На Главную
Новости Авторы Проза Статьи Форум Карта
О проекте Цитаты Поэзия Интервью Галерея Разное

 


        Умит Салиев


        Программа Высшего Разума


        Философский роман. Книга первая. ИЗБРАННИКИ. Глава 7





Умит Салиев. Программа Высшего Разума. Философский роман. Книга первая. ИЗБРАННИКИ. Глава 7.
Страница 10. <предыдущая> <следующая>








Глава 7


И предал Господь в руки сынов Израилевых всех царей и народы их, населявших землю обетованную, как было обещано Аврааму, Исааку и Иакову. Поразили сыны Израилевы всех царей, ибо Господь сражался за Израиля.

Долго длилась эта война. И закончилась она великим поражением врагов Израиля при водах Меромских, где собралось несметное ополчение Хананеев, Аморреев, Хеттеев, Ферезеев и Евеев.

И перешла земля обетованная в удел сынам Израиля, по разделению между коленами их. И когда успокоилась та земля от войны, отпустил Иисус Навин сынов Израиля каждого в свой удел.

В те времена служил народ Израилев Господу своему во все дни жизни Иисуса Навина и старейшин, видевших все дела Господа, какие делал Он Израилю. Но когда умер Иисус Навин и старейшины, и возрос после них другой род, который не знал Господа и прежних дел Его, сыны Израиля стали служить чужим богам. И раздражили они Господа, Бога своего.

То было время судей – пророков Господа, через которых Он судил и увещевал избранников Своих. И, когда сыны Израильские склонялись к богам иноземным, Господь насылал на них кару через набеги царей соседних и поражения израильтян. Когда же Господь воздвигал судей, то Сам был судьёю и спасал израильтян от врагов, ибо жалел всё же народ свой, слыша стоны и мольбы его. Но как скоро умирал судья, они опять уклонялись к другим богам, служа им и поклоняясь.

И был некто Самуил судьёю Израиля. Из года в год он ходил и обходил Вефиль, и Галгал, и Массифу; и судил Израиля во всех сих местах. Потом возвращался в Раму, ибо там был дом его и жертвенник Господу. Когда же состарился Самуил, то поставил сыновей своих судьями над Израилем. Но сыновья не ходили путями отца своего, а уклонились в корысть, и брали подарки, и судили превратно. И собрались все старейшины Израиля, и пришли к Самуилу в Раму, и сказали ему: вот ты состарился, а сыновья твои не ходят путями твоими; итак: поставь над нами царя, чтобы он судил нас, как у прочих народов.

И не понравились слова сии Самуилу, когда сказали они: дай нам царя, чтобы он судил нас. И молился Самуил Господу. И сказал Господь Самуилу: послушай голоса народа во всём, что они говорят тебе; ибо не тебя они отвергли, но отвергли Меня, чтобы Я не царствовал над ними. Итак, послушай голоса их; только представь им и объяви права царя, который будет царствовать над ними.

И передал Самуил все слова Господа народу, просящего царя, и сказал:

Вот какие будут права царя, который будет царствовать над вами: сыновей ваших он возьмёт и приставит к колесницам своим, и сделает всадниками своими, и будут они бегать пред колесницами его. И поставит их у себя тысяченачальниками и пятидесятниками, и чтобы они возделывали поля его, и жали хлеб его, и делали воинское оружие и колесничный прибор его. И дочерей ваших возьмёт, чтоб они составляли масти, варили кушанья и пекли хлебы. И поля ваши возьмёт, и виноградные, и масличные сады ваши лучшие отдаст слугам своим. От мелкого скота вашего возьмёт десятую часть; и сами вы будете ему рабами. И восстанете тогда от царя вашего, которого вы избрали себе, и не будет Господь отвечать вам тогда.

Но народ не согласился послушать Самуила, и сказал: нет, пусть царь будет над нами; и мы будем, как прочие народы: будет судить нас царь наш и ходить пред нами, и вести войны наши.

И выслушал Самуил все слова народа, и пересказал их Господу.

И сказал Господь Самуилу: послушай голоса их и поставь им царя.

И дал Самуил народу Израилеву первого царя израильского – Саула, из рода Вениамитянина.

