На Главную
Новости Авторы Проза Статьи Форум Карта
О проекте Цитаты Поэзия Интервью Галерея Разное

 


        Умит Салиев


        Программа Высшего Разума


        Философский роман. Книга первая. ИЗБРАННИКИ. Глава 39





Умит Салиев. Программа Высшего Разума. Философский роман. Книга первая. ИЗБРАННИКИ. Глава 39.
Страница 42. <предыдущая> <следующая>








Глава 39


Работа над «Наставлениями» завершилась. В этом многолетнем труде были изложены стратегия и методы реализации Программы Высшего Разума. По полноте разработки отдельных подробностей, планомерности действий, глубине понимания источников человеческой деятельности и тайн жизни – труд Иоханана бен Заккаи был поистине творением вдохновенного гения.

С окончанием работы иссякли силы, поддерживающие старого мудреца. И на следующий день, проснувшись утром с ощущением необычной вялости и мертвенного оцепенения во всём теле, он понял: час его пробил. Но это не смутило старца, философски оценивающего смерть, как неизбежный естественный конец любого живого существа. И вставая с постели, он ухмыльнулся про себя: «Всему своё время, ибо сказано в Писании: никогда не насытится око зрением, не наполнится ухо слушанием, и дел своих никогда не переделать человеку».

В столовой служанка подала ему завтрак, и он впервые разглядел как следует эту тихую, богобоязненную женщину, приставленную к нему по решению Совета. Чтобы не обидеть служанку, он проглотил несколько ложек и по привычке отправился в свой кабинет.

За окном буйствовала весна. Кабинет был залит яркими лучами солнца. Подойдя к окну, старый мудрец задумчиво понаблюдал за птицами, озабоченно вьющими гнёзда на садовых деревьях и, усмехнувшись чему-то, пошёл к столу. Не зная чем заняться, он придирчиво просмотрел в «Наставлениях» основные главы, но они не нуждались в какой-либо правке. Поразмыслив, он счёл необходимым сделать заключение в «Наставления» и, оживившись, взялся за перо.

– «В завершение моей работы, мне хочется сказать несколько слов о том времени, которое наступит на земле после выполнения нашей миссии.

Когда все люди объединятся в единый народ под управлением мудрого Правителя, настанет пора созидания величайшего государства, какого ещё не бывало на свете. В нём будут господствовать Разум Мудрости и Справедливость, обеспечивая гражданам счастливую жизнь, так как в таком государстве не будет никаких препятствий для осуществления добродетели. И тогда настанет время избавления людей от их порочных склонностей, ибо исчезнут прежние законы и обычаи – варварские и просто чудовищные, которые склоняли людей к ещё большему злу.

Самое великое зло, подлежащее искоренению первым – это господство страсти, когда душа человеческая дичает от вожделений. Всего более это проявляется в том, к чему у большинство людей имеется самое глубокое и сильное вожделение – то есть в силе, которая вследствие дурных природных человеческих свойств и воспитания порождает тысячи побуждений к ненасытному и беспредельному стяжательству имущества либо денег. Причиной же служило мнение, превратно восхваляющее богатство. Признавая богатство первым из благ, люди портят и самих себя, и своё потомство. Намного лучше и прекраснее было бы, если бы во всех государствах господствовал истинный ввввзгляд на богатство: оно существует ради тела, тело же существует ради души. Раз имеются блага, ради которых и существует богатство, значит, его надо поставить на третье место – после телесных и душевных качеств. Положение это учит, что человек, желающий быть счастливым, должен не стремиться к обогащению, но быть богатым, сохраняя справедливость и рассудительность. В этом случае в государствах не было бы убийств, которые требуют для своего искушения других убийств.

На втором месте из человеческих зол стоит – честолюбие, порождающее в одержимой им душе – зависть, которая с трудом уживается прежде всего со своим владельцем, а затем и с лучшими людьми в государстве.

На третьем месте стоят низменные и неправедные страхи, которые вызывают много убийств – одни из них причиняются невольно, другие в состоянии ярости, третьи под влиянием страха, четвёртые – с сознательным умыслом. Поэтому людям надо установить строгие, но справедливые законы и принудить жить по ним…»

Ощутив быстро усиливающееся мертвенное оцепенение во всём теле, старый мудрец недовольно хмыкнул и постарался писать быстрее.

«Люди излечатся от врождённых недугов, ибо в новом государстве не будет условий для пробуждения в ком-либо низменных страстей. Чувство достоинства и чести обретут в человеке новое значение, уважая себя он сообразует свою личность и деятельность с другими людьми. Стремление же приблизиться к самосовершенствованию из внутренней духовной потребности перерастут в нём в практическую деятельность. Такому преображению человека будет содействовать учение с детских лет о практической жизни, об отношениях людей друг к другу, об избежании дурных эгоистических примеров, которые сеют заразу зла и другие подобные вопросы воспитательного характера. Всё это будет стоять в первых номерах преподавательской программы, составленной по отдельному плану для каждого общественного звания, согласно его нравственным задаткам. Каждому гражданину будут отводиться специальные занятия, к которым он от рождения способен, чтобы труд не был ему в тягость и …»

Не закончив фразы, перо выпало из руки старого мудреца, голова его безжизненно поникла на грудь.

 

Хоронили Иоханана бен Заккаи с великими почестями. На похороны прибыло множество людей из разных мест. Даже Элиезер, замкнувшийся в себе после непонятной смерти Иммы, отложил переезд в Лидду, чтобы проводить в последний путь своего наставника.

По обряду, в присутствии патриарха Гамлиэля и членов Совета, в доме старого мудреца торжественно опрокинули кровать, на которой он спал. Кантор прочёл молитву об усопшем, прибавляя три слова, которые разрешалось произносить лишь в том случае, когда в Израиле умирал великий человек.

Через несколько дней в Явне приехал опоздавший на похороны старого мудреца один из его сыновей, уцелевший в дни войны. Ему передали все вещи отца, кроме древних свитков и его рукописей, ибо они представляли для народа Израиля важную государственную ценность – как заявили в Совете.






Умит Салиев. Программа Высшего Разума. Философский роман. Книга первая. ИЗБРАННИКИ. Глава 39.
Страница 42. <предыдущая> <следующая>








 

 


Рассылки Subscribe.Ru
Подписаться на NewLit.ru

 
 
 
 
 
  Интересные биографии знаменитых учёных, писателей, правителей и полководцев
 

 

Новости Авторы Проза Статьи Форум Карта
О проекте Цитаты Поэзия Интервью Галерея Разное
На Главную
  • При перепечатке ссылайтесь на NewLit.ru
  • Copyright © 2001 – 2006 "Новая Литература"
  • e-mail: NewLit@NewLit.ru
  • Рейтинг@Mail.ru
    Поиск