На Главную
Новости Авторы Проза Статьи Форум Карта
О проекте Цитаты Поэзия Интервью Галерея Разное

 


        Елена Зайцева.


        Из последних поступлений в «Новую Литературу» (критический обзор №14)


       


...нельзя «умолчать» Николая Буторина и Ольгу Данилову. Тексты с внутренностью. Не никакие, а такие. Утверждающий - отрывисто, отчаянно - Буторин:

Всё правильно. Лишения. Нужда.

Скитанья. Грозы.

Рентабельность поэзии чужда.

Она для прозы.

 

А здесь - гроши, здесь быт невыносим,

дым коромыслом...

Но - только так! И Боже упаси

жить здравым смыслом...

 

(Николай Буторин)

 


Предупреждающая - на высокой ноте, но и трезво, с горечью («по облакам», но и «по кочкам»!) - Данилова. О том, что «В этом городе каждый патрон / На особом счету. Если найден», что «все-таки больно, когда без наркоза», что «Вот так и проплывем, / мелькая в переходах, / и истечет река, / и обмелеет брод». Об ознобе...

Вызывавшим снег, только стоило им разомкнуть уста,

остывая врозь, раскалившись за миг до этого,

возвращала пар снисходительная темнота,

и откуда-то сверху, из черного и фиолетового

он сгущался под фонарями в конусовидный душ.

И служила сама зима горячей купелью душ.

Запрокинув головы, долго смотрели вверх,

будто мчались так, что едва заметно мельканье вех.

А теперь, столько зим спустя, вызывает один озноб

на спине лежащий, в небо лицом, сугроб.

 

(Ольга Данилова)


Оба случая - конечно, поэтические. Цитирую ещё:

Яично-цинковой синички

дежурный утренний визит.

Стою, курю, ломаю спички -

сидит, через плечо глядит.

Голодный взгляд. Головка набок.

Затылок черен. Плащик сер.

Откроешь дверь - блюдет порядок

мой личный улиционер...

 

(Ольга Данилова)

 

 

Пошевельнутся ль наши туши,

когда вонзится в наши души

один бесхитростный секрет:

природа к смерти равнодушна,

она мгновению послушна -

а вот для Бога мёртвых нет...

 

(Николай Буторин)


Как сказал благодарный читатель (и, кстати, тоже автор «Новой Литературы»): «В мыслях просторен / И тесен в словах / Коля Буторин. / Стихи его - ах!». Согласна.

Если же говорить о том, что в утверждениях (стихах!) Буторина мне не близко (а далеко, очень далеко и отдаляет) - так это всё «национально-территориальное» («...Империя почти что умерла. / Империя ползёт к средневековью. / Не новый Пётр, а новый Тамерлан / умоется остывшей русской кровью...»). Я не патриот. И вообще, не обольщаюсь. Не думаю, что России предоставят какой-то отдельный, персональный армагеддон. Мы только часть. Часть, кстати, привыкшая думать, что она лучшая. А ведь... А ВОТ ДЛЯ БОГА НАЦИЙ - НЕТ.

У Даниловой же настораживает необязательность, такая вот... целевая невразумительность некоторых текстов - скажем, «За деньги» или «Октябрь. Ялта...». А иногда эта невразумительность не только целевая. Самая настоящая («Две сплошные», «Гончие»).

Но ни это отдаляющее, ни это невразумительное не помешали сказать (с радостью повторю): случаи несомненно поэтические.

 

...нельзя не заметить Александра Воловика. Он сильный, грамотный.

Как неверный супруг, урка мафии, или, как агент ЦРУ,

я живу двойной биографией и, наверное, так и умру.

С утра, развозящий цифры по вдрызг ледяной Москве,

я ночами играю в игры с буквами: А, Б, В...

Вроде граней кубика Рубика (но проворнее) их кручу,

и в скрипе мне слышится музыка - одна из моих причуд.

может, бледная или резкая, а по мне - как раз в аккурат,

за застиранной занавескою бормочет всю ночь подряд...

 

(Александр Воловик)


Т.е. понятно: «развозящий цифры по вдрызг ледяной Москве» - это ещё сказать надо, это вам не частушки про трактор*. Лично просила редактора обязательно опубликовать Воловика, прямо-таки восторженно просила (что, конечно, лишним было, он бы и так прошёл). Просила, восторгалась... Чем кончилось?

Ничем.

А просто за этим хорошим, качественным забором ничего нет. Воловик - он какой?

