На Главную
Новости Авторы Проза Статьи Форум Карта
О проекте Цитаты Поэзия Интервью Галерея Разное

 


        Умберто Эко


        Новый взгляд на мобильник


       


перевод с итальянского Григория Климешова

 

 

 

 

 

Умберто Эко

Кто внутренне свободен, может пользоваться тысячью функций аппарата, но только не телефонной связью.

 

 

В начале 90-х, когда сотовыми телефонами пользовалось ещё мало людей, даже эти немногие считали невыносимой поездку в поезде, я посвятил этой теме одно эссе, полное раздражения. Я говорил, что мобильник нужно было бы разрешить только врачам-трансплантологам, слесарям-водопроводчикам (в обоих случаях люди, чей труд социально полезен, должны быть везде и всегда доступны) и неверным супругам. Что касается всего остального, когда, например, никогда не сидящие на месте люди кричали в поезде или в аэропорту по поводу металлопроката и банковских ссуд, это говорило больше о социальной отсталости: у настоящих сильных мира сего вместо сотовых телефонов по 20 секретарш, фильтрующих корреспонденцию, а мобильник нужен промежуточному персоналу, который должен в любую минуту связываться с управляющим директором или маленькому дельцу, которого банк должен предупредить об угрозе закрытия счёта.

Новый взгляд на мобильникС тех пор дважды изменилась ситуация для неверных супругов: на первом этапе им нужно было отказаться от этого инструмента конфиденциальности, потому что как только они им обзаводились, у второй половины появлялись законные основания для подозрения; на втором этапе ситуация изменилась в обратную сторону, так как, учитывая, что мобильник есть уже у всех, измену доказать стало сложнее. Сейчас любовники могут им пользоваться, но при условии, что у них не будет отношений с людьми в той или иной степени известными, потому что в этом случае разговор будет непременно перехвачен. Ничего не изменилось для социальной отсталости (ничего не дали фотографии Буша с мобильником возле уха), но надо признать, что мобильник стал средством общения (порой даже чрезмерного) для мам и детей, для обмана на экзамене на аттестат зрелости, средством импульсивной фотомании; молодёжь перестаёт носить наручные часы, так как время можно посмотреть на мобильнике, всё чаще и чаще отправляют sms, могут узнавать новости каждую минуту, при помощи мобильника можно подключиться к Интернету и безо всяких проводов получать электронную почту. В своих всё более совершенных формах мобильник служит не только записной книжкой, но и карманным компьютером, и вот перед нами главный социальный и технический феномен.

Но можно ли ещё обходиться без мобильника? Раз уж «жить-ради-мобильника» означает полную сопричастность с настоящим и непреодолимое желание общаться, что лишает нас возможности хоть немного побыть наедине с собой, у кого в сердце есть собственная свобода (внутренняя и внешняя), тот может использовать очень много услуг данного аппарата, кроме телефонной связи. В крайнем случае можно включать его только чтобы вызвать такси или сообщить домой, что поезд опаздывает на 3 часа, но не для того, чтобы звонили вам (пусть он будет отключён). Когда кто-нибудь принимается ругать меня за эту привычку, я привожу печальный пример: когда умер мой отец, более 40 лет назад (и следовательно задолго до появления сотовых телефонов), я был в отъезде и узнал об этом только спустя много времени. Ну, хорошо, это потерянное время ничего не изменило. И ничего бы не изменилось, даже если я узнал бы об этом через 10 минут. Это означает, что мгновенное сообщение по мобильнику имеет мало общего с великими темами жизни и смерти, не нужно исследователям Аристотеля и тем, кто неистово спорит о существовании Бога.

Значит, мобильник не вызывает интереса у философа (если только не для того, чтобы носить в кармане библиографию из 3 тысяч заголовков)? Наоборот. Есть такие технологические инновации, изменившие жизнь человека до такой степени, что стали предметом философских споров – и хватит думать об изобретении письменности (от Платона до Дерриды) или механических станков (Маркс). Любопытно, но что-то мало философии было по поводу других технологических изобретений, которые кажутся нам такими важными, например, автомобиль или аэроплан (даже если и размышляли об изменении представления о скорости). Но автомобилем и самолётом (если только мы не таксисты, водители грузовиков или пилоты) мы пользуемся только, когда нужно, а письмо и механические устройства большей части повседневной деятельности радикально изменили каждое мгновенье нашей жизни.

Философии мобильника посвящена книга Маурицио Феррариса (издательства Бомпиани). Она выйдет в свет в начале сентября, а настоящее эссе будет опубликовано неделей раньше. Я против (как и сам автор) отзывов, сделанных заранее: читатель заинтересуется книгой, будет спрашивать её в книжном магазине, услышит, что её ещё нет, обвинит книготорговцев в профессиональной непригодности, в последующие дни прочитает отзывы о других книгах и заинтересуется совершенно другими вещами. Поэтому пока я заканчиваю читать гранки этой книги, оставляю за собой право вернуться к этой теме в одном из последующих эссе. Ещё и потому, что если заголовок («Ты где? Онтология сотового телефона») даёт повод для подозрения какого-нибудь легкомысленного развлечения, Феррарис извлекает из этого предмета целую серию очень серьёзных размышлений и вовлекает нас в интригующую философскую игру.

 

 

 

 

        Журнал "Эспрессо"

 

 

        перевод с итальянского Григория Климешова

 




 

 


Рассылки Subscribe.Ru
Подписаться на NewLit.ru

 
 
 
 
 
  Интересные биографии знаменитых учёных, писателей, правителей и полководцев
 

 

Новости Авторы Проза Статьи Форум Карта
О проекте Цитаты Поэзия Интервью Галерея Разное
На Главную
  • При перепечатке ссылайтесь на NewLit.ru
  • Copyright © 2001 – 2006 "Новая Литература"
  • e-mail: NewLit@NewLit.ru
  • Рейтинг@Mail.ru
    Поиск