На Главную
Новости Авторы Проза Статьи Форум Карта
О проекте Цитаты Поэзия Интервью Галерея Разное

 


        Елена Зайцева


        Половник слова


       


Не сразу решилась послушать “Дальневосточного Башлачёва”... Человек я нервный. А уже слышала “приморскую Дягилеву” и “Летова со Змеинки”...

Не сдержалась. Любопытство. Детская болезнь обожания “текстовой музыки”. И что же теперь? Повторить за Гёте, что “Техника в соединении с пошлостью - самый страшный враг искусства”?..

“Земсков Андрей Викторович, поющий поэт, член Союза писателей России. Учился в Хабаровском государственном педагогическом университете (филология). С 1988 года пишет песни на свои стихи. Лауреат фестивалей авторской песни, с 1999 года - почётный гость и член жюри дальневосточных и сибирских фестивалей, один из ведущих авторов-исполнителей Дальнего Востока. Стихи Земскова неоднократно публиковались в литературном журнале “Дальний Восток”. А. Земскову присуждена Президентская литературная стипендия по Дальневосточному региону за 2001 год.

За последнее время песни Земскова приобрели большую популярность среди любителей авторской песни. Выпущено три авторских компакт-диска, семь магнитоальбомов, два сборника стихов, в рукописи третий. Песни Земскова включаются в репертуар другими исполнителями. Авторские выступления Земскова - это всегда диалог с аудиторией на самые животрепещущие темы, это работа с полной отдачей. Работу со словом и с аудиторией Земсков считает основной задачей. В 2000 году на ГТРК “Дальневосточная” (Хабаровск) снят телефильм об Андрее Земскове “ПАЛОМНИК СЛОВА”...”

 

O, Lord!.. Kak vsё ser’ёzno... “Когда бы не было так грустно” называется. А человек я не только нервный. Трудолюбивый оченно. Слушала, сколько смогла. Не музыку, конечно - амелодичность / функции сопровождения. Хотя, надо признать, жанрово случай всё-таки не бардовский. Формальные признаки (гитара / голос / неодолимая склонность “жюрировать фестивально”) при отсутствии определяющего бардсвойства - креаторствующей флегматичности. Чего-чего, а этого нет. Всё достаточно... экспрессивно. Рок-бард? Ближе. К аккордам, рвущим и зовущим. К горячим текстам, за душу берущим. Карошие тексты. Для карошей текстовой музыки. Ясненько, на чём народ наэто... ошибается. Главный Принцип Высокопилотажной Пошлятины прост, как всё гениальное. ВСЁ ГЛАДЕНЬКО, ВСЁ РОВНО (“У нас. Всё. Точно.”). Не подкопаешься. Заглажено-забетонировано раз и навсегда - построчно, пословно. Большим катком по мягкому цементу, утюжищем по шнурку. Гладенько. Чистенько. Заглядение. И что крайне важно и весьма показательно - ВСЁ ОЧЕНЬ, ОЧЕНЬ, ОЧЕНЬ СЕРЬЁЗНО. Поэт, Вечность, Судьба, Небеса, Святыня... (“столько всего и всё такое вкусное!”). Никаких вольных глупостей, никаких глупых вольностей. Слушать стоя. И рыдая. Кстати, про рыдания... Какая удобная некрофилия. “Памяти Высоцкого”, “Памяти Рубцова”, “Памяти Шукшина”, “Памяти Галича”, “Памяти Цоя”... А кто Вас, уважаемый, уполномочил их вспоминать? Не увлеклись? На каждый день недели получается. По “памяти”... Им-то, собственно, всё равно. Хотя - кто знает. (ЛЕГКО ЛИ ТАИТЬСЯ МЁРТВЫМ?!..) Но вот мне как-то... не по себе. Что Вы так развспоминались...

 

Хитромудрая штука - высокопилотажная П. ЧТО там какой-то пенно-сверкающий попс, в котором моя трёхлетняя дочуня - и та почуяла подвох. Почему, говорит, дядя поёт, что он заяц? Врёт, говорю, дядя. Но ведь тот-то дядя - врёт, а этот - пиздит (некорректно?..). Дядя-заяц Владимира Семёныча не трогает, и на том спасибо. А этого дядю - поблагодарить не за что...

Умненькая штука - высокопилотажная П. Она использует наработки, уже прошедшие суровую нехилую проверку, использует тонко, по уму. Не впадая в “грубое” подражание, но чётко вклиниваясь в колею. Колея-то действительно башлачёвская.