 

То было смутное время, когда враги не давали покоя Израилю. В битве с филистимлянами* на горе Гелвуе пал Саул, первый царь израильский, и на престоле воцарился Давид, сын Иессея Вифлеемлянина. Господь благоволил Давиду, «избрав его Себе царём и творил милости Своему помазаннику».

Завоевав крепость Сион, Давид основался в Иерусалиме.** Благодаря военным успехам он значительно расширил границы своего царства. Победы над моавитянами и эдомитянами к востоку и югу от Иерусалима обеспечили контроль над прилегающими территориями. Успешно отразив атаки с запада, Давид изолировал филистимлян от стратегически важных прибрежных городов. На севере победы над царём Сувы и арамеями позволили значительно расширить границы Израильского царства в этом направлении, а разгром аммонитян обеспечил укрепление власти в центральном регионе.

Времени царствования Давида над Израилем было сорок лет: семь лет в Хевроне и тридцать три года в Иерусалиме. И почил он с отцами своими, и был погребён в городе Давидовом.

И стали воцаряться на престоле другие цари израильские. Но они не ходили путями Господа своего, не соблюдали устава и заповедей Его. Даже великий и мудрый царь Соломон, воздвигнувший Храм Господень в Иерусалиме, поклонялся богам и идолам многочисленных жён своих и наложниц чужеземных.

Не уступал отцу в блуде и сын Соломона – Ровоам, по вине которого раздробился Израиль и отложились колена Иуды и Вениамина от Израиля; и быть бы тогда войне братоубийственной, если бы не вмешался Господь. При Ровоаме устраивали сыны Израиля у себя высоты и статуи идолов, и богов чужих, и капища на высоких холмах, и прочие мерзости.***

При царе же Манассии, идолопоклоннике, пролившего много невинной крови, пророки разгневанного Господа возвестили о скором падении Иерусалима и Иудеи. И сказал Господь:

«За то, что сделал Манассия, царь иудейский, Я наведу такое зло на Иерусалим и на Иуду, о котором кто услышит – зазвенит у того в обоих ушах, и вытру Иерусалим так, как вытирают чашу – вытрут и опрокинут её; и отвергну остаток удела Моего и отдам их в руку врагов их за то, что они делали неугодное в очах Моих и прогневляли Меня с того дня, как вышли отцы их из Египта».

И пожелал Господь, чтобы народ избранный испил полную чашу страданий для своего исправления…

И свершилось обещанное Господом. Вот как гласит о том летопись царей Иудейских.

«Восемнадцати лет был Иехония, когда воцарился и три месяца царствовал в Иерусалиме; имя матери его Нехушта, дочь Елиафана из Иерусалима.

И делал он неугодное в очах Господних во всём так, как делал отец его Иоаким.

В то время подступили рабы Навуходоносора, царя Вавилонского, к Иерусалиму, и подвергся город осаде.

И пришёл Навуходоносор, царь Вавилонский, к Иерусалиму, когда рабы его осаждали город.

И вышел Иехония, царь Иудейский, к царю Вавилонскому, он и мать его, и слуги его, и князья его, и евнухи его, и взял его царь Вавилонский в восьмый год своего царствования. Вывез царь Вавилонский из Иерусалима все сокровища дома Господня и сокровища царского дома, изломал все золотые сосуды, которые царь Соломон сделал в храме Господнем; и выселил весь Иерусалим – никого не осталось, кроме бедного народа земли.

Порушили и сожгли войска Навуходоносора Храм Господень, и дом царя, и все дома в Иерусалиме, а стены вокруг города разрушили до основания.

И переселил царь Вавилонский Иехонию в Вавилон; и мать царя, и жён и евнухов его, и сильных земли отвёл на поселение из Иерусалима в Вавилон; и всё войско числом семь тысяч, и художников, и строителей тысячу, отвёл царь Вавилонский на поселение в Вавилон.

И опустела земля Иудейская…»

 

 

 

ПРИМЕЧАНИЕ

 

* По мнению археолога А. Мазара, филистимляне происходят из материковой Греции: «Восприятие ими городского образа жизни, быстрое усвоение ими принципов планировки и фортификации, как и создание дворцов, храмов и жилых комплексов, свидетельствует о давнем знакомстве с этими принципами, что подтверждает гипотезу о балканском происхождении. Культовая глиняная пластика филистимлян тоже связана с микенскими традициями».

** «Согласно Книге Судей (1:8), «воевали сыны Иудины (Иехуды) против Иерусалима и взяли его, и покорили город мечом, и город предали огню». Но по другим версиям Иерусалим ещё долго оставался под властью иевуситов, и вплоть до завоеваний его царём Давидом город носил название Иевус. Видимо, колено Иехуды, разрушив Иерусалим, покинуло его, и туда снова вернулись иевуситы.

Объединив израильские племена под своей властью, царь Давид решил устранить иевуситский анклав, отделявший надел колена Иехуды (из которого происходил он сам) от наделов остальных колен. В то же время Давид надеялся, что захватив Иерусалим, который не принадлежал никому из колен Израилевых, он сможет превратить этот город в общенациональный центр, не вызвав при этом межплеменного соперничества.

Захват Иерусалима был осуществлён Давидом в 1004 году до н. э. силами собственной дружины без племенного ополчения, что обеспечило захваченному городу статус царской собственности. Овладев городом и успешно защитив его от нападений филистимлян, Давид мог с полным правом назвать его «Ир Давид» («Город Давида» и перенести в него из Хеврона столицу царства. Переместив в новую столицу из Кирьят-Йеарим главную святыню еврейского народа – Ковчег Завета, Давид превратил Иерусалим в религиозный центр еврейского царства. Данные археологических раскопок свидетельствуют, что город Давида занимал южный склон Храмовой горы и спускался до самой долины Кидрон, защищавшей его с востока. С запада путь к городу преграждали долины Ге бен-Хинном и Тиропион, а на севере над ним возвышалась иевуситская крепость Сион (Цион), на руинах которой Давид построил свой дворец. («Иерусалим. История и образ города». М. Шкловская, И. Лурье.)

*** Главные божества языческих народов, населявших Палестину, назывались Галад, Ваал, Асера (или Астарта). Учение о богах было тесно связано с круговоротом природы. Следует отметить культ вершин, который в Сирии сохранился до позднего времени. На высотах человек ближе всего к божеству, там лучше всего ему молиться, и поэтому на горах и высотах воздвигали тогда храмы и алтари. Ветхий Завет Библии часто упоминает о поклонении израильтян горным вершинам. Однако со времён Второзакония всякое поклонение высотам стало приравниваться к ханаанскому идолопоклонству.

Священные камни у язычников также представляли важный объект культа. Они олицетворяли присутствие и мощь божества. Падающие с неба метеориты дали повод для того, чтобы поставить священные камни в связь с миром богов. Священный камень составляет одно целое с алтарём, возле которого он поставлен. Обычное в Ветхом Завете (употреблявшееся также финикийцами и арамейцами) имя «массеба» (воздвигнутый) характеризует эти камни, как жернова, независимо от того, был ли это памятник или дар, жертвенная или надгробная колонна. Эти одушевлённые камни рассматривались, как жилища духов (бет-эль или бет-элим). Над священными камнями совершался не только обряд помазания маслом, но им приносились также жертвы пищей и питьём.

Кроме священного камня, принадлежностью места культа являлось священное дерево Асера, древесный ствол, которого тоже представляли себе одушевлённым присутствием какого-нибудь бога. Некоторые асеры, наподобие герм, оканчивались головой богини Астарты.






Умит Салиев. Программа Высшего Разума. Философский роман. Книга первая. ИЗБРАННИКИ. Глава 7.
Страница 10. <предыдущая> <следующая>








 

 


Рассылки Subscribe.Ru
Подписаться на NewLit.ru

 
 
 
 
 
  Интересные биографии знаменитых учёных, писателей, правителей и полководцев
 

 

Новости Авторы Проза Статьи Форум Карта
О проекте Цитаты Поэзия Интервью Галерея Разное
На Главную
  • При перепечатке ссылайтесь на NewLit.ru
  • Copyright © 2001 – 2006 "Новая Литература"
  • e-mail: NewLit@NewLit.ru
  • Рейтинг@Mail.ru
    Поиск