Новости Авторы Проза Статьи Форум Карта
О проекте Цитаты Поэзия Интервью Галерея Разное
Rambler's Top100


Александр Карпенко


Непричёсанные мысли


сборник авторских афоризмов





* * *

Борис Пастернак даже в самом страшном сне, наверное, не мог себе представить, что его стихотворными афоризмами «быть знаменитым некрасиво» и «пораженье от победы ты сам не должен отличать» начнут попрекать молодых гениев, открыто радующихся своей растущей славе, и умеющих отличить свой шедевр от своего же произведения, накарябанного левой ногой.


* * *

Авангард авангарду рознь. - Я не чужд поискам новых путей, однако чёрный квадрат Малевича неизменно оставляем меня равнодушным.


* * *

Думая о человеке, нужно быть готовым к тому, что он, может быть, совсем не таков, каким мы его себе вообразили.


* * *

Все женщины одинаковы только для тех мужчин, которые ищут в них всегда одно и то же.


* * *

Исповедь и тайна. - Сохранить тайну - или, несмотря ни на что, поведать кому-нибудь о ней - вот извечная дилемма томящегося сердца.


* * *

Часто приходится слышать: «я смерти не боюсь». И это верно: многие больше боятся жизни.


* * *

У жизни нет иной цели, кроме самой жизни.


* * *

Самая сильная власть в мире - это власть над собственным сердцем.


* * *

Есть ум любви, не только одухотворяющий это чувство, но и помогающий обойти все капканы судьбы.


* * *

Подарки украшают жизнь, но не составляют её единственное вдохновение. Внезапный подарок удивляет; трагедия того, кто дарит постоянно, как Солнце свои лучи - в том, что дар становится привычкой, в нём исчезает удивление.


* * *

Наши чувства - любовь, нежность и т.п. - при их рождении существа нематериальные. Поэтому их так тянет воплотиться в ком-либо из плоти и крови.


* * *

Такт - это бог любви; любовь - это высшая степень такта.


* * *

Пророки не ревнуют…


* * *

Яркость - ещё одна сестра таланта…


* * *

Поэзия - это судьба, положенная на музыку слов.


* * *

Даже у очень щедрого человека души хватает только тогда, когда он полон любви.


* * *

Влюблённая женщина так красива - даже если она влюблена не в вас!


* * *

Самая большая печаль мира - то, что мир может вполне обойтись и без нас…


* * *

Смысл жизни - учиться любви. Мало просто любить - нужно уметь это делать. Учась любви, ты растёшь.


* * *

Художнику нужен любимый человек, с которым он бы достигал своего творческого и человеческого максимума.


* * *

Будущего, в сущности, не существует - есть только сегодняшнее настоящее и завтрашнее настоящее.


* * *

Любовь - это ещё и вера в то, что счастье возможно.


* * *

Я всегда настраиваюсь на победу, но в то же время внутренне готов и к поражению. Но важно, чтобы и при победе, и при поражении жизнь состоялась.


* * *

Внутренняя жизнь человека порой так интенсивна, что любовь к одному человеку бывает невозможно растянуть на целую жизнь - этого как раз и не могут понять поборники так называемой «нравственности».


* * *

Далеко не каждый человек знает, что ему делать со своей жизнью.


* * *

Иногда встречается любовь столь ангельская, что просто неприлично не отвечать взаимностью…


* * *

Женщины, которые возбуждают в мужчинах сильное желание, не всегда достойны женщин, которые такого желания не возбуждают.


* * *

О границах самоотречения. - Полное самоотречение до самозабвения, питаемое любовью, редко бывает продолжительным. Наступает время вспомнить о самом себе…


* * *

Порой удача - это прочувствованная пропорция между «ждать» и «действовать».


* * *

В минуты душевного подъёма жизнь представляется нам радужной феерией, в которой ты - неподражаемый волшебник.


* * *

Выстраданная гордыня. - Как вам не стыдно упрекать меня в гордыне! Я ведь выстрадал весь этот мир, который вам не по нраву и который я так яростно защищаю!


* * *

О, это безумная книга - черновик, возомнивший себя чистовиком!


