На Главную
Новости Авторы Проза Статьи Форум Карта
О проекте Цитаты Поэзия Интервью Галерея Разное

 


        Умит Салиев


        Программа Высшего Разума


        Философский роман. Книга вторая. МИССИЯ ИЗБРАННИКОВ ВЫСШЕГО РАЗУМА. Глава 26





Умит Салиев. Программа Высшего Разума. Философский роман. Книга вторая. МИССИЯ ИЗБРАННИКОВ ВЫСШЕГО РАЗУМА. Глава 26.
Страница 68. <предыдущая> <следующая>








Глава 26


Благодаря перестройке, Россия обрела потенциал для своего будущего развития. Без разрушения старого уклада жизни, прежней системы экономики и хозяйствования, без полного демонтажа коммунистического тоталитарного режима, ничего хорошего Россию и её народ не ожидало в будущем.

Перестройка породила непредвиденные последствия в обществе. Результатом резкого поворота в общественном сознании людей стали растерянность, дезориентация, неспособность к сопротивлению и выживанию в новом капиталистическом обществе потребления.

Сменивший Горбачёва президент Борис Ельцин ещё более усугубил положение. Он так дискредитировал реформы по преобразованию страны, что она, оказавшись в тупике, даже повернула вспять. И лишь после ухода Ельцина в отставку, перестроечные реформы, наконец, стали давать ощутимые результаты.

«Добровольный уход Ельцина с поста президента России породил массу преимущественно восторженных комментариев в российских либеральных масс-медиа, – отмечает В. Волков (World Sosialist Web Site). В этих похвалах звучит общее мнение нового российского правящего класса, благодарное Ельцину за то, что именно его периоду правления «новые русские» обязаны своим становлением и финансовым укреплением.

К этому хору восторгов и похвал присоединилось немало голосов, выступавших в последние годы в качестве резких критиков ельцинской политики. Например, бывший диссидент, историк и «демократический социалист» Рой Медведев опубликовал на страницах правительственной Российской газеты статью, в которой предлагает поставить Ельцина в ряд крупнейших реформаторов ХХ столетия.

Рой Медведев фактически реабилитирует Ельцина в качестве политика и прощает ему все реальные итоги его пребывания у власти: развал Советского Союза, полное обнищание большинства граждан, разрушение систем социального обеспечения, образования и медицины, расстрел парламента, две чеченские войны и т. д. Единственным основанием для этой реабилитации служит Р. Медведеву то, что Ельцин якобы заложил основу для «создания демократической системы преемственности власти» и, кроме того, оказался «единственным из лидеров страны в ХХ веке, кто попросил прощения у граждан России за свои ошибки».

Объяснить поразительную забывчивость Роя Медведева и его готовность к такому глубокому всепрощению можно только в том случае, если принять во внимание резкий сдвиг вправо всего спектра политики современной России, который захватил также и значительные слои тех, кто до сегодняшнего дня считал себя «левыми» критиками Кремля.

Необходимость выработки объективной оценки итогов ельцинского периода истории требует краткого упоминания о некоторых наиболее типичных особенностях Ельцина как политика и сложившейся при нём в России социально-политической и экономической системы.

 

 

Ельцин и социальная справедливость

 

Наиболее бьющим в глаза и разоблачающим Ельцина обстоятельством является его быстрая и безболезненная трансформация из борца против привилегий и за социальное равноправие – в создателя и покровителя беспрецендентных даже по российским меркам льгот и привилегий для очень узкого слоя людей.

Ельцин завоевал популярность в годы горбачёвской «перестройки» в качестве беспощадного критика привилегий советской бюрократии. В своей автобиографической книге «Исповедь на заданную тему», которая появилась в 1990 году, Ельцин цитирует слова, сказаанныые им на 19-ой конференции КПСС, когда он ещё выступал за социалистическое обновление советского общества.: «Вопросы социальной справедливости. Конечно, по-крупному, на социалистических принципах они у нас решены. Но остались некоторые вопросы, которые не решаются, вызывают возмущение людей, снижают авторитет партии,, пагубно действуют и на темпы перестройки. Моё мнение. Должно быть так: если чего-то нехватает у нас, в социалистическом обществе, то нехватку должен ощущать в равной степени каждый без исключения».

В этой же речи Ельцин требовал «ликвидировать продовольственные «пайки» для, так сказать, «голодающей номенклатуры» и настаивал на необходимости «исключить элитарность в обществе».

В «Исповеди на заданную тему» Ельцин описывает также свои впечатления от посещения дачи Горбачёва, которая была передана ему. Описывая роскошь обстановки этой дачи, резко контрастировавшей с интерьером квартир рядовых советских граждан, Ельцин говорит, что он сам был поражён, «семья же была просто ошарашена и подавлена». «Больше всего убивала бессмысленность всего этого, – пишет Ельцин. – Я сейчас даже не говорю о социальной справедливости, расслоении общества, огромной разнице в уровнях жизни. Это само собой понятно. Но вот так-то зачем? Почему понадобилось так абсурдно реализовывать мечту об удовольствии и собственном партийно-номенклатурном величии?»

