделать ничего не мог - дело происходило днем в центре города, вокруг была масса людей. Наконец, мы очутились в каком-то парке, где народу почти не было, и ангел уже двинулся ко мне, но тут появились бабки-монашки с полотенцами. Они пару раз взмахнули ими, и от маленького создания в белом платье на асфальте осталось мокрое пятно. Почти сразу мне позвонила Ира и между делом сказала, что она не очень хорошо себя чувствует, но это ничего - она полежит денек дома, и все пройдет. Я уже знал, что ничего не пройдет, но не мог сказать ей об этом.
      Проснулся с тяжелейшим ощущением непоправимого. Все бы ничего, но одна моя знакомая Ира действительно неожиданно умерла"




* * *


      "Ей-богу, я очень немного видел людей, которые бы так любили друг друга, как мои отец и мать - всю жизнь. А сейчас, по-моему, так вообще не бывает, вы уж меня извините. Что-то изменилось в воздухе"




* * *


      "Поразительно, какой неожиданный приступ горя я вдруг испытал, когда у меня родилась сестра… Я как-то не придавал значения маминой беременности, не думал, чем всё это кончится"




* * *


      "Настроение было превосходное, и, выруливая на Дорогомиловку, я произнес что-то восторженное насчет того, как все здорово, и какая дивная погода, и как мы сейчас замечательно все сделаем, и придут друзья, и выпьем как люди.
      С этими последними словами я въехал в зад одиноко стоящего на светофоре "Жигуленка".
      Улица была пуста, скорость моя близка к пешеходной, и объяснить произошедшее чем-либо кроме потусторонних сил, я не могу…
      После того как мы опомнились, утешили хозяина "Жигулей", пообещав ему склеить его машину на лучшей станции, и отъехали с места катастрофы, Юз посмотрел на меня очень серьезно и сказал: "Запомни, мудило: ангелы слышат мысли, а бесы - слова. Поэтому о хорошем достаточно подумать, трендеть необязательно"




* * *


      "Я очень хорошо помню (я ещё был совсем маленьким), как он возмущался по поводу какого-то фильма: почему, если американский, то - шпион, а если наш - разведчик?"




* * *


      "И всё-таки неприятие советской власти возникло у отца совсем по иной причине - сейчас я в этом не сомневаюсь. Внутри у отца был идеальный камертон, настроенный на красоту. Отец не мог провести некрасивую линию - она бы у него просто не получилась… И у отца в голове никак не складывалось: если мы дети самого передового в мире учения, то почему всё вокруг такое некрасивое?"




* * *


      "ИСКУССТВО есть стрельба в неведомое, где степень точности попадания соответствует степени приближения человека к Богу"




* * *


      "Чувствительность моя, как я сейчас понимаю, граничила с патологией. Однажды вечером вся семья сидела на террасе. Пили чай, за окнами шумел дождь. Беседа шла какая-то взрослая, мне было неинтересно, я вышел в сад, и по тропинке - за калитку. Теплый дождик оставлял на лужах пузыри, по дорожке прыгали большие редкие лягушки. Я взял одну в руки, мы поговорили с ней о чем-то, я посадил её обратно на дорожку, она посидела немного рядом со мной и скакнула в темноту. Через мгновение по дорожке протопали чьи-то огромные ботики, пахнуло табачным дымом. Страшное предчувствие кольнуло мне в сердце, я кинулся шарить по темной земле и на ощупь нашел то, что осталось от моей лягушки - она превратилась в блин. Я прорыдал двое суток без перерывов на еду и сон. Объяснять что-либо в таких случаях родителям было бессмысленно - я мог изложить ход событий, но не мог объяснить глубину трагедии"




* * *


      "Ещё был блокнот - я собирался написать книгу. Она должна была называться "Москва в огне" - про войну. На первой странице я вывел название большими печатными буквами и объял их языками пламени. На следующей странице шел подзаголовок: "Глава первая. Украдена пограничная собака" - должна же была война с чего-то начаться! Потом пошел текст: "Ряд пограничников стоял на заставе. Вдруг один из них воскликнул: "А где моя пограничная собака?" Дальше работа над книгой не пошла"




* * *


      "Удивительно, что такое происходило потом со мной много раз: я становился обладателем объектов своих самых заветных желаний, но всегда это происходило много позже, когда уже и штука эта не очень-то была нужна, и в путешествие это хотелось не так, как тогда, и по женщине этой уже давно не страдал. Мне даже виделась во всем этом какая-то система, за которой был скрыт очень важный именно для моей жизни смысл. И пару раз мне казалось, что вот-вот он будет разгадан. Но - так и не разгадан.
      В чем тут дело?"




