Новости Авторы Проза Статьи Форум Карта
О проекте Цитаты Поэзия Интервью Галерея Разное
Rambler's Top100


Александр Карпенко


Резервы и резервуары


сборник авторских афоризмов





* * *

Резервуары - это закрома резервов.


* * *

Окрылённые удачами и почестями, мы ошибаемся, что они будут сопутствовать нам неизменно и с нарастанием.


* * *

Мужчины тоже прекрасная половина человечества - просто они прекрасны другими, по сравнению с женщинами, качествами.


* * *

Посвящение начинает работать тогда, когда ученик перестаёт помнить своих учителей.


* * *

Я охотно верю в истинность системы Коперника, однако каждый день своими собственными глазами наблюдаю, как Солнце методично совершает вокруг нашей Земли оборот за оборотом. Не следует ли отсюда, что иллюзия так же вхожа в чертоги истины?


* * *

Есть редкие минуты просветлений, всё остальное - сон.


* * *

- Чем хороша ночь? Тем, что никто не мешает ехать на машине без тормозов.

- Прямо на кладбище!


* * *

Диалог - это один из способов преодоления односторонности мысли.


* * *

Некоторая «толстокожесть» большинства людей, т.е. нечувствительность к тому, что заставляет страдать людей с тонкой душевной организацией, спасла человечество от погружения в тотальное безумие. Количество легко ранимых людей не должно превышать допустимых пределов!


* * *

Позиция: вооружённый нейтралитет.


* * *

- Барон, расскажите, пожалуйста, о своём ранении!

- Дело было так: неловко повернув ружьё, я продырявил себе палец той самой руки, которая нажимала на курок.


* * *

«Поверил я алгеброй гармонию», - говорит пушкинский Сальери. «И блестяще сделал, - добавляем мы, - ибо, чем ещё столь же прекрасным можно было бы её поверить?!» Но - Боже мой! - ненавистник математики двоечник Пушкин, кажется, вовсе не одобряет действия своего героя!


* * *

Свет в основном путешествует, а тьма - то появляется, то исчезает.


* * *

Требование, чтобы все живущие покаялись, безнравственно.


* * *

Религий, может быть, не существовало бы, если бы наши догадки об иных мирах можно было бы проверить на личном опыте.


* * *

Новое я предаю огласке; то, что не ново - огранке.


* * *

В мире, где всё так относительно, даже истина едва ли отважится стать абсолютной.


* * *

Когда то, о чём мы мечтали, становится нашей собственностью, оно как бы перестаёт для нас существовать.


* * *

Богатство и благородство чаще шагают бок о бок, нежели благородство и нищета.


* * *

Постоянное обновление души позволяет нам даже хорошо знакомую книгу вечно перечитывать как новую.


* * *

- Бога, может быть, надо не искать, а ждать.

- И ждать, и искать. Внутри нас самих.


* * *

Математические парадоксы. - Один больше, чем два, но меньше, чем три. Мистика!


* * *

Какое счастье для мира, что он может спокойно обойтись без меня! Но могу ли я похвастать тем же?.. могу ли я обойтись только моим внутренним миром?


* * *

Террористическая справедливость. - ущербная справедливость всегда не прочь бросить гранату в виновника / часто мнимого / своей ущербности.


* * *

Что отличает поэта от просто стихотворца? Дар лирического волнения.


* * *

Поставьте свет с противоположной стороны - и ваши сильные стороны станут вашими слабостями.


* * *

О деятельности человека обычно судят по её последствиям. Человек с миссией нам важнее человека с мыслями.


* * *

Книга, ты в чём-то превосходишь меня, твоего создателя? И слава Богу, ибо скоро я покину этот мир.


* * *

Люди заблуждаются, надеясь оставаться чистыми, следуя какому-нибудь канону. За чистотой нужно бежать на вершину!


* * *

Пропавшая без вести любовь - маска смерти.


* * *

Ночь проявляет фотоплёнку небес, высвечивая на ней дотоле невидимые звёзды.


* * *

Никто ещё не ругался в частной жизни столь непристойно, как творец божественной музыки Моцарт.