Если сегодня окинуть взглядом то гигантское расслоение общества по социальному и имущественному положению, которое произошло за десять лет правления Ельцина, то напрашивается вывод, что все эти привилегии старой советской бюрократии не идут ни в какое сравнение с той роскошью, которой окружают себя сегодняшние «новые русские».

Ещё в 1992 году, на заре либерализации экономики и в момент начала «шоковой терапии», Ельцин говорил: «Нам нужны не сотни миллионеров, а миллионы собственников». Эти слова хорошо запомнились миллионам российских граждан. Уходя со своего поста, Ельцин находится в эпицентре международного коррупционного скандала, связанного с отмыванием гигантских денежных сумм в западных банках при участии Кремля и «семьи» Ельцина.

 

 

Возрождение КГБ

 

Другой важнейшей заслугой, которая традиционно приписывается Ельцину, является то, что при его правлении произошло якобы глубокое изменение прежних структур власти, на место старых номенклатурных кадров пришли новые, молодые и энергичные лидеры – словом, вся созданная Сталиным тоталитарная система и её символы в лице, прежде всего, КГБ, были разрушены.

Какова же реальность? Во-первых, никакого фундаментального изменения в персональном составе властвующих элит не произошло. Так, согласно одному из исследований, проведённых ВЦИОМ (Всероссийский Центр изучения общественного мнения), между 1988 и 1993 годами, то есть в период от начала массовых кадровых перетрясок Горбачёва до консолидации ельцинского режима в результате расстрела парламента, состав экономических элит остался прежним на 60%, а политических – на 50%. Как отмечалось в этом исследовании, даже в администрации президента около 30% аппаратных работников составляют люди, перешедшие туда из структур ЦК КПСС.

Спецслужбы КГБ в 90-е годы подверглись нескольким волнам масштабных чисток. Однако, в сущности, все эти действия были направлены не столько на изменение внутреннего характера этих организаций, сколько на то, чтобы приспособить их к целям и задачам нового режима власти. В конечном итоге, Ельцин очень скоро повернулся к тому, чтобы возродить систему спецслужб и аппарата тайной полиции.

В книге «Борис Ельцин: от рассвета до заката» Александр Коржаков, бывший телохранитель Ельцина, а впоследствии всесильный глава Службы безопасности президента, приводит слова, которые сказал ему Ельцин после октябрьских событий 1993 года: «Я никому больше не верю, кроме Вас, Александр Васильевич. Я хочу, чтобы вы создали маленькое КГБ. Моё личное мини-КГБ». Спустя год, подчёркивает Коржаков, Ельцин уже гордился тем, что у него есть самостоятельная и очень влиятельная служба безопасности.

Чем больше находился Ельцин у власти, тем большее влияние получали спецслужбы и силовые ведомства, а выходцы из этих структур занимали всё более высокое положение в государственном аппарате и личном окружении Ельцина. Через некоторое время после избрания в 1996 году на второй президентский срок, Ельцин вывел силовых министров из подчинения правительства и с тех пор осуществлял личное руководство этими силами без всякого контроля со стороны.

Если в период борьбы с Горбачёвым Ельцина окружали такие люди, как академик А. Сахаров, историк-публицист Ю. Афанасьев и правозащитник С. Ковалёв, то уже к середине 90-х годов фаворитами Ельцина были как правило люди в погонах.

В первый период ельцинского правления вице-президентом стал Александр Руцкой, афганский генерал и герой Советского Союза. Долгое время особой благосклонностью Ельцина пользовался министр обороны Павел Грачёв, карьера которого завершилась только вместе с провалом первой чеченской войны. Влиятельнейшей фигурой в окружении Ельцина в продолжении короткого периода 1996 года был и Александр Лебедь, армейский генерал и выходец из воздушно-десантных войск.

Наконец, в 1999 году все трое из сменявших друг за другом премьер-министров (Евгений Примаков, Сергей Степашин и Владимир Путин) были ставленниками спецслужб. По словам газеты «Сегодня», «Ельцин, попытавшийся максимально разрушить ненавистную ему с некоторых пор систему госбезопасности, в последний год своего правления назаначает подряд трёх премьеров – выходцев из госбезопасности и, наконец, сам отдаёт свою власть в руки одного из них».

 

 

Ельцин и демократия

 

Особо мифологизированным является вопрос о роли Ельцина в создании российской «демократии». Достаточно упомянуть лишь о том, что «отцом российской демократии» назвал Ельцина Билл Клинтон («демократизм» которого отчётливо виден хотя бы из того, что именно он руководил бомбардировками Югославии весной прошлого года). Все обстоятельства ухода Ельцина с поста президента России были тщательно срежиссированы таким образом, чтобы спасти его политический имидж именно в качестве «демократа».

