На Главную
Новости Авторы Проза Статьи Форум Карта
О проекте Цитаты Поэзия Интервью Галерея Разное

 


        Игорь Якушко


        «Мистер и миссис Смит» / Mr. & Mrs. Smith (боевик, США, 2005г.)


        Рецензия на фильм


Режиссер – Даг Лиман. В ролях: Брэд Питт, Анджелина Джоли, Винс Вон, Адам Броди.

 

Сюжет.

Мистер и миссис СмитУтопая в мякоти кресел в психологическом кабинете, молодые супруги пытаются объяснить психологу, друг другу и самим себе, почему их семейная идиллия дала трещину. Неожиданно выясняется, что отсутствие секса – еще не самое страшное. Оказывается, еще 5 (по его версии) или 6 (по её версии) лет назад, когда они познакомились где-то в далекой Наркоколумбии, все пошло не как у людей.

По своему обыкновению, местные задерганные полицейские ищут в баготском отеле какого-нибудь индивидуально путешествующего иностранца, чтобы предъявить ему по признаку его одиночества обвинение в убийстве некоего Барракуды. Он стоит у ресепшена с газетой и в темных очках, она – в белом романтическом платье в вихре вьющихся вокруг нервничающих полицейских вбегает в залу… Их взгляды встречаются под аккомпанемент синхронного вопроса: «Вы путешествуете один (одна)?» и, понятное дело, им ничего не остается кроме как указать друг на друга: «с супругом (супругой)!». Что-то тут нечисто, – заметит внимательный зритель, для которого она уже схватилась было за спрятанный под шелковыми покровами ножик, а он – за пистолет. Но – обошлось без скандала: им поверили, они уединились в номере и полюбили друг друга.

Тут же следует второй подозрительный жест: на следующее утро, несмотря на обманчивую романтичность белого платья, выглядывающего из-под пальто, она чересчур метко пуляет из ружья в тире, что в сочетании с ножиком под колготками заставляет зрителя начать грызть ногти.

В следующей сцене мистер Смит (а это он и есть, как догадывается зритель) занимается спортом: мочкуется на ринге с лысым громилой, попутно втолковывая своему другу, который в это время ходит вокруг ринга и активно жестикулирует, что он, мистер Смит, влюбился и хочет жениться. Понятно, что человек, способный одновременно заниматься такими разнообразными делами, не дурак набить морду любому, кто станет на его пути. А в это время миссис Смит уже сменила белое платье на альпинистское снаряжение и ловко взбирается по вертикальной стене невообразимых масштабов в компании с лучшей подругой. Разумеется, она говорит о нём, то есть, находится приблизительно в такой же двусмысленной ситуации: руки и ноги в экстремальном спорте, а на языке – любовь. Подобное мушкетерство в дальнейшем встретится не раз, а пока из общения альпинисток мы узнаём, что мистер Смит работает крупным подрядчиком в области строительства.

В следующем кадре авторы фильма возвращают зрителя в тоскливое настоящее: мистер Смит – типичный американский обыватель в махровом халате и с чашкой шоколада в руке, озабочен заменой фильтров в водопроводе; миссис Смит в роли классической домохозяйки кипятит чайник, сплевывает зубную пасту в раковину и вообще расхаживает по дому в бюстгальтере. Тоска.

А дальше показывают совсем непонятное: некий юный персонаж, по виду – стажер бухгалтерских курсов, окрыленно движется по коридорам какой-то конторы по направлению к кабинету шефа. До шефа добраться не получается, поскольку, как сообщает стажеру пожилая секретарша, даже сотрудники с 25-летнем стажем не знают, как выглядит изнутри лифт, ведущий в апартаменты шефа. Что уж тут говорить о лице шефа, которое даже для зрителя мелькает в картине единственный раз, да и то – отраженным от монитора. Секретарша вручает стажеру конверт, а в нём – некий листок-задание, о сути которого зрителю остается до поры до времени только догадываться. Дальше стажер надолго выпадает из кадра, для того чтобы однажды вернуться и развеять сгущающиеся тучи загадочности.

Тем временем вялотекущая семейная жизнь Смитов продолжает свое отмирание. В каждом ее судорожном вдохе чувствуется какая-та двусмысленность: миссис Смит под видом собственной стряпни воровато разогревает в микроволновое ресторанное барбекю, мистер Смит одевает кольцо только по возвращении домой, попутно скрывая от супруги какие-то бурые пятнышки на белом воротничке… Словом, недомолвки на каждом углу. И не то, что психолог, – даже купленные ею погребального вида занавески не в состоянии вернуть в дом искренность и счастье.