Никакой. Недовольный немножко, немножко наблюдающий. Играющий немножко (Я барракуда баррикады / Я прана крана, честь числа я. / Я - истукан у эстакады, / башибузук Бахчисарая). Но что до игр, так и... я играла, я и крала, я икра и красота, я блистала, тело стало тало, сонно навсегда :)... Начитанный, конечно. Да вообще - знающий. Но ведь всё это только и значит - никакой. А что касается физики, которая мета-, которая, скажем, эта:

...В виртуальных кругах вращаясь, за окном пропущу весну я.

Супротив фантома вистуя, упущу на бессмертье шанс...

 

И в этой жизни другой, в неизвестности где-то,

за переходом скорым, когда чёрная хрустнет твердь,

обнаружится новый мир, может быть, не такой, как этот,

но, конечно, ещё прекрасней и солнечней, чем теперь.

 

(Александр Воловик)


- так это ведь общее «постбродское» место...

Неправильно я сказала. Не «сильный, грамотный», а «сильный, точнее, грамотный». Это разное. Этого мало. Для чего мало? Я скажу, для чего достаточно.

Для публикаций. Это хороший публикабельный уровень, это «техничные» тексты. Интересные как чистая техника, как очередная фиксация тех же общих мест, интересные как то, чего делать не надо. Что ж интересного, скажете, если не надо? «Ненадовского» и так пруд пруди... Не-ет. Это хитрое ненадовское. Тут есть чему поучиться. Даже, как видите, «купиться» можно. Потом «выкупиться» и подумать: а почему, собственно?..

Так что в части публикации остаюсь при прежнем мнении.

 

...нельзя (трудно) не перепутать Марию Малену с Инной Молчановой.

Дождем барабанить в кошачьи карнизы,

плеская из форточек стылую воду,

глазея на самодостаточность неба -

лететь кодом

(шифром)

из провода в провод.

Однако - нелетная нынче погода,

а выпить - не то чтобы нужен был повод,

Да только не дамские это капризы.

(Вчера что-то было.

Вчера кто-то не был.)...

 

(Мария Малена)

 

 

Взрежут Вселенную крылья, а, может быть, - лопасти,

дивный полет - продолжение снов не оборванных

птицы не пуганой, тающей в зобе у пропасти,

где укрываются белые-белые вороны;

где продолжения сказок - сбежавших отшельников -

прячут финалы, давно отрекаясь от фабулы,

чтоб на несчастной тропе не встречать понедельников,

пересекающих даты рождений параболой...

 

(Инна Молчанова)


Хотя Малена - чуть более восклицательна, срывна, если можно так сказать («Этот город умеет врать / так искусно, что впору плакать...», «Господи, только бы не разреветься на улице! Ну же, терпеть, ну еще, ну хотя бы до лестницы!..»), Молчанова - чуть больше повествовательна, «элегична» («Жизнь моя похожа на плоды / странного, потерянного эха...», «...А может там, где звезды гасят шлейф / кометы, разогнавшейся до света, / на помощь поспешит любовь как эльф / в рубиновой по белому карете...»), но настолько чуть, что похоже это на разные настроения - оттенки настроений - ОДНОГО человека. В таких случаях начинается у меня «фобия рецензента»: а вдруг это ОДИН автор, вовсе не два? Ну, мало ли. Пошутил. Ведь и впрямь «этот город умеет врать / так искусно, что впору плакать». Стра-ашно. Переживаешь, «чтоб на несчастной тропе не встречать»... затейников!

 

...нельзя не улыбнуться сочинениям Александра Резникова и Лилии Лин. Александр меня сразу сразил, одним уже «Кому нужны стихи поэта? / Ему лишь только самому...». Как и Лилия - одним «Мы разные, но корень-то один / Мы ходим по одной большой планете! / По-разному смеемся и грустим, / Но солнце одинаково всем светит!!!». Ругать я это, конечно, не буду.

 


 

_________________________________________________________

* «...это вам не частушки про трактор», - говорю. Да что там трактор, какие частушки я про пирожок слышала! Пользуясь случаем: вышел новый альбом Егора Летова («Гражданской обороны») - «Реанимация». Там много чего, вот и про пирожок - тоже.




 

 


Рассылки Subscribe.Ru
Подписаться на NewLit.ru

 
 
 
 
 
  Интересные биографии знаменитых учёных, писателей, правителей и полководцев
 

 

Новости Авторы Проза Статьи Форум Карта
О проекте Цитаты Поэзия Интервью Галерея Разное
На Главную
  • При перепечатке ссылайтесь на NewLit.ru
  • Copyright © 2001 – 2006 "Новая Литература"
  • e-mail: NewLit@NewLit.ru
  • Рейтинг@Mail.ru
    Поиск