* * *


      Юз Алешковский "…пошлость - это более-менее точная примета частичного, порой полнейшего отсутствия души в ком-нибудь и в чем-нибудь. Отсюда - не красота, всегда исполненная достоинства, вызывающе нелепая красивость, не всепоглощающая страсть любовного соития, а занятие похотливой нелюбовью и т.д. и т.п."




* * *


      Набоков "Пошлость - это не только явная, неприкрытая бездарность, но главным образом ложная, поддельная значительность, поддельная красота, поддельный ум, поддельная привлекательность"




* * *


      Дмитрий Светозаров "пошлость - это что-то из области формы (понимаю - историю Ромео и Джульетты может рассказать Шекспир, а может автор криминальных хроник газеты "…", фабула истории при этом совершенно не изменится… но разницу почувствуем, да?)"




* * *


      Юля Рутберг "Пошлость - это всегда перебор. 22 очка… всегда слишком: слишком ярко, слишком нарядно, слишком громко рассказывает и сам при этом смеется"




* * *


      "Современный человек вообще не готов к смерти - иначе ему пришлось бы признать, что все, чем он занимался в этой жизни вплоть до внезапного прощания с ней - ел манную кашу в детском саду, учился, прогуливал уроки, выпивал, ходил на работу, женился, изменял жене, разводился и снова и женился снова, болел, делал подарки друзьям, смотрел футбол, ездил на рыбалку, чинил машину, читал книги, мечтал о хорошем, - все это и было смыслом его жизни"




* * *


      "Что за древняя сила природы заставляет особей женского пола стремиться к вожаку стаи?
      Не могу сказать, что мы этим злоупотребляли.
      Но не могу сказать, что мы этим не пользовались"




* * *


      "Я упорно не хотел курить и пить - мне было невкусно"




* * *


      "Кстати, одно из сильнейших разочарований последних лет. Бывает, что в женщине тебе нравится абсолютно все, кроме какой-нибудь чепухи: например, вдруг замечаешь, что она что-то оживленно рассказывает тебе, а тебе неинтересно. И, кажется, что это такая мелочь, что она непременно растворится во всем остальном хорошем. Нет. Она не растворится, и будет все время отравлять жизнь, как гвоздь в сапоге, и конец ваших отношений будет ужасен"




* * *


      "Музыка - состояние, не подкрепленное конкретной словесной информацией. Поэтому она несет, конечно, в сто раз больше, чем самые мудрые слова"




* * *


      "Несколько раз в своей жизни я видел один и тот же сон. Суть его заключалась в том, что я должен был куда-то попасть, где меня ждали. По пути возникали разные бытовые сложности, я задерживался то тут, то там и в результате опаздывал, но как-то очень сильно - скажем, на целый день, - и приходил, когда никого уже нет, свет притушен, стулья перевернуты, и уборщица моет пол. Не знаю почему, но более острого чувства потери я не испытывал потом уже никогда"




* * *


      "Иногда приходили девушки, но тут мама проявляла потрясающую бдительность. Невероятным образом по щелчку замка - как я его ни смазывал - она определяла пол и количество моих гостей, даже если дамы шли от лифта, сняв туфли и неся их в руках. Тут же раздавался телефонный звонок, и мама интересовалась, что это девушки делают так поздно в гостях, и не пора ли им домой. Не ошиблась она ни разу…Как мне иногда удавалось её перехитрить - одному Богу известно"




* * *


      "Всю жизнь завидовал людям, которые легко выключают телефон. Хотя если задуматься - почему это человек, звонящий по телефону, приобретает такое преимущество в праве на контакт? Вот вы сидите за столом, и в гостях у вас очень хорошие люди, и пошла замечательная беседа, и вдруг - звонок, и вы прерываете дорогого вам человека на полуслове, ставите на стол рюмку, опрокидывая стул, бежите к ненавистному аппарату и слышите абсолютно неинтересный вам вопрос: "Привет. Ну, как у тебя дела?" (А есть категория знакомых, которые умудряются звонить тебе исключительно в таких ситуациях.) Всё это равносильно тому, что вдруг открылась дверь, вошел некто и, перебивая всех, заговорил о своем. И все равно бежим к телефону!"