И скоро зритель узнаёт, что именно скрывают друг от друга молодые супруги: свое ремесло. Он – никакой не строитель, а она – не компьтерщица. Оказывается, в тайне друг от друга оба они работают ведущими специалистами в конторах, занимающихся заказными убийствами. В конкурирующих конторах.

Как и всё у американцев, это дело поставлено серьезно и на широкую ногу. Для того чтобы кого-нибудь укокошить, используется команда красиво одетых спецназовцев, ультрасовременное оборудование, вертолеты, спутниковые каналы и прочая каша. Одна контора замаскирована под кадровое агентство на пятьдесят каком-то этаже в центре Манхеттена, другая – под департамент погрузки-разгрузки в дремучем морском порту. Различие между конторами заключается в половых предпочтениях: в порту трудятся в основном мужики, а в небоскребе – только барышни-амазонки. Только с шефами у них все наоборот: задания воительницам раздает компьютер с мужским голосом, а воителям – с женским.

Работа нелегкая. Важных птиц для убийства приходится буквально выковыривать из-под земли: улавливать лазером, фотографировать спутником, сканировать сканером… Тем не менее, жизнерадостные и трудолюбивые американцы не унывают: киллерство поставлено на поток, каждый сотрудник – от престарелой секретарши до доцента-очкарика с микроскопом под мышкой – занимается своим делом, в промежутках между разработками очередного «заказа» успевая и пошутить, и на ланч пригласить. Словно это не мясники, а обычные клерки в обычной конторе. Круто.

На службе мистер Смит получает особое задание: убить Бенджамина Данса по кличке Танк, который представляет прямую угрозу конторе. Объект охраняется спецслужбами, и при перевозке его из тюрьмы в тюрьму надо улучить момент и порешить негодяя. Рожа у Танка, которую показывает Смиту компьютер, как будто нам уже знакома, но, поскольку вымазана чем-то бурым (кажется, печатью для документов), до поры неузнаваема.

Миссис Смит, в свою очередь, у себя на работе получает то же самое задание: оказывается, Бенджамин Данс по кличке Танк уже успел нагадить и здесь, и его срочно надо убрать.

Оба берутся за дело, и вот тут-то интересы супругов пересекаются. Не успела миссис Смит заминировать место проезда Танка, как мистер Смит оказался тут как тут со своим «трамбоном» (так он ласково величает чудовищную базуку последней модификации), верхом на багги покрушил все электронные вешки, расставленные амазонками из конторы миссис Смит, достал трамбон и схлопотал пулю. Оба убийства срываются. Оба киллера взрываются. Танк невредимым смывается. Конец фильма, если бы фильм был снят в семидесятые.

Но – не таков Мистер Смит, и не такова миссис. Он выжил после прямого попадания в грудь её пули, потому что был в бронежилете. Почему выжила она, оказавшись в эпицентре взрыва от его базуки – непонятно. Впрочем, это и не важно. Главное, что супруги, так и не поняв, что это было, и кто в них стрелял, разъехались по конторам пить горькую и плакаться в жилетку близкому коллеге.

Операция провалена, агент засвечен, репутация подмочена. Каждый получает от своего шефа задание в течение 48 часов найти обидчика и свернуть гаду рога, иначе – сами понимаете – мой меч, твоя голова с плеч!

Выяснить, где зарыта собака, мистеру Смиту помогает знакомая очаровашка-компьютерщица, банально замаскированная под дурнушку-заучку при помощи кретинских очков. По предъявлению ей останков сгоревшего китайского ноутбука, с которого миссис Смит управляла взрывом, и в который мистер Смит пальнул из своего трамбона, заучка без труда определила адрес покупателя: центр Манхеттена, пятьдесят какой-то этаж…

В стильных очках, недоумевающий мистер Смит отправляется по указанному адресу и с удивлением обнаруживает там контору по найму персонала собственной жены. Преисполненный недобрых подозрений, он устремляется посмотреть, чем же жена занимается на работе, но туда его не пускают, потому что ужин у них дома как обычно в семь, а беспокоить на работе ее нельзя.

Чем же в это время занимается миссис Смит? А она в сотый раз просматривает видеокадры, записанные ее супербиноклем во время срыва злополучной операции по уничтожению Танка. На экране ее монитора мистер Смит, так ею пока и не узнанный, писает себе на ботинок, стряхивает с него мочу на песок, потом опять писает, опять стряхивает… Много-много раз задумчивая миссис Смит прокручивает этот кадр, тщетно пытаясь вспомнить, кто из ее знакомых постоянно ссыт себе на ботинки и столь характерным жестом освобождается от мочи.