* * *

Нельзя захотеть стать мудрым и постепенно, шаг за шагом трудиться над исполнением своего замысла. Мудрость даётся через откровение. Мудрость даётся через страдание.


* * *

Если вас аргументировано не понимают, берегитесь: вы попали в поле действия враждебных убеждений.


* * *

Предчувствие - предтеча знания.


* * *

…Мы, папуасы, такие хорошие!.. - Каждая нация, безусловно, достойна того имиджа, которые ей приписывают другие. Это, конечно, при том, что каждая из них очень неоднородна в отдельно взятых экземплярах.


* * *

Иногда бред бывает понятнее чётких фраз.


* * *

Этот человек и так мало достоин нашей симпатии, а вы на него ещё и клевещете!


* * *

Чтобы в чём-нибудь успешно совершенствоваться, достаточно сделать это занятие своим единственным средством общения с миром.


* * *

Мы редко ненавидим тех, кого хорошо знаем: при близком знакомстве мы видим и хорошие стороны этих людей.


* * *

Трудно быть арбитром в споре между хорошим и лучшим, особенно если лучшее норовит выдать хорошее за дурное.


* * *

Изменение качества неизбежно ведёт к потере имени.


* * *

Если дерьмо отлить в геометрически правильные, гармоничные формы, оно, тем не менее, не изменит своей сущности.


* * *

Поэт до поры до времени ещё не знает слов своего языка.


* * *

Миф - это отражение Игры Бога в игре человека.


* * *

Нет смысла возвращаться, чтобы увидеть руины.


* * *

Ты называешь себя художником-реалистом? Только, ради Бога, давай не будем тащить грязь этого мира в свои произведения!


* * *

Агрессивность, которою нас часто потчует окружающий мир, порой находит приют и в нас самих.


* * *

Мат почему-то уместнее не в письменном, а в устном народном творчестве.


* * *

Чёрный юмор. - Некоторые произведения искусства, рассчитанные на читательский смех, внушают, тем не менее, части аудитории искренний, неподдельный ужас.


* * *

О низкой верности и высокой измене. - Верность не всегда нравственней измены: важно, чему ты верен и чему ты изменяешь, не обветшали ли твои святыни и не является ли твоя измена выходом из кризиса и началом новой жизни.


* * *

Если нам и не дано полностью изменять свою судьбу, мы можем хотя бы время от времени поворачивать её течение - либо в сторону большей простоты, либо в сторону большей сложности.


* * *

Возраст человека определяется годовыми кольцами его воспоминаний.


* * *

Иные из наших друзей после долгой разлуки кажутся нам столь чужими, что мы с трудом можем поверить в то, что золотой век нашей дружбы действительно существовал.


* * *

Не стоит убеждать в чём-либо человека, если ты не являешься для него авторитетом.


* * *

Со своим временем хорошо идти, чередуя шаг: то в ногу, то не в ногу.


* * *

Об искусстве как вестибулярном аппарате эпохи. - Мне кажется, что искусство не просто воспроизводит жизнь или создаёт новую, - оно, прежде всего, дополняет жизнь некими идеальными качествами, которых ей в данный момент не хватает. Искусство - это институт бессмертия.


* * *

- Дети - это священная игра наших тел.

- Гм, и кто же в этой игре выигрывает?

- Разумеется, дух.


* * *

У каждого времени есть своя шелуха, сквозь которую хочется всем своим сердцем продраться - к вечности.


* * *

Верить во что-нибудь всех душой - замечательно. Однако в человеке, живущем только своей верой, есть что-то пугающее и отталкивающее: он, как правило, слишком твердолоб в отстаивании своих принципов; он не интересуется ничем в мире, что не было бы напрямую связано с его верой.


* * *

Художнику почти непереносима мысль о том, что его искусство ненужно и бесполезно; рушится единственное оправдание его жизни; может быть, он и занялся бы чем-нибудь другим, если бы чувствовал себя к этому пригодным.


* * *

Хороший человек не может в одночасье стать плохим - разве что в воображении недоброжелателя.