 

Сведены счета,

Взведены курки.

В полынье - полынь.

Головам пустым

Отдавая честь,

Раздавай долги.

Вместо Вечного Огня -

Только Вечный Дым...

 

Вечный Пост, короче. И прочие “красные солнышки” и “напрасные хлопоты крыльев за левым плечом февраля”. Колея эта только его, а не Ваша, Андрей, колея...

Ожидание новых воплощений - вот что стоит вдоль этой колеи, предоставляет ушки-душу-сердечко (“Мы не виноваты. Ушки слабоваты”. - прим. автора). Может показаться, что это - продолжение, что это - ученичество. И - кажется. Массовый психоз... Уже говорила?

Какое уж тут ученичество... Хороший (не кароший) текст, хорошая песня РОВНОЙ не бывает. Они ж из сора растут, помните? Мусор всякий, нитки да огрызки. Могла и кошка нагадить, если мимо шла (панки хой :)... А тут, видите ли, фантазия. “Потому что наша жизнь без фантазии скучна...” Вот это верно. Скукотища - неописуемая. Вот и приходится придумывать. Сочинять. Записывать и выступать. И в Союз писателей приходится вступать. (Это я так, для ради рифмы :))

Сорри, про сор. С хорошей песни - с неё ведь... обхохочешься! Она ж сама не знает, на чём держится (и в чём только душа держится!..). Она ж на ошибках и нелепостях, она насквозь “прокосяченная”...

 

Дягилева:

 

...А на матрасе позапрошлые руки!

(позапрошлые?..)

 

...А вы по плечи в наших волосах...

(ноу комментс...)

 

...В моём углу засохший хлеб и тараканы,

В моей дыре цветные краски и голос...

(“Дохлокс” - new. Но дихлофос... /Уж не будем на “дыре” заострять.../)

 

etc. etc. etc.

 

Башлачёв:

 

...Топором меня в рот рубите!

(эээ...)

 

...Знаешь, стыдно, когда не видно...

(знаешь, стыдно-то как раз, когда видно!)

 

...Подняв свои полные вёдра внимательных глаз...

(да...)

А “Мы льём своё больное семя” / 20 строк, и на каждую по недоумению? А “Вечный Пост” / мечта психиатра ? А “Петербургская свадьба”, где... Не будем. И не надо.

Издеваться можно долго. Наиглупейше и поумнее. Но... мысль ясна?

Так что - с любовью к повторениям - какое уж тут ученичество! Хитроумное вклинивание (само собою, с “разбавлениями” - с миру по нитке не отменяется, тем от грубого подражания и отгорожено, но - тем не менее... если не более). Оно бы и ради Бога - ехай, где накатано... Так ведь не ради Бога получается. Король-то голый, а мы о фасонах... Самая приглаженная, самая прилаженная врачка - она ж сама себя опровергает, сама с собой не состыкуется. Высокопилотажная - она “зимняя” (помните про “зимних” и “летних” дураков? Тэффи? Аверченко?). В состоянии подделать ювелирно - в отличие от “летнего” лопотания явных неумех. Будет смысл, будут образы. Однако - “накалываемся” на мелочи, на пустячишке. Про “мусор” забываем. Чутья бы, думаю, вполне хватило на попытку иллюзии “из сора”. Но забываем-то совершенно закономерно - это рефлекторное отторжение. Нельзя тащить реальные огрызки-ошмётки в карточный домик (а “нереальных” огрызков - не бывает; с крысой советовалась!) Так что - избегаем упорно, отторжение на все сто... Но - счастливо избежав тех “нелепостей” (“косяков” переполнения, зашкаливания), которые есть в любом настоящем, эта “зимняя” врачка не подаёт никаких признаков жизни, не становится и не может стать существом, так и стоит припомаженным манекеном... Разбирать её бессмысленно (а что может быть внутри манекена?), но из спортивного интереса... один разок... чего ж там всё-таки “забетонировали”?

 

Моя прогулка по городу

не будет слишком уж длительной:

Вон до того перекрёстка я

дойду - и сразу вернусь.

И вы ничуть не заметите

в моей походке медлительной,

В провинциальной беспечности

даже намёка на грусть.

(из альбома “Колокольное дерево”)

 

1) Если Вы дойдёте “вон до того перекрёстка”, т. е. видимого, который близко, - прогулка не будет не только “слишком длительной”, а и просто длительной не будет. К чему же клеить лишние слова?..