А до мистера Смита к этому времени, похоже, доперло, что его жена – не простая курица, и поэтому он мчится на машине домой, для того, чтобы найти какие-нибудь тому доказательства. Однако, то ли машина у нее быстрее, то ли Мистер Смит плохо ориентировался в городе и где-то заблудился, – это осталось загадкой, – но не успел он ворваться в дом, а там уже мерцают свечи, накрыт романтический ужин, супруга очаровательно и таинственно улыбается: «У нас повод, дорогой». В общем, пока он летел домой, она успела вдоволь насмотреться на стряхивание мочи, принять какое-то решение, приехать домой, накрыть стол и приготовиться к встрече.

Видимо, по привычке, сгорающие от страшных подозрений супруги продолжают делать вид, что всё между ними прекрасно, хотя бутылочка с тормозной жидкостью, забытая Ею среди продуктов, и коктейль, вылитый Им в кадку с фикусом (фикус при этом не зашипел и не испарился), накаляют обстановку до предела. И как мистер Смит ни прятал от греха подальше (себе под одежду) разбросанные по всему дому кухонные ножи, случилось страшное: бутылка с вином падает, и по траектории ее падения каждый из супругов понимает, что имеет дело с профессиональным убийцей. После беспорядочной беготни, стрельбы и погони миссис Смит отправляет суженого в кювет, а сама отправляется к себе в контору принимать решение: как быть? (на языке киллеров этот вопрос звучит более конкретно: «убить или не убить?»).

Мистер Смит, покувыркавшись в машине, понятное дело, не пострадал, а отправился к другу Эдди за советом. Тот, разумеется, посоветовал убить.

Наутро миссис Смит во главе команды своих амазонок перерывает собственный дом в поисках ответа на вопрос: на кого работает муж? Попутно девчонки освобождают дом от старых ненужных вещей и дочиста разграбляют многотонный арсенал мистера Смита, который тот прятал в подвале гаража на стеклянных полочках с голубой подсветочкой.

Обозленный мистер Смит с пистолетом в руках проникает через вентиляцию (мог бы, правда, и через канализацию – других вариантов в Голливуде нет, но канализация ждет его впереди), – в логовище амазонок на пятьдесят какой-то этаж, но те успевают смыться через окно.

– Трусливая курица! – кричит мистер Смит вслед жене, удаляющейся по парапету соседнего небоскреба.

– От придурка и слышу! – получает он в ответ, и зрителю становится ясно, что Смиты поссорились не на шутку.

Тогда догадливый мистер Смит притаскивает домой к другу Эдди самовзрывающуюся мусорную корзину из офиса амазонок, ту самую, которая несколько секунд назад красочно самоуничтожилась перед бегством хозяек. Впрочем, ничего удивительного: мистер Смит всегда тащит какой-нибудь мусор с места разборок и всегда в этом мусоре находит нужный адрес. Так получилось и на этот раз: поковырявшись в ошмётках, он выуживает на свет божий кусочек бумажки с двумя буквами, и его друг Эдди с первого взгляда на этот клочок точно определяет новый адрес, по которому скрывается сбежавшая жена.

Увидев по указанному адресу новый небоскреб, мистер Смит устремляется на пятьдесят какой-то этаж и застревает в лифте. Миссис Смит в это время нечаянно нажимает на кнопку взрывателя (а ведь она только попугать хотела!) и лифт мистера Смита с грохотом обрушивается на головы снующих по первому этажу рабочих. Слава богу, что мистер Смит успел перед этим поменять местами видеокамеры, так что супруга после взрыва посчитала себя вдовой ошибочно.

Вот она сидит в ресторане и оплакивает потерю, роняя в бокал скупую киллерскую слезу… Услужливый официант склоняется над ней и в его лице она без всякого удивления узнает покойника-мужа. Начинается обмен профессиональными колкостями и обезоруживающее (в буквальном смысле) танго: в танце они снимают друг с друга киллерскую амуницию и незаметно для окружающих разбрасывают ее по углам ресторана. Казалось бы, мир восстановлен, но миссис Смит исчезает, подложив супругу в карман гранату с часовым механизмом. Насилу тот успел засунуть пиджак с гранатой в урну (понравилось, как урны взрываются), иначе остались бы от мистера Смита рожки да ножки.

Мистер Смит вне себя от гнева. Наперегонки с женой они едут в домой и устраивают там полный разгром: семейный скандал сопровождается стрельбой друг в друга из разнокалиберного оружия и заканчивается дракой. Миссис Смит – достойный соперник, поэтому они с мистером Смитом мочат друг друга в крошево под веселую музыку. Самое веселое место: мистер Смит добивает жену ногами, приставляет ко лбу пушку и… Происходит невероятное! Он не может нажать на курок и вышибить этой твари мозги!