* * *

Чтобы художественное произведение смогло выжить, художнику нужно умереть в нём.


* * *

Всю свою жизнь мы трудимся над переплётом Книги нашей жизни, порой забывая о её содержании.


* * *

Чтобы повысить культуру народа, иногда достаточно понизить его благосостояние.


* * *

Некоторые виды патриотизма остро нуждаются в образе врага.


* * *

Мало любить Россию. Хорошо бы ещё при этом не быть кретином или бездарем.


* * *

Иногда прогресс мастерства художника бывает столь впечатляющ, что его предыдущие работы, тоже весьма приличные, кажутся ему самому бездарными поделками.


* * *

Некоторые художники так увлекаются отображением духа современности, что напрочь забывают о красоте, гармонии и других слагаемых прекрасного.


* * *

Страшен дух, улетевший за пределы души. Страшен дух, лишённый человеческого тепла. Бездушный дух, ты - обезьяна сверхчеловека. Стремясь возвыситься над телом, «преодолеть» его, ты сжёг за собою мосты, связывавшие тебя с миром людей.


* * *

То, что мы порой склонны принять за истину, часто лишь наше новое настроение, дуновение ветра.


* * *

В молодости есть силы, но нету Бога; в старости приходит Бог, но нет уж сил.


* * *

Человек-невидимка. - Человек, ставший айсбергом, не на виду у своего времени.


* * *

Нельзя требовать от зерна, чтобы оно моментально проросло.


* * *

Дело вовсе не в количестве, но - в качестве количества.


* * *

- Вы больше не пишете?

- Нет. Но роман моей жизни… неуклонно подвигается.


* * *

Вы ищете предисловие к моей книге, друзья мои? Но… я замуровал его в середине тома… Вы ищете послесловие?..


* * *

Мир ассорти. - Демократия в политике находит своё вульгарное отображение в искусстве, когда великий музыкант и обыкновенная певичка из кабаре ставятся на одну доску. Всё смешалось в доме Облонских, и долго ещё будет тянуться нестерпимая вакханалия смешения низкого и высокого, возвышенного и земного. «Пёстрая корова» - так называется одна из глав «Заратустры».


* * *

О скороспелости суждений. - Бытует мнение, что мысли, рождённые на лету, обречены на поверхностность. То ли дело мысли, вынашиваемые годами! Но на самом деле значение имеет не длительность «высиживания» мысли, а интересная жизнь и ясность в голове. Ясная же погода - нечастый гость в наших северных широтах.


* * *

О даре непонимания. - Есть священный дар, присущий, как правило, поэтам - дар не понимать, казалось бы, очевидные, само собой разумеющиеся вещи. Например, зачем нужно спасать душу, если за ней… никто не гонится?.. Своеобразие личности выкристаллизовывается в её «непониманиях».


* * *

Странный книголюб. - Перепрочтения одних и тех же книг может хватить на всю жизнь.


* * *

Любимым занятием стало для меня разгадывание иероглифов судьбы. Как бы сознательно ни протекала жизнь, в неё всегда вкрапливаются бессознательные поступки и мотивы, разгадка которых кроется в совокупности тайных причин. Разгадав такой иероглиф, мы уже лучше понимаем свою судьбу, священный разгул её приливов и отливов.


* * *

Мир души становится всё более раздробленным, и человеку приходится составлять внутреннюю гармонию из всё большего количества слагаемых…


* * *

О непопулярном пути. - Непопулярный путь рождается как противостояние столбовым дорогам, по которым идёт большинство.


* * *

Людей разъединяет то, что они считают наиболее важными совершенно разные вещи.


* * *

Тем, кто не знал на своём пути взлётов и падений, труднее сообразить, в чём же, собственно, выразилось участие Всевышнего в их судьбе.


* * *

Сам человек не так подвержен изменениям, как его отношения с другими людьми.


* * *

Слова стары как мир, однако неожиданность их сочетания, сцепления друг с другом подчас таит в себе оттенок новизны.


