Кто такие интернет-писатели и о чем пишет современная молодежь? Вопрос важный и требующий тщательного, детального ответа. Занавес открывается и на сцену выходит проект «Открытая мысль». В руках дитя - философско-литературный журнал, выпуск 1. Зритель, он же читатель, он же я, трепетно ожидают и любуются сюрреалистической обложкой.
Действие 1. Поэзия.
Лампа освещала маленький глобус: «Да... Мир абсолютно не живой. Ни шороха тебе, ни пылинки. Какой-то мир не такой...»
Элеонора Ещина. |
Мир поэтов странен и разнообразен. Любовь и морковь, жизнь в повелительных конструкциях и повелительные конструкции без жизни, простота и бесчувственность простоты, хаотично переливающиеся друг в друга. Авторы, не всегда придерживаясь тематики, закидывают на страницы стихи, поэмы и танка... Длинные и классические формы соседствуют с короткими и неклассическими. Предстоит выбрать, только бы не заблудиться, только бы и авторы не заблудились.
Вот у Виктора Коноплева усложняется форма, напоминает о Бродском, образы приходится расшифровывать подобно руническим символам и наслаждаться их красотой («пробежкой по утрам по облакам начнешь свой день» Анзусу Солар). А можно просто отдаться четкому, ритмичному слогу. Автор силен в этой форме и подает ее точно и уверенно. Но начинается лирика детская («Мой самый главный человек») и грамотность рифмоплета подвергается сомнению: «как будто ночь свои дары незримо принесла», причем «дарами» являются «миры, заснувшие на передышке». «Как будто незримо», или «как будто принесла», или «как будто ночь», или «как будто дары»?
Действие становится интенсивнее. Перед нами развертывается целая мыльная опера в постановке Алёны Стронгиной: из любовных переживаний нас забрасывает в холод сердца, оттуда в поцелуи, монастырь, появляется человек, что любит и, под конец, брат. Поэт называет свое произведение «Плохим стихотворением» (Константин Брыляков). Появляются восклицательные-моралистические («и путь к себе осилит лишь идущий» Кэтин Бэрнас) и наивно-вопросительные («а почему собственно, если жил ради себя – собака?» Марина Лизогуб). И зритель подводит первый вывод: стихи плавно переходят в заметки и наоборот, большинство стихотворцев выставляют не столько лучшие работы, сколько самые дорогие. Это не творчество, это - жизнь. И эта жизнь постоянно шумит, наслаждается пылью от борьбы, ощущая жизнь в себе, а не на каком-то географическом глобусе... Занавес опускается.
Действие 2. Художественная проза.
«Из-за этой профессиональной склонности к уточнению деталей, я совершенно перестала воспринимать фантазийные порывы большинства современных писателей. Можно сказать, ничего святого для меня не осталось в современной русской литературе».
Дедюхова Ирина Анатольевна. «О технической деталировке в литературе» |
Произведения разделились поровну. Во главе первого строя стояла Романтика, во главе второго – Социальная невостребованность. Первое романтическое творение - «Кто ты?» Ирины Юсуповой. Рассказ о любви, с переживаниями и потрясениями, крепко заставляет задуматься над ответственностью перед любимой/любимым, почувствовать себя одним из персонажей и любить. Можно ли полностью переселиться в Интернет? Можно ли душу Интернета (из Интернета) перебросить в человека? Что такое смерть и мешает ли она любви? Возможно, что вы найдете ответы на большую часть этих вопросов в глобальном и красивом произведении Ирины.
«Печальный демон» Олега Плюхина – сказка о демоне с рыцарскими достоинствами. Легко и добро. Единственное, что не понравилось зрителю – неуместные стихотворные ставки.
А можно ли полюбить незнакомого человека по переписке? А если вы его обманываете, подшучиваете? (Тайфер, «Чужие письма») А как чувствует себя любимый изнасилованной? (Jane, «Камень»)
Разнообразие вопросов и ответов захлестывает сцену и начинается социальный рассказ...