* * *

Раскрой свою тайну. - Часто мы неоправданно сетуем: тайну своего творчества писатель унёс с собой… Но неужели бы мы стали ценить его меньше, если бы он приоткрыл нас завесу своей тайны? Скорее всего, он и сам не знал её, - иначе соблазн разглашения был бы слишком велик! Ведь что такое тайна творчества? Это те невидимые пружины, которые приводят в движение «механизм» таланта. Даже если мы творим совершенно бессознательно, мы не можем не отдавать себе отчёт в том, почему мы такие, а не иные, какие обстоятельства сильнее всего повлияли на нас и наше творчество. Даже приоткрыв свою тайну, мы не многим рискуем: всякий человек всё равно непостижим, особенно со стороны? Знаем ли мы Пушкина? И да, и нет. Будут ли знать его больше наши потомки? Едва ли…


* * *

В моей душе постоянно происходят маленькие дворцовые перевороты - к власти то и дело приходит какое-нибудь новое настроение.


* * *

Наша сущность глубже, чем наши мысли.


* * *

Если и есть чему удивляться - так это не проницательности людей, как в самих себе, так и во всём, что их окружает…


* * *

Странный эгоист. - Себялюбец, он страдает от того, что нет у него в сердце человека, которому он мог бы посвятить всю свою жизнь…


* * *

Загерметизированные. - Общение с большинством людей, как правило, не требует от нас всей полноты души, всего богатства красок. Кабан ничего не понимает в искусстве. Искусство ничего не понимает в непарнокопытных. Заранее зная, что нас в нашей глубине не поймут, мы общаемся понарошку, соря направо и налево тривиальностями и глупостями: это своеобразный способ самосохранения, чтобы не быть поднятыми на смех… Не удивительно, что люди видят только наш темперамент - и радуются, что мы так на них похожи…


* * *

Найдя вещие слова, с ужасом понимаешь, что едва ли сыщется место, где они могли бы полноценно прозвучать…


* * *

Люди, ставшие символом эпохи, часто не умеют меняться вместе со временем; их произведения, ещё недавно боготворимые, становятся невыносимо архаичными.


* * *

Одни художники завоёвывают симпатии окружающих тем, что очень похожи на обычных людей; другие же наоборот - тем, что царственно непохожи… Каждому своё. Но самые умные их них стараются соединить в себе и то, и другое.


* * *

Хаос и Гармония были когда-то соседями по школьной парте.


* * *

Во мне что-то как будто на время останавливается, засыпает, как медведь в берлоге - и одновременно что-то просыпается и бодрствует. Медведь в берлоге и медведь-шатун.


* * *

«Быть или не быть?» - вопрос, конечно, не в этом. Кто зван и избран - тот, так или иначе, состоится, в смысле не бесполезности всей жизни. Сложнее с тактикой бытия: есть ли необходимость в том, что ты делаешь? Нужны ли кому из современников твои стихи, твои мысли, твои сомнения? Нужно ли жертвовать писательство в угоду другим проявлениям жизни или наоборот? Скромно потакать своей безвестности - или же, наоборот, стремиться к всемирной славе? В чём ты настоящий?


* * *

Как хорошо быть не готовым к смерти! И иметь избыток жизненности…


* * *

Длительное созерцание одной и той же стороны медали вызывает во мне пресыщение, постепенно перерастающее в отвращение, так что любая перемена представляется благоденствием и счастьем.


* * *

Единственный недостаток этой картины - то, что мы к ней привыкли и потому не замечаем.


* * *

Долой подробности! Впрочем, всё дело - именно в них!


* * *

Из всех театров больше всего он любил театр военных действий.


* * *

Томление духа бывает порождено отсутствием цели, которая помогла бы его сфокусировать.


* * *

Мы умираем от отсутствия желаний. Мы умираем от их осуществления.


* * *

Если всю человеческую жизнь можно сравнить с пьесой в пяти действиях, грустно бывает, если её кульминация приходится на первоё действие. Многие из тех, чья юность пришлась на военные годы, так и не смогли обрести себя впоследствии в мирное время.


* * *

Боже мой, как ужасно это повсеместное упование на будущее, это неумение жить и наслаждаться каждым мгновением текущей жизни!