2) “ничуть не заметите” - или заметите, или нет. Нельзя быть чуточку беременной.

3) Медлительность и беспечность - своего рода антонимы. Быть медлительным и беспечным одномоментно - это как... быть пушистеньким и гладко выбритым. Беспечность - качество легкое, “движущееся”. Медлительность - “тормозящее”.

4) “ничуть не заметите” “даже намёка” - это масло масляное. Дубль 2: зачем же клеить лишние слова?..

 

Вот тебе и гладенько... А если глянуть “мельком”, вроде всё по местам... Дохленько только. Как-то... сходу ясно, что НЕ ВЕРЮ! (мы - с Пантакрином и Станиславским - такие фомы...). Ни на какие прогулки сэр паломник не ходил и не собирался. Достал свой мельхиоровый половник и черпанул словей, сколько влезло. Решил очередную песенку налабать. А что может быть проще? Для того, кто не в курсе, что по чашечкам разлить - маловато будет... “Под снегом, тихо спадающим, как будто осени жаль ему, под развесёлые песенки из музыкальных ларьков...”. Понимаете ли... “под развесёлые песенки” снег бы не смог спадать “тихо”. Музыка всегда идёт саундтреком. Это мог сказать человек, либо не видящий, либо не слышащий. Либо ВРУЩИЙ. Обманывать нехорошо? Обманывать - нехорошо...

О, дело, конечно не в чуши! Можно чушь пороть и... почушее! А она только повизгивать будет... Кто-то черный ромбик намалюет, и это будет картиной, будет событием, будет идеей. А кто-то пейзажи пишет, портреты пишет, натюрморты, всё это продаёт, все довольны, но... не картины это, не события и не идеи. “Это шуточка отца, этот мячик из свинца!” Так во-от... Это - шуточка Отца. /Отец (обиженно): “Уж пошутить нельзя!..”... Чего уж тут “нельзя”... Пошутил уже!) /

 

...Всё-таки странно... или нет? Меня не возмущают вкось простроченные джинсы. Не трогают просроченные пирожные. Не доконают беспардонные врачи. Но бессовестные стишки

когда-нибудь

доконают...

“Не слушай!” А главное - “Не суди!”... Ну да. Промолчи, промолчи, промолчи... Ничего не вижу. Ничего не слышу. Ничего никому не скажу!.. А ведь всё действительно серьёзно. Ведь ВСЁ ВРАНЬЁ ЧЕРЕЗ СЛОВА ИДЁТ. В Начале было Слово. И в середине. И в конце. Это - показатель. Обзор по всем уровням. Это отражение. И в то же время - то, что задаёт тон, выдаёт ключики, исток, исходная. Весь свет идёт через слова или проходит очень близко, легко облекается в них, словообразуется. Но и ВСЁ ДЕРЬМО МИРА В СЛОВА УПАКОВАНО. Вот так бы, в обёртке, и выкинуть... “Чтоб каждому, каждому стало светло...”. “И чтоб никто не ушёл обиженный!”

Перестань люди обманывать В СЛОВАХ и обманываться на этом... никакого обмана не осталось, не было бы вовсе...

И что-то страшное случится, если не называть вещи своими именами...

 

Вопрос: МОЖЕТ ЛИ ВЕСНА БЫТЬ БЕСПРЕДЕЛЬНОЙ, ЕСЛИ... НИ ВЕСНЫ, НИ БЕСПРЕДЕЛЬНОСТИ!?..

 

 

Альбомы Земского Андрея Викторовича:

“Колокольное дерево”

“Почти вертикально”

“Приморские песни”

“Сибирские песни”

“Севера”

“Расскажи мне, брат”

“Прокажённая церковь”

“Беспредельная весна”

(http://www.andr-zemskov.narod.ru)




 

 


Рассылки Subscribe.Ru
Подписаться на NewLit.ru

 
 
 
 
 
  Интересные биографии знаменитых учёных, писателей, правителей и полководцев
 

 

Новости Авторы Проза Статьи Форум Карта
О проекте Цитаты Поэзия Интервью Галерея Разное
На Главную
  • При перепечатке ссылайтесь на NewLit.ru
  • Copyright © 2001 – 2006 "Новая Литература"
  • e-mail: NewLit@NewLit.ru
  • Рейтинг@Mail.ru
    Поиск