* * *

Испорченный муравейник. - Издревле существует мечта о превращении человечества в образцово-показательный муравейник, руководимый идеалами добра. Однако люди, в отличие от муравьёв, как правило, сильно отличаются друг от друга. Так что идея муравейника торжествует исключительно в минуты общей опасности.


* * *

Не смотрите на то, что этим людям нечего сказать. Они перегрызут вам горло, если вы попытаетесь похитить у них хотя бы минуту их пустословия!


* * *

Литературному изгнаннику всё равно, где жить,- на родине ли, на чужбине ли,- кажущиеся преимущества местожительства едва ли способны скрасить сам факт изгнанничества.


* * *

Настоящие писатели пишут о том, о чём им так и не удалось прочесть в книгах своих предшественников.


* * *

Книга Книг. - Я собрал гигантскую библиотеку и потратил бездну времени в поисках мудрости, рассыпанной по золотым страницам. Но отныне я нахожу только одну книгу достойной прочтения - Книгу моей собственной жизни.


* * *

Гений и злодейство. - Спор о совместимости гения со злодейством, затеянный Пушкиным, представляется мне не вполне корректным. Злодейство ведь тоже может быть отмечено печатью таланта, масштаба, выдумки! И потом - в человеке бывает так много намешано самых разных склонностей, которые кажутся нам, выкормышам логики, совершенно несовместимыми!


* * *

Все собаки мира. - Когда человек слаб, ему кажется, что на него готовы наброситься все собаки мира.


* * *

Театр, игра - это своего рода спасение от идеологии, от фанатизма.


* * *

Наши представления о человеке часто важнее нам самого человека.


* * *

Душа поэта - это море, которое не выносит штиля.


* * *

Так называемое «развитие». - Вам кажется, что мир неуклонно прогрессирует, а на самом деле Господь вытаскивает из большой колоды то одну, то другую карту, остальные же остаются в Его колоде, т.е. попросту не играют.


* * *

Пьеса человеческой жизни отличается от других сценических произведений отсутствием суфлёра, знающего её слова.


* * *

У пианиста Владимира Горовица были необыкновенные руки. Все пальцы - огромной длины, как будто специально предназначенные для музицирования, плюс ко всему мизинцы обеих рук едва ли не длиннее средних пальцев. Пожалуй, многие, взглянув на эти руки, сочли бы их безобразными. Однако, наблюдая мастерскую работу этих рук над клавиатурой, я поймал себя на мысли о том, что, даже если таких рук не существовало бы в природе, их следовало бы придумать - и подарить пианисту.


* * *

Священная «голословность». - Да, я не профессор богословия, однако значит ли это, что я не вправе рассуждать об этом предмете, и что всё сказанное мною уже заранее обречено стать глупостью? Неужели нужна ещё какая-нибудь подготовка к тому, чтобы записывать откровения?!


* * *

Не стоит кокетничать с Дантесом. - Женщины не понимают дух противоречия, свойственный поступкам мужчин-поэтов. Поэт жаждет, чтобы в его жизни происходили хоть какие-нибудь события и воспламеняли творчество. Фаталист по своей природе, он любит проверять судьбу «на вшивость» и нередко действует по принципу «чем хуже, тем лучше», ибо жизнь для него - только исходный материал, сырьё для создания будущих бессмертных произведений. Женщины же в большинстве своём склонны относиться к поэтам как к обыкновенным людям и сами подводят их под печальный венец - под дуло пистолета.


* * *

Как же много электронных чудовищ придумала цивилизация, чтобы отвлечь нас от мыслей о сокровенном!


* * *

Судьба вручила Солженицыну завидную участь - что бы он ни говорил, мир его внимательно выслушает.


* * *

Это неправда, будто я сторонюсь народа. Другое дело, интересно ли мне с ним…


* * *

Есть некий дух, который то наполняет, то опустошает наши души, в зависимости от чего мы то прозябаем в ничтожестве, то чувствуем себя способными реализовать самые фантастические замыслы.


* * *

Творчество не клеилось, и писатель решил сделать трагедию из собственной жизни.


