|
|
Александр Карпенко Хулиган поневоле сборник авторских афоризмов Было бы большой наивностью полагать, будто мы в чём-то углубили то, что знали люди до нас. Часто мы слагаем с себя всяческие полномочия, любезно предоставляя их своему Богу. И услышал я Голос: «И да будет дано тебе снова и снова превращаться из Учителя в Ученика, ибо как сможешь ты учить других тому, чего не ведаешь сам?..» Ум энциклопедический редко бывает мощно целенаправленным. Что же мы видим перед собой? Нескончаемую манифестацию ненужных нам вещей и предметов. Пути домой неисповедимы. Как выяснилось, в библиотеке Всевышнего имеется и раритетное собрание духов наших предков. Соблюдайте субординацию - не спорьте с ангелами! Будьте взаимно вежливы! - Так кому же это было нужно? / Афганистан / - Самим «афганцам». - ??? - Поскольку у них ещё не было мудрости, чтобы отказаться или протестовать. Что есть забвение - то, о чём мы не помним, - или то, о чём мы не вспоминаем? Я восхищаюсь Игрой, но мне не нравятся Ваши правила, Ей приданные. Поэт, пишущий «в стол» - что царь без трона, но царствие его небесно. «Довольствуйтесь малым», - учат нас стоики. Но как быть с теми безумцами, которые жаждут довольствоваться великим? «Гуманизм» новейшего времени может на поверку оказаться вздорной выдумкой. Сколько людей - столько и потенциальных откровений духа. Но кто отважится стать пастырем такого разношёрстного стада? Отнимите у творца его эго - и он перестанет быть творцом. Застой вовсе не был так уж плох, как его нам нынче малюют, да вот беда - дух статики страшно соскучился по духу динамики! Многие боятся смерти больше, чем дряхлости, а следовало бы - наоборот! Мы не понимаем друг друга: Вы хотите «правду», а я постоянно Вам подсовываю то притчу, то аллегорию, то метафору. Когда из обихода исчезают союзы, на авансцену во множестве выползают наречия, междометия и предлоги. Хулиган поневоле. - Вам кажется, что я нарочно нарушаю раз и навсегда установленные правила, а я просто живу! Трудно одновременно мыслить и развлекаться - разве что ваши мысли развлекут вас в вашем одиночестве. В обществе же никто не видит, что вы по-своему развлекаетесь, вам пеняют, что вы скучны, а вы не горите желанием поделиться с окружающими своим единственным развлечением. Уже художники-передвижники понимали: моя недвижимость - моя крепость. То, что нечисть в сказках бессмертна, не лучший аргумент в пользу бессмертия. …И тихо давит на виски безумство почерка тоски… Собственная невинность в юности часто представляется нам комплексом, от которого надо поскорее избавляться. Оказывается, по реке жизни можно путешествовать и вспять - в поисках утраченного. Но это чревато: вдруг то, что впереди, интереснее того, что позади?! Конец застоя в театре времён Адама и Евы. - Трудно переоценить роль Змия в творческой эволюции человека. Ведь вечный рай от скуки кромешной постепенно превращался в ад! И запретный плод знаменовал собой новый / ! / путь. И даже если на этом пути человеку не суждено познать до конца добро и зло, он может хотя бы познать, что нисколько не нуждается в подобном знании - и вновь обрести, уже на новом уровне, свой потерянный рай! Есть благотворительность, которая, по существу, безнравственна, - например, одаривать нищих, которые не хотят работать. Бог посещает несуетных. Самые светлые, жизнерадостные художники часто создают и самые трагические произведения. Возьмите хотя бы Моцарта или Шопена. Адриенна Лекуврер думала, что искусство истиннее жизни - и ошиблась. Логично - ещё не значит истинно. Если «мудрость» не приправить нечаянно «безумием», получится собрание нестерпимо-оголтелых максим. Успех - это когда читатель откладывает в сторону Шекспира и начинает взахлёб читать ваши сочинения. Иногда ренегатство или отступничество - всего лишь этап в жизни человека; может статься, что виноват не сам человек, - просто обветшали его идеалы, и оставаться верным им и впредь значило бы изменить самому себе. Сложность в творчестве может быть достоинством. Но она может служить и маской бездарности, если возможны лаконичность и простота. Мы совсем запутались в понятиях: используем слишком узкие там, где предмет обзора шире, и наоборот. Иногда слова, столь необходимые для того, чтобы точнее выразить свою мысль, просто отсутствуют в нашем языке. «Видели ли Вы Истину?» спрашивали у меня на карнавале масок. Опасны теоретики, которые вдобавок ко всему ещё и хорошие практики. Жизни не важно, отрицают её или же, наоборот, возвеличивают: она всё равно доминирует над искусством /высшей жизнью!