Новости Авторы Проза Статьи Форум Карта
О проекте Цитаты Поэзия Интервью Галерея Разное
Rambler's Top100


Александр Карпенко


Хулиган поневоле


сборник авторских афоризмов





* * *

Было бы большой наивностью полагать, будто мы в чём-то углубили то, что знали люди до нас.


* * *

Часто мы слагаем с себя всяческие полномочия, любезно предоставляя их своему Богу.


* * *

И услышал я Голос: «И да будет дано тебе снова и снова превращаться из Учителя в Ученика, ибо как сможешь ты учить других тому, чего не ведаешь сам?..»


* * *

Ум энциклопедический редко бывает мощно целенаправленным.


* * *

Что же мы видим перед собой? Нескончаемую манифестацию ненужных нам вещей и предметов.


* * *

Пути домой неисповедимы.


* * *

Как выяснилось, в библиотеке Всевышнего имеется и раритетное собрание духов наших предков.


* * *

Соблюдайте субординацию - не спорьте с ангелами! Будьте взаимно вежливы!


* * *

- Так кому же это было нужно? / Афганистан /

- Самим «афганцам».

- ???

- Поскольку у них ещё не было мудрости, чтобы отказаться или протестовать.


* * *

Что есть забвение - то, о чём мы не помним, - или то, о чём мы не вспоминаем?


* * *

Я восхищаюсь Игрой, но мне не нравятся Ваши правила, Ей приданные.


* * *

Поэт, пишущий «в стол» - что царь без трона, но царствие его небесно.


* * *

«Довольствуйтесь малым», - учат нас стоики. Но как быть с теми безумцами, которые жаждут довольствоваться великим?


* * *

«Гуманизм» новейшего времени может на поверку оказаться вздорной выдумкой.


* * *

Сколько людей - столько и потенциальных откровений духа. Но кто отважится стать пастырем такого разношёрстного стада?


* * *

Отнимите у творца его эго - и он перестанет быть творцом.


* * *

Застой вовсе не был так уж плох, как его нам нынче малюют, да вот беда - дух статики страшно соскучился по духу динамики!


* * *

Многие боятся смерти больше, чем дряхлости, а следовало бы - наоборот!


* * *

Мы не понимаем друг друга: Вы хотите «правду», а я постоянно Вам подсовываю то притчу, то аллегорию, то метафору.


* * *

Когда из обихода исчезают союзы, на авансцену во множестве выползают наречия, междометия и предлоги.


* * *

Хулиган поневоле. - Вам кажется, что я нарочно нарушаю раз и навсегда установленные правила, а я просто живу!


* * *

Трудно одновременно мыслить и развлекаться - разве что ваши мысли развлекут вас в вашем одиночестве. В обществе же никто не видит, что вы по-своему развлекаетесь, вам пеняют, что вы скучны, а вы не горите желанием поделиться с окружающими своим единственным развлечением.


* * *

Уже художники-передвижники понимали: моя недвижимость - моя крепость.


* * *

То, что нечисть в сказках бессмертна, не лучший аргумент в пользу бессмертия.


* * *

…И тихо давит на виски безумство почерка тоски…


* * *

Собственная невинность в юности часто представляется нам комплексом, от которого надо поскорее избавляться.


* * *

Оказывается, по реке жизни можно путешествовать и вспять - в поисках утраченного. Но это чревато: вдруг то, что впереди, интереснее того, что позади?!


* * *

Конец застоя в театре времён Адама и Евы. - Трудно переоценить роль Змия в творческой эволюции человека. Ведь вечный рай от скуки кромешной постепенно превращался в ад! И запретный плод знаменовал собой новый / ! / путь. И даже если на этом пути человеку не суждено познать до конца добро и зло, он может хотя бы познать, что нисколько не нуждается в подобном знании - и вновь обрести, уже на новом уровне, свой потерянный рай!


* * *

Есть благотворительность, которая, по существу, безнравственна, - например, одаривать нищих, которые не хотят работать.


* * *

Бог посещает несуетных.


* * *

Самые светлые, жизнерадостные художники часто создают и самые трагические произведения. Возьмите хотя бы Моцарта или Шопена.