* * *

Иногда упрямство - это всего лишь замаскированное чувство собственного достоинства, нежелание доверяться мнимым ценностям, тщательно навязываемым близкими людьми.


* * *

Больше текущих переживаний. - Глубина воздействия художественного произведения не в меньшей степени, чем от мастерства, зависит от того, пережил ли автор то, о чём он пишет, на своём личном опыте. Новые переживания и составляют область нового искусства. «Главное в жизни - успеть обо всём подумать», - писал Пушкин. Хочется добавить: «И как можно больше пережить». Хотя переживания и укорачивают нам срок жизни.


* * *

Страдания дают людям только иллюзию своего превосходства над теми, кто не страдал.


* * *

Легче быть злодеем, чем жертвой, особенно если выбирать больше не из чего.


* * *

О степенях непонимания. - Нас удручает порой не само непонимание, исходящее от близких людей, а его степень, граничащая со слепотой.


* * *

Не надо упрекать человека за его… своеобразие…


* * *

Об «авторской» вере. - день ото дня мир становится всё более индивидуально-углублённым. Нас уже не удовлетворяет то, что сделано «для всех». Мы хотим личного, интимного, «авторского». И вслед за потребностью в авторской песне, авторском телевидении возникает потребность и в авторской вере. Человек может оставаться христианином в широком смысле этого слова - и в то же время быть личностью, непохожей на других христиан, не нуждаться в посредниках для общения с Богом, иными словами, находиться в поле притяжении авторской веры.


* * *

Об изменении правил игры. - Злые языки всячески сетуют на синдром перекрашивания: дескать, вчера эти люди были коммунистами - а сегодня все стали демократами. Но какой же умный человек захочет играть не по правилам?!


* * *

Бог существует для тех, кому в Нём есть надобность.


* * *

В одних и тех же формах разным эпохам открывается разное содержание.


* * *

Обидно, когда твоё самопожертвование излишне.


* * *

Гениальность - это своего рода круг, в который даже самый талантливый художник входит только по большим праздникам.


* * *

Этот человек не таков, каким мы его себе выдумали. Оттого мы и злимся на него, что он поступает наперекор нашим ожиданиям.


* * *

Вы мечтаете о гармоничной жизни? Забудьте о ней. Жизнь чаще напоминает боевые /болевые?/ действия, вынуждающие перебрасывать практически все средства с одного фронта на другой.


* * *

Почему я всё время с тобой, моё искусство? Потому, что ты мне никогда не изменишь и никогда меня не предашь.


* * *

Люди иного душевного склада часто кажутся нам бездушными.


* * *

Когда нам кажется, что время работает на нас, оно, как правило, работает против нас.


* * *

Нельзя винить людей в метаморфозах, которые происходят внутри них. И… внутри нас самих, осмелившихся их судить…


* * *

Иногда я словно бы не тороплюсь понимать - чтобы понять через страдание.


* * *

Проверять своё избранничество, своё счастье безумца - вот мой навязчивый рок.


* * *

Двойное самообразование. - Нас одновременно учат и книги, и собственная жизнь.


* * *

Снится мне, что в меня стреляют /подумалось: будут стрелять - и, действительно выстрелили/. Что делать? Спрятался за маму /непонятно, ребёнок я - или уже взрослый/. Почему пожалел себя, а не её - вот что любопытно! Вариантов два.

1. Мама бессмертна, а потому неуязвима.

2. Мама всё равно скоро умрёт, а мне ещё жить и жить.

Даже в нелепых на первый взгляд сновидениях порой проскальзывает разгадка иероглифов нашей судьбы. Видимо, на небесах роли заранее распределены - и материнская участь - добровольно принести себя в жертву своему ребёнку.


* * *

Элита, лучшие люди, и есть истинный народ.






 


 





Новости Авторы Проза Статьи Форум Карта
О проекте Цитаты Поэзия Интервью Галерея Разное
  • При перепечатке ссылайтесь на newlit.ru
  • Copyright © 2001 "Новая Литература"
  • e-mail: newlit@esnet.ru
  • Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 be number one
    Поиск