В это момент они понимают, что зря сердились друг на друга и страстно бросаются друг к другу в объятия. Удовлетворенные, в крови и синяках, они начинают вспоминать лучшие эпизоды личной жизни (ловкий обман друг друга) и профессиональной карьеры (он убил 60 человек, она – 312). Даже ребенок в такой трогательной ситуации проникнется к героям нежностью и любовью!

Но авторы фильма на этом не останавливаются. События развиваются стремительно.

Сотня киллеров нападает на дом. Дом – в щепки. Все киллеры убиты.

Погоня. Три бронированных БМВ с решительными самоубийцами внутри, готовыми даже в окна лезть на приличной скорости в минивэн наших героев, уничтожены.

Постреливая в бывших коллег, супруги продолжают мило выяснять отношения.

Добрый Эдди подсказывает, что надо найти Танка, с которого все началось. Смиты пробираются туда, куда пробраться нельзя (через канализацию, разумеется), и похищают Танка.

И тут… Ба, знакомые все лица! Наконец-то! Вот она, развязка! Вот объяснение всего необъяснимого, что произошло за последние полтора часа! Вам даже в голову не придет, кем оказался этот Танк! Ни кто иной, как тот самый стажер, получивший конверт с заданием в начале фильма. И Вы даже не догадываетесь, что это за задание. А миссис Смит сразу выяснила: ка-ак даст юноше в хлеборезку увесистым телефонным аппаратом, так тот сразу всё и выдал: вот оно, задание, в заднем кармане! Что такое? Заманить мистера и миссис Смит в ловушку? Чтобы они сами друг друга убили, раз они супруги, работающие на конкурирующие фильмы? Такое не приснится даже Хичкоку.

Впрочем, мы отвлеклись от сюжета и еще не рассказали о самом главном. Нет, не о том, чем всё кончится – это и так понятно.

Мы не рассказали об апогее сюжета, его ключевой точке.

Лебединая песнь Брэда Питта и Анджелины Джоли.

Армен Хачатурян. Танец с саблями.

То есть, я хотел сказать: Даг Лиман. Танец с пушками.

После того как для уничтожения Смитов в дело пошла авиация, герои укрылись в запертом на ночь магазине одежды. Переоделись и попали в окружение. Их – двое. Врагов – миллион. Зазвучала романтическая музыка, кадры замедлились. Три – четыре, начали.

На счет «раз» прижимаемся спинами друг к другу. Пиф-паф!

На счет «два» поворачиваем голову влево – пиф! Вправо – паф!

На счет «три» разворачиваемся лицом друг к другу, девочки просовывают свои пушки под мышки партнеру, мальчики кладут партнерше руки на плечи. Пиф-паф!

Подъем-переворот.

Сначала!

Не забываем контролировать цели. Из-за шкафа – шлеп! С балкона – бум! Под столом, не зевайте – бах!

Повторяем упражнение! Обнялись, покружились…

Спину держим ровно, живот подтянули, попочкой вильнули – раз-два!

На одно колено, с колена не целясь – пиф-паф!

Молодцы! Меняемся местами…

 

* * *

 

Точка в сюжете ставится в кабинете психолога. Всё та же пара, слегка усталая, но удовлетворенная добрыми делами, утопает в креслах. Как с сексом? Теперь, кажется, с сексом в порядке. Ради этого стоит жить.

 

=======================

 

 

Резюме:

1. Достоинства фильма:

а) красочная картинка

б) симпатичные мордашки актеров

в) большая грудь Анджелины Джоли

2. Сюжет: примитивный, затянутый, с недоработками.

3. Принцип авторской идеи: «Гитлер тоже человек».

3. Режиссура: стандартная для боевика: плоская, прямолинейная. Прочих особенностей не имеет.

4. Игра актеров: отсутствует. С большим успехом по данному сюжету получился бы кукольный мультфильм. Единственное живое лицо на экране – друг Эдди.

5. Целевая аудитория: лица не старше 14 лет без планов на высшее образование.

 

Вывод рецензента: не рекомендуется к просмотру.




07.11.2005






 

 


Рассылки Subscribe.Ru
Подписаться на NewLit.ru

 
 
 
 
 
  Интересные биографии знаменитых учёных, писателей, правителей и полководцев
 

 

Новости Авторы Проза Статьи Форум Карта
О проекте Цитаты Поэзия Интервью Галерея Разное
На Главную
  • При перепечатке ссылайтесь на NewLit.ru
  • Copyright © 2001 – 2006 "Новая Литература"
  • e-mail: NewLit@NewLit.ru
  • Рейтинг@Mail.ru
    Поиск