/, политикой, над любыми логическими схемами, созданными человеком. До чего же различны взгляды на мир у писателей, именующих себя христианскими! Так и остаёшься в недоумении, что же является воистину христианским - смирение перед неизбежностью - или же, наоборот, несмирение? У пессимизма есть хотя бы то преимущество, что он не расставляет силки надежд… Я верю в ненаучность истинной философии. Мне приснилось, что мама вышла из гроба, как будто из лечебницы, и хотела всем показать, какая она, несмотря ни на что, красивая, и как хорошо теперь выглядит, подлечившись. На что бабушка, со свойственной ей прямотой и непримиримостью, заметила: «А почему же у тебя тогда лицо несвежее, землистого цвета?» И мама заплакала. Иногда человек уходит из жизни ещё молодым оттого, что внезапно оборвалась эпоха, его вскормившая и питавшая. Как меняется во времени наше переживание одних и тех же событий! То, что раньше представлялось нам чудовищным и несправедливым, сейчас уже не вызывает болезненного состояния духа. «Жизнь есть путешествие сознания…» Даже первоисточник - не всегда чистый источник! Есть места, где, кажется, вообще ничего не меняется - на улицы выходят совершенно те же люди, что и 20 лет назад; возможно, что и 40 лет назад они были такими же; они произносят изо дня в день одни и те же слова и вместе с тем воображают, что живут. Но они не живут и не умирают - это среднее арифметическое между жизнью и смертью. Это провинциальные островки застоя посреди тленного мира. Как надо толковать Апокалипсис. - Конец света наступит не раньше / и не позже! / конца тьмы. Истина боится кавычек и слишком прямых речей; она больше доверяет языку метафор. Свобода - это наша зависимость в кризисе. Нет задачи неблагодарнее, чем разнимать дерущихся, будь то простая потасовка или целая война. Нужно ведь суметь отвлечь внимание сражающихся от их собственной ярости! Кто не умеет найти смысл жизни, общий для всего человечества, старается найти для себя хотя бы частный её смысл - для одного конкретного человека. Белая магия личности. - Подлинная красота - это не максимальная приближённость к пропорциям Венеры или Аполлона, а совокупность неуловимо прекрасных черт. Некрасивый маленький Пушкин имел поразительный успех у женщин, не в последнюю очередь благодаря природной весёлости, поэтическому гению и всероссийской известности. Никто ещё не писал так ясно, как Гераклит Тёмный из Эфеса! И незыблемые истины нуждаются в проверке: часто их незыблемость покоится на зыбучем песке. Бог не создавал мира: Он всегда был им. Мир заключён в символы; всё, что проходит - события, всё, что не проходит - символы. Бог есть Верховный Начертатель Символов. Почему через год мы уже не скорбим по утрате так же сильно, как раньше? Мы уже достаточно отвлеклись; нас окружили другие звёзды; наконец, мы просто стали сильнее - теперь уже так много зависит от нас самих! О беспартийности греческой философии. - У меня вызывает гомерический смех, когда серьёзные люди и, вдобавок, не дураки /например, Ленин и Лассаль/, начинают сражаться за философов древности, выискивая скрупулёзно среди них «предтеч» материализма или идеализма. Поскольку древние, к счастью, ещё не усвоили пагубную привычку делить единый мир на две противостоящие половины - материальную и духовную, что является признаком философского декаданса, их легко «раскрутить» на принадлежность, как к тому, так и к другому лагерю, благо всего у них имеется в достатке. Смыслом жизни для человека может стать стремление к объёмности, значимости своей деятельности не только для современников, но и для последующих поколений. Философ! Отвлекись от скорби! Рассматривай любую войну как предтечу мира, гармонии и согласия! Торжественность в трауре. - Есть некая чрезмерная пышность в сопровождении похоