Новости Авторы Проза Статьи Форум Карта
О проекте Цитаты Поэзия Интервью Галерея Разное
Rambler's Top100


Фёдор Раухвергер


К вопросу об "Открытой Мысли"




Фёдор Раухвергер. К вопросу об 'Открытой Мысли'. Иллюстрация На мой взгляд, современная российская литература переживает не самый лучший момент в своей жизни. Давайте попробуем перенестись лет на 70 вперёд и постараемся представить себе, кто же из современных писателей останется в памяти благодарных потомков. Кого из них будут переиздавать, посвящённый кому из них выйдет очередной труд ЖЗЛ, кто будет, в конце концов, включён в школьную программу? К сожалению, у меня на этот счёт идей нет, хотя в голове имеется значительный список авторов. Возможно, таким столпом русской художественной литературы конца XX – начала XXI века станет В.Пелевин. Лично я не поклонник его творчества, но и дарований его отрицать не могу. А, быть может, пальму первенства ему придётся уступить Б.Акунину – в конце концов, А.Дюма также отличался чрезмерной творческой плодовитостью и писал в очень похожем жанре. И, так же, как некоторые из нас помнят Бусинара (но я, к сожалению, уже без инициалов), кто-то из наших потомков вспомнит некую госпожу Донцову. А, быть может, Маринину. Не знаю – мне на их место встать трудно.

Существует, конечно, и альтернативная литература. Ею уставлены полки московских полуподвальных андеграудных магазинчиков – Ad Marginem, Проект Оги, сгоревшая ныне Билингва просто ломятся от её избытка. Пару раз я на выбор брал что-нибудь почитать – Проханова, например. Не понравилось. Взял «Лестницу на шкаф» уже не помню кого – опять мимо. «Очки номер пять» А.Зубаржука – осечка. Причём, перед тем как озвучить своё мнение вслух, я решил перестраховаться и дал вышеуказанные произведения людям старше и образованнее себя. Более того, их мнению и хорошему вкусу действительно можно доверять. И что же вы думали – все как один оказались со мной согласны. Выходит, наш отечественный андеграунд тоже не годится, скажем, Рембо даже в подмётки. Грустно.

Мне видится, что такое положение неслучайно. Налицо застой русскоязычной литературы. По крайней мере, продаваемой её части. Нет идеи, достойной описания. Нет стиля, который бы себя уже не отжил. Вы скажете – постмодернизм. Лично я уже давно его видел в гробу. Там ему сейчас самое место.

Что же касается сетевой литературы, то, например, мне, человеку в этом деле неискушённому, бывает зачастую трудно найти среди многообразия сайтов и произведений в них действительно что-нибудь стоящее. В этом отношении безусловным откровением стала для меня «Новая Литература». И пишу я это сейчас не потому, что являюсь её постоянным автором и даже членом ред. коллегии. Дело просто в том, что ряд публикующихся в ней авторов (а никак не аффтороф) действительно, если и не тянут на литературное наследие для потомков, то, по крайнее мере, достойны продаж в магазинах; а ведь именно этим нынче меряется популярность и проф. пригодность писателя.

Не так давно координатор «Открытой мысли» – бумажной версии «Новой Литературы», – Леон Хамгоков предложил мне написать критику на два выпуска вышеупомянутого журнала. И вот передо мной лежат две свежеотпечатанных тетрадки. Критика – дело сложное всегда. Тем более, когда писать приходится про то, что мало тебя волнует. В том смысле, что соображения есть, мыслей много, а выражать приходится без обычной эмоциональности. И вот что первое приходит в голову – в этих двух выпусках я впервые за несколько лет увидел действительно добрые читабельные тексты. Тексты, полные тех идей, о которых многие известные писатели давно забыли, закопавшись в своих интеллектуальных изысках. Чего стоит одна только «Верность» Сергея Безенкова. Такие рассказы, безусловно, нынче писать немодно; паустовщина. Или, скажем, «Два капитана» Бэра Лурье. Откровенно говоря, такой рассказ, по-моему, легче читать с монитора – не знаю, может быть, он действительно писался, а точнее печатался, именно для сетевой публикации, однако читать его интересно и в «бумажном эквиваленте». Интересно сопереживать герою, интересно вспомнить, что было, а значит и сейчас есть, настоящее взаимопонимание, готовность прийти на выручку, солидарность, наконец.

Интересно в «Открытой мысли» и то, что её авторы представляют почти всю ойкумену современной русскоязычной литературы – здесь и Россия, и страны СНГ и Прибалтики, и Израиль. Такое, наверное, может быть только из-за дуалистической природы журнала – так или иначе всемирная паутина даёт о себе знать. В общем, на мой взгляд, читать этот журнал стоит. Так же, как и продолжать его выпускать. Вреда, по крайней мере, от этого явно никакого не будет.




 






Новости Авторы Проза Статьи Форум Карта
О проекте Цитаты Поэзия Интервью Галерея Разное
  • При перепечатке ссылайтесь на newlit.ru
  • Copyright © 2001 "Новая Литература"
  • e-mail: newlit@esnet.ru
  • Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 be number one
    Поиск