* * *


      "Все должно быть в превосходной степени: если пир - то на весь мир, если плова - то гора, если водки - то море, если гости - то чтоб сидели друг на друге, если девушка-модель - то чтоб три метра ростом" (про Абдулова)




* * *


      "Я заметил, что гости, как кошки, безошибочно выбирают энергетически правильные места. Если хотите узнать, где у вас в доме хорошо, пустите в него много гостей, дайте им выпить и посмотрите, как они расположатся"




* * *


      "На самом деле это бывает очень редко - общаешься с человеком заочно через то, что он сделал, и волей-неволей представляешь себе, какой он - а потом вдруг встречаешь его самого, и оказывается - нет, чего-то ты себе напридумал, совсем он не блондин с голубыми глазами.
      В двух только случаях воображаемый мною образ совпал с оригиналом до мелочей - первый раз это было со Жванецким… С Алешковским вышло так же"




* * *


      "Когда я был маленьким, я даже не мечтал иметь собаку - так мне её хотелось"




* * *


      "Удивительно устроен человек! Представьте себе вертикальную шкалу - внизу расположена наша печаль, а наверху - наша радость. Эта шкала будет представлять из себя очень небольшой столбик. А теперь нарисуйте рядом другую шкалу - внизу будет все самое плохое, что может быть в жизни, а наверху - все самое хорошее. Этот столбик получится куда длиннее. А теперь, перемещая первый столбик вверх и вниз вдоль второго, вы увидите, что человек обладает способностью одинаково и радоваться, и печалиться, независимо от того, где он находится - среди ананасов в шампанском или посреди горящей помойки - диапазон "печальрадость" от этого не меняется"




* * *


      "История начинает повторяться с того момента, когда умирает последний человек, который помнит, как все было на самом деле"




* * *


      "Все знает и ничего не хочет. Мне бесконечно далеко до этого состояния. Я ещё много чего хочу и очень много чего не знаю.
      …Я не понимаю, почему если Бог есть любовь. Основные слова, с которыми мы к нему обращаемся, - "прости" и "помилуй", да ещё "побойся Бога"
      Я не понимаю, почему во всех четырех Евангелиях Иисус гневался, скорбел, вопрошал и учил, но ни разу не улыбнулся.
      …Я не понимаю, почему у меня так и не получилось никакого счастья с женщинами, которых я любил больше всего на свете?
      …И почему вдруг от каких-то нот или строк мурашки идут по спине, и слеза просится на глаза?
      …И почему, как ни верти, я воспринимаю беседы, идущие в Интернете, как бессмысленное бормотание слепых людей в темной комнате?
      Ещё я не понимаю, почему человек до последней секунды с такой отчаянностью цепляется за жизнь, которую он и получил-то помимо собственной воли и желания, и совсем она не была хороша, и радости в ней было куда меньше, чем печали, а две-три короткие вспышки счастья оставили после себя разве что горьковатый привкус ностальгии?
      Я бы очень хотел все это понять. И ещё многое-многое другое. И тогда уже (может быть) - ничего не хотеть".










Я больше всего хотела передать настроение книги в целом, и если хоть в чем-то я перегнула палку, отбирая то, что больше всего выбило меня из колеи (хотя и на это я права не имела) то пусть просит меня её автор, человек перед которым я искренне и уже давно преклоняюсь.

Ваша А.








 


 


Новости Авторы Проза Статьи Форум Карта
О проекте Цитаты Поэзия Интервью Галерея Разное
  • При перепечатке ссылайтесь на newlit.ru
  • Copyright © 2001 "Новая Литература"
  • e-mail: yigor@rambler.ru
  • Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 be number one
    Поиск