* * *

Адриенна Лекуврер думала, что искусство истиннее жизни - и ошиблась.


* * *

Логично - ещё не значит истинно.


* * *

Если «мудрость» не приправить нечаянно «безумием», получится собрание нестерпимо-оголтелых максим.


* * *

Успех - это когда читатель откладывает в сторону Шекспира и начинает взахлёб читать ваши сочинения.


* * *

Иногда ренегатство или отступничество - всего лишь этап в жизни человека; может статься, что виноват не сам человек, - просто обветшали его идеалы, и оставаться верным им и впредь значило бы изменить самому себе.


* * *

Сложность в творчестве может быть достоинством. Но она может служить и маской бездарности, если возможны лаконичность и простота.


* * *

Мы совсем запутались в понятиях: используем слишком узкие там, где предмет обзора шире, и наоборот. Иногда слова, столь необходимые для того, чтобы точнее выразить свою мысль, просто отсутствуют в нашем языке. «Видели ли Вы Истину?» спрашивали у меня на карнавале масок.


* * *

Опасны теоретики, которые вдобавок ко всему ещё и хорошие практики.


* * *

Жизни не важно, отрицают её или же, наоборот, возвеличивают: она всё равно доминирует над искусством /высшей жизнью!/, политикой, над любыми логическими схемами, созданными человеком.


* * *

До чего же различны взгляды на мир у писателей, именующих себя христианскими! Так и остаёшься в недоумении, что же является воистину христианским - смирение перед неизбежностью - или же, наоборот, несмирение?


* * *

У пессимизма есть хотя бы то преимущество, что он не расставляет силки надежд…


* * *

Я верю в ненаучность истинной философии.


* * *

Мне приснилось, что мама вышла из гроба, как будто из лечебницы, и хотела всем показать, какая она, несмотря ни на что, красивая, и как хорошо теперь выглядит, подлечившись. На что бабушка, со свойственной ей прямотой и непримиримостью, заметила: «А почему же у тебя тогда лицо несвежее, землистого цвета?» И мама заплакала.


* * *

Иногда человек уходит из жизни ещё молодым оттого, что внезапно оборвалась эпоха, его вскормившая и питавшая.


* * *

Как меняется во времени наше переживание одних и тех же событий! То, что раньше представлялось нам чудовищным и несправедливым, сейчас уже не вызывает болезненного состояния духа. «Жизнь есть путешествие сознания…»


* * *

Даже первоисточник - не всегда чистый источник!


* * *

Есть места, где, кажется, вообще ничего не меняется - на улицы выходят совершенно те же люди, что и 20 лет назад; возможно, что и 40 лет назад они были такими же; они произносят изо дня в день одни и те же слова и вместе с тем воображают, что живут. Но они не живут и не умирают - это среднее арифметическое между жизнью и смертью. Это провинциальные островки застоя посреди тленного мира.


* * *

Как надо толковать Апокалипсис. - Конец света наступит не раньше / и не позже! / конца тьмы.


* * *

Истина боится кавычек и слишком прямых речей; она больше доверяет языку метафор.


* * *

Свобода - это наша зависимость в кризисе.


* * *

Нет задачи неблагодарнее, чем разнимать дерущихся, будь то простая потасовка или целая война. Нужно ведь суметь отвлечь внимание сражающихся от их собственной ярости!


* * *

Кто не умеет найти смысл жизни, общий для всего человечества, старается найти для себя хотя бы частный её смысл - для одного конкретного человека.


* * *

Белая магия личности. - Подлинная красота - это не максимальная приближённость к пропорциям Венеры или Аполлона, а совокупность неуловимо прекрасных черт. Некрасивый маленький Пушкин имел поразительный успех у женщин, не в последнюю очередь благодаря природной весёлости, поэтическому гению и всероссийской известности.


* * *

Никто ещё не писал так ясно, как Гераклит Тёмный из Эфеса!


* * *

И незыблемые истины нуждаются в проверке: часто их незыблемость покоится на зыбучем песке.


* * *

Бог не создавал мира: Он всегда был им. Мир заключён в символы; всё, что проходит - события, всё, что не проходит - символы. Бог есть Верховный Начертатель Символов.


* * *

Почему через год мы уже не скорбим по утрате так же сильно, как раньше? Мы уже достаточно отвлеклись; нас окружили другие звёзды; наконец, мы просто стали сильнее - теперь уже так много зависит от нас самих!


* * *

О беспартийности греческой философии. - У меня вызывает гомерический смех, когда серьёзные люди и, вдобавок, не дураки /например, Ленин и Лассаль/, начинают сражаться за философов древности, выискивая скрупулёзно среди них «предтеч» материализма или идеализма. Поскольку древние, к счастью, ещё не усвоили пагубную привычку делить единый мир на две противостоящие половины - материальную и духовную, что является признаком философского декаданса, их легко «раскрутить» на принадлежность, как к тому, так и к другому лагерю, благо всего у них имеется в достатке.


* * *

Смыслом жизни для человека может стать стремление к объёмности, значимости своей деятельности не только для современников, но и для последующих поколений.


* * *

Философ! Отвлекись от скорби! Рассматривай любую войну как предтечу мира, гармонии и согласия!


* * *

Торжественность в трауре. - Есть некая чрезмерная пышность в сопровождении похоронных процессий, как будто это апофеоз, кульминация всего жизненного пути покойного, виновника «торжества». Весь околоток сбегается поглазеть, кто же это умер. Есть вещи, по отношению к которым любопытство кажется почти кощунством, последней степенью неприличия.


* * *

Смелость от незнания. - Молодости свойственно атаковать неприступные крепости от неведения, насколько хорошо они защищены.


* * *

Хороша истина, но и цветы заблуждения порой радуют глаз и даже благоухают.


* * *

Безусловно, причастие толпы оскверняет чистые источники, однако сам доступ к чистому источнику - это ещё и шанс вырваться из толпы, дарованный непросветлённому сердцу…


* * *

Великая душа передаётся по наследству. Но не всегда - родственникам.


* * *

Поклонение дураков. - Наша страна уникальна ещё и количеством дураков, её беззаветно любящих. Причём дураки эти нередко имеют достаточно власти, чтобы реализовывать свой патриотический зуд. Так что Эразм был не совсем прав, восхваляя глупость.


* * *

Народ и чернь. - Народ у нас часто несправедливо отождествляют с чернью, то есть с безмозглым стадом. Это не совсем верно. Действительно, чернь обычно составляет большинство. В моём понимании народ - это то, что не является чернью.


* * *

Перемены особенно трагичны для тех, кому в этот момент уже поздно меняться.


* * *

Причины застоя. - Народ долго молился одному и тому же Богу и не заметил, что Бог уже состарился.


* * *

Молния - душа небес.


* * *

Настольная книга. - Я бы мог Вам рекомендовать этого писателя в руководители, но только в том случае, если Вы мне обещаете, следуя за ним, слушать только самого себя.


* * *

Острота жизненных переживаний возникает оттого, что в этот момент мы ещё не сознаём символизм происходящего.


* * *

Хаос - это ненадолго разрушенная гармония сфер.


* * *

Скромность украшает человека, если только она не является синонимом трусости, закомплексованности, несвободы, боязни воздать себе должное - из-за возможных кривотолков в будущем.


* * *

Вы находите, что я противоречу сам себе? Вы отказываете мне в праве изменяться, т.е. свободно развиваться? Нет? Что же Вы упрекаете меня, в таком случае, что вчера я говорил совершенно противоположное?


* * *

Не всякое жизнеутверждение есть, вместе с тем, смертеотрицание.


* * *

Фазы скорби. - Не следует слишком долго сосредоточиваться на первой фазе скорби, плаче отчаяния и безысходности. Важно бывает укрепиться в мысли, что жизнь близкого нам человека, несмотря ни на что, состоялась.


* * *

Сильным и цельным натурам не нужны духовные пастыри, ибо они сами одновременно и ведущие, и ведомые.


* * *

Частности и ответвления настолько замусорили мозги современных философов, что они говорят о «наивности» /! / философии древних греков.


* * *

Как следует защищать истину. - Примеры Галилея и Джордано Бруно показывают, что каждый защищает то, что он считает истиной, на свой лад. Можно сколько угодно упрекать Галилея в трусости и малодушии, однако фраза «А всё-таки она вертится!» показывает, что у него был свой способ защиты - он хотел показать своим палачам, что истина вовсе и не нуждается в защитниках, что она независима как от защитников, так и от нападающих.


* * *

Человек меняет кожу, незаметно для себя сбрасывая в море прошлого свои настоящие переживания. Ещё немного, и я готов воскликнуть: «Он мудр как змея!»


* * *

Бесформенность Бога - сущее бедствие для мира, привыкшего к чётким очертаниям предметов.


* * *

Поэт в роли Добчинского. - В век засилья политиканов у поэта так мало шансов, независимо от масштаба дарования, стать известным, что его можно легко представить себе в роли Добчинского.


* * *

Монтень хотел соединить веру с вольнодумством. Но не он был пионером в этом начинании. Все реформаторы, революционеры мысли и духа, включая Иисуса Христа были до полного торжества своих учений верующими вольнодумцами.


* * *

Космополитизм как освобождение. - Нравы, обычаи, религиозные установки узко-национального характера порой настолько тиранят дух свободного человека, что ему хочется вырваться из этой замшелости на свежий воздух.


* * *

Инстинкты в роли суфлёров. - Мы сразу инстинктивно чувствуем расположение или нерасположение к новому для нас человеку - и только впоследствии можем себе объяснить, почему.


* * *

Мудрость речки - в извивах её берегов.


* * *

Моя любовь к родителям была так велика, что я нанёс бы оскорбление их светлой памяти, если бы пошёл по тому пути, который они мне предначертали.


* * *

Вековая путаница вокруг идеи Бога, вероятно, вызвана тем, что Бог как бы одновременно существует и не существует.


* * *

Бывают люди с интереснейшими метаниями и неприкаянностью - и люди скучнейшие в своей верности и последовательности.


* * *

Никто не может отнять у человека его судьбу.


* * *

Мнимый демократизм. - Сбор подписей среди населения в поддержку того или иного правительственного решения, несмотря на показную демократичность, как правило, не имеет ничего общего с действительно свободным волеизъявлением народа. Обычно этот приём используют в момент наивысшего массового психоза и несамостоятельности суждений. Я уверен, что если бы Гитлер устроил сбор подписей «за» или «против» нападения на СССР, большинство немцев высказалось бы «за».


* * *

«В Начале было…» - Мир настолько «растёкся мыслию по древу», что его начала просматриваются всё туманнее…


* * *

Так ли уж важно, правду ли говорит писатель? Важно, чтобы читатель получал наслаждение.


* * *

Современный писатель, более поверхностный, способен вызвать больший читательский интерес, нежели классик, более глубокий, потому что первый их них говорит на более понятном нам языке.


* * *

Реакция тождественна прогрессу.


* * *

«Нет запретов языка», - твердят ревнители широкого использования нецензурщины в художественных произведениях. «Но есть запреты вкуса!» - возразил я, свой первый цензор.


* * *

Библия, очевидно, не снискала бы той признательности поколений читателей, будь она написана казённым языком немецких профессоров философии.


* * *

Краткость не обязательно сестра таланта. - Словесная магия писателя заключена не столько в экономии слов, столько в энергетике их сцепления.


* * *

О нецелесообразности выходить из образа. - Знали бы некоторые наши эстрадные певцы, какое невыгодное впечатление они производят, начиная говорить собственными словами!


* * *

Диалектика в моём понимании - это такой способ познания мира, когда обязательно принимается во внимание и возможность противоположной оценки того или иного явления. Диалектика не отрицает метафизику; в свою очередь, метафизика никоим образом не враждует с диалектикой; они, скорее, сосуществуют и дополняют друг друга, при этом, не вторгаясь в чужие владения. Всё зависит от того, какой мир в данный момент нам больше интересен - динамичный, движущийся, меняющийся или условно неподвижный, статичный.





 


 





Новости Авторы Проза Статьи Форум Карта
О проекте Цитаты Поэзия Интервью Галерея Разное
  • При перепечатке ссылайтесь на newlit.ru
  • Copyright © 2001 "Новая Литература"
  • e-mail: newlit@esnet.ru
  • Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100 be number one
    Поиск