В этой связи уместно поставить вопрос: какова может быть политика, проникнутая действительно демократическим духом? Это должна быть прежде всего политика, которая исходит из интересов основной массы граждан, а также ориентирована на то, чтобы основные решения общественной жизни обсуждались и принимались при деятельном и реальном участии массы рядовых граждан.

В истории российской государственности 1992-1999 годов мы не находим и следа подобного подхода. Могло ли стремительное создание узкого слоя богатых нуворишей быть результатом реализации демократического решения большинства членов общества? Другой момент, который важно подчеркнуть, состоит в том, что в принятии всех важнейших решений ельцинского периода общество и народ не играли абсолютно никакой роли.

Уже Беловежские соглашения декабря 1991 года, приведшие к распаду СССР, были результатом тайного сговора нескольких политиков и затем были просто навязаны жителям бывших советских республик. Более того, эти соглашения противоречили результатам референдума, проведённого в марте 1991 года, на котором большинство советских граждан высказались за сохранение СССР.

Экономические планы либерализации и «шоковой терапии», которые начало реализовывать правительство Гайдара в 1992 году, были разработаны не в демократически избранных комиссиях, а узкими группами элитарных экономистов, приближенных к власти…

Во второй половине 1993 года Ельцин издал указ, упразднивший действующую конституцию и распустивший парламент, а затем подавил сопротивление защитников парламента с помощью самого жестокого насилия. По признанию большинства наблюдателей, ни одна из противоборствовавших тогда сторон не имела массовой поддержки среди населения…

Первая война в Чечне осенью 1994 года была развязана без какой-либо предварительной дискуссии в обществе и средствах массовой информации. Едва ли не решающей причиной её бесславного провала стало массовое недовольство со стороны народа.

Решение о девальвации рубля в августе 1998 года, оказавшее негативное воздействие на наиболее бедные слои населения, также было принято в узком кругу придворных комбинаторов в разгар сезона отпусков и оказалось полной неожиданностью для большинства граждан.

Что касается последнего периода правления Ельцина, то достаточно только лишь упомянуть о глубоко антидемократической чехарде премьер-министров на протяжении 1998-99 годов, а также обстоятельствах, связанных с началом и проведением новой войны на Северном Кавказе во второй половине 1999 года…

Если обозреть общий характер ельцинского периода правления и его собственных черт как политика, то мы увидим черты, прямо противоположные тем, которые ставятся ему в заслугу. Очень примечательны в этом отношении слова А. Коржакова, который был близок к президенту ещё со времён его опалы и первых шагов становления нового режима в Кремле:

«… Борис Николаевич поразительно быстро был сломлен всем тем, что сопутствует неограниченной власти: лестью, материальными благами, полной бесконтрольностью… И все обещанные народу перемены свелись, в сущности, к бесконечным перестановкам в высших эшелонах власти. Причём после очередной порции отставок и новых назначений, во власть попадали люди, всё меньше склонные следовать государственным интересам. Они лоббировали интересы кого угодно: коммерческих структур, иностранных инвесторов, бандитов, личные... Да и Ельцин всё чаще при принятии решений исходил из потребностей семейного клана, а не государства».

К этому важно добавить только, что подобные перемены только отчасти могли быть объяснены личными особенностями Ельцина. скорее, личные перемены Ельцина были выражением тех объективных тенденций, в направлении которых развивался созданный им режим. Ельцин менялся и эволюционировал по мере того и в соответствие с тем, какие приоритеты оказывались в центре государственной политики.

Ельцин воплощал в себе власть, которую сам и создал. Вот почему обречены на провал все попытки обелить и реабилитировать Ельцина после его отставки, забыть все преступления, совершённые при его участии, прославить Ельцина как «демократа» и великого реформатора.

Перефразируя слова Троцкого сказанные по поводу Сталина, Ельцин был не великим реформатором, а скорее великим «организатором поражений» своего народа и своей страны.

Ельцин оставил свой след в истории. Но при действительно демократическом устройстве общества, он должен был бы понести за эти «следы» достойное наказание».






Умит Салиев. Программа Высшего Разума. Философский роман. Книга вторая. МИССИЯ ИЗБРАННИКОВ ВЫСШЕГО РАЗУМА. Глава 26.
Страница 68. <предыдущая> <следующая>








 

 


Рассылки Subscribe.Ru
Подписаться на NewLit.ru

 
 
 
 
 
  Интересные биографии знаменитых учёных, писателей, правителей и полководцев
 

 

Новости Авторы Проза Статьи Форум Карта
О проекте Цитаты Поэзия Интервью Галерея Разное
На Главную
  • При перепечатке ссылайтесь на NewLit.ru
  • Copyright © 2001 – 2006 "Новая Литература"
  • e-mail: NewLit@NewLit.ru
  • Рейтинг@Mail.ru
    Поиск