* * *

Может ли слиться с Богом душа, которая помнит своё прошлое? Сможет ли она примириться с ним, принять его? Самый лучший роман - неоконченный.


* * *

Как сыскать жемчужину в груде как попало сваленного мусора?


* * *

Пусть твоя жизнь со стороны представляется людям трагической. Важно, чтобы тебе самому она представлялась прекрасной!


* * *

Любовь можно измерить количеством самопожертвования.


* * *

Великая поэзия - это тяжёлый крест, это удел избранных, осмелившихся поставить чисто художественный задачи выше семейного счастья, воспитания детей и собственного благополучия.


* * *

Бывают люди с интереснейшими метаниями и неприкаянностью - и люди, скучнейшие в своей верности и непоследовательности.


* * *

Для всех людей я только один из многих - и только для своей мамы был единственным.


* * *

Хорошо забытое старое. - Иногда мне кажется, что всё новое в области мысли было уже когда-то сказано, но по какой-то случайности книги эти до нас не дошли.


* * *

Борются, конкурируют между собой только люди, приблизительно равные по потенциалу; люди гениальные побеждают, не борясь, а если и борются - то только с собой.


* * *

Выше воровства. - Никто не может отнять у человека его судьбу.


* * *

Для позднего Николая Рериха живопись была своего рода медитацией. Поэтому от его картин этого периода веет такой смертельной скукой. Горы, горы, бесконечные горы…


* * *

Всё можно простить любимому, кроме того, что ты уже ему больше не нужен…


* * *

И Гамлет любил свою Офелию - до тех пор, пока проблемы иного порядка не отвлекли его навсегда от этой женщины, которая была, /увы!/ всего лишь женщиной, т.е. ему не равной. И отношения с ней внезапно переместились для него их категории «быть» в небытие.


* * *

Бог умер, чтобы людям смерть стала не страшна.


* * *

Тонкость, мощь и глубина - вот прекрасного страна!


* * *

Актёр, ушедший со сцены жизни, имеет все шансы стать в будущем хорошим писателем.


* * *

Хорошо, когда жизнь возбуждает тебя как женщина. Хорошо, когда жизнь любимой женщины возбуждает тебя так же сильно, как и её тело.


* * *

Бывает так, что человек выстрадал и проповедует образ жизни, приемлемый для очень немногих. Но его страдания породили в нём иллюзию универсальности этого пути. Даже Христос, на мой взгляд, не совсем избежал этой участи, заявляя: «Аз есмь путь».


* * *

Страданье - не радость, как выразился Блок, но оно «возвышает» человека над теми, кто не страдал. Если, конечно, он им не кичится и не выпячивает его напоказ.


* * *

Преимущество зрелости перед юностью в том, что жизнь постепенно заполняется событиями, над которыми можно ретроспективно поразмыслить.


* * *

Хорошо, когда нет необходимости что-либо доказывать, особенно говоря о том, чего мы не знаем наверняка.


* * *

«Творить» умеют многие, но интересен нам мир очень немногих. Тех, чьё отсутствие стало бы для мира чувствительной потерей.


* * *

Для меня участие в войне стало важным событием творческой жизни: я перестал быть графоманом.


* * *

Жизнь художника мало похожа на жизнь аскета. Однако есть между ними общее: она столь же безоговорочно подчинена служению своему Богу. Искусству.


* * *

Рукописи не горят. Но их актуальность постоянно меняется. Когда она становится равной нулю, они наконец сгорают - уже в переносном смысле.


* * *

Чтение книг, просмотр и пересмотр фильмов, встречи с друзьями помогают нам определить, как изменилась наша душа.


* * *

В пути бывает полезно делать остановки, чтобы получше всмотреться в самих себя: мы ведь уже успели измениться! Но, как правило, мы уже не помним себя прежних, чтобы сравнивать…


* * *

Метафоре приятно, когда её принимают за истину…


* * *

Самый пытливый читатель хорошо прочитывает только близких ему по духу писателей.




 


 





Новости Авторы Проза Статьи Форум Карта
О проекте Цитаты Поэзия Интервью Галерея Разное
  • При перепечатке ссылайтесь на newlit.ru
  • Copyright © 2001 "Новая Литература"
  • e-mail: newlit@esnet.ru
  • Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 be number one
    Поиск