«Гражданское сознание» Олеси Брютовой громко изрекает: «А если найдете хоть одно искажение действительности - пристрелите». Что начинает напоминать Пелевина. Автор в очередной раз описывает будничные демократические дни после праздника коммунизма. В очередной раз произносит приговор: «Только как же тебе спать спокойно, страна? Тем, кому ты дала гражданство по праву рождения, ты не нужна. Они бросят тебя, когда их поманят из-за угла легкой жизнью. Они не хотят переделывать тебя, не хотят делать тебя лучше». Да, поклонники Пелевина будут рады прочитать это произведение, автор похож по стилю, по духу. Грустно-депрессивные итоги напоминают осень, но она закончилась, мы поняли, и наступила весна. А весной нужны только результаты. Это называется нереалистичность, фантастика, автор может показать только одну половинку реальности, а вторую - просто не видит? "Фантасты" в данном разделе появляются очень часто.
Вопреки ожиданиям, в этом действии встречаются как рассказы, так и миниатюры, хотя последним отведен дополнительный раздел. Произведения в большинстве сыроватые и фантазийные (чего стоит, например, заключительная фраза «где я когда-то жил, до и после смерти», Тайфер «Ключ»), но это не мешает оригинальным идеям и изящным сюжетам радоваться.
Действие 3. Эссеистика. Философия.
«Не обязательно верить каждому слову из Библии. Это всего лишь истории, которые помогают нам принимать правильные решения. Мы не должны отклоняться от Библии из-за того что... (вырезано цензурой)»
(мультфильм «Южный парк», МТВ) |
Всего лишь два полета мысли. Но какие!
Полет номер один. «Мысли о религиях, христианстве, о церкви. Начало» Владимира Рубцова подымают насущные вопросы о вере, современной церкви. Здесь есть мысли, впечатление, но нет истин. «Например, никакой бог (автор пишет намеренно с маленькой буквы) не мог и не может сделать так, чтобы кто-нибудь из людей смог прожить две или три тысячи лет или, чтобы состарившись, он снова бы превратился в ребенка (в буквальном смысле слова)... А почему бы нет, если для бога все возможно?... Верующих церковь обязывает не жить по своей воле, не жить своим умом, не иметь ничего личного, индивидуального. Все как один и один как все. Это и есть зомби». Произведение веронетерпимое. Но на то и есть свобода слова, что это можно прочесть в Интернете. Это отнюдь не мешает расцвести конечной мысли героя в своем логическом завершении и даже политкорректности: «Человек не должен ставить перед собою цель стать верующим или атеистом – доказать или опровергнуть существование Бога. Это путь к заблуждению. Достойная человека цель – обнаружить истину, которая поможет ему найти для себя свое место».
Полет номер два. «За алтарем» Сенилги. Автор предлагает древних мудрецов, словно бусинки, нанизать на нить истории, с религией и смертью. Что из того получится? Предлагается решить читателям.
«Жизнь все время отвлекает наше внимание; и мы даже не успеваем заметить, от чего именно»
Франц Кафка. Цитата взятая из предисловия к «За рюмкой чая с... » Ольги Баркалевой. |
Наркомания, идеал, идеал для государства, мудрость и хитрость. Пожалуй, что-то выделить или оценить сложно. Здесь есть все, что вы хотели бы и что не хотели бы, прочесть или просто увидеть. И придумали это или обнаружили молодые, энергичные писатели Интернета. Да, именно Интернета. Так как это чисто Интернет-жанр. Миниатюра - зарисовка, не всегда имеющая основную мысль и практически никогда – второстепенную, часть жизни и то, что требует обсуждения, насущный вопрос. Современные писатели стремятся обсуждать серьезные и важные темы. У них/нас все впереди. Иногда не хватает иронии, легкости, мастерства. Но они идут вперед. И не останавливаются. В этом им помогает «Открытая мысль». На этом спектакль заканчивается. И занавес закрывается.
Но зритель уходить не собирается. Далеко не полностью решены поставленные вопросы, ветер не уносит «Открытую мысль». Чего-то не хватает и у него появляется мысль: «А не написать ли об этом?» И он возвращается к самому началу.
«The show must go on» доносится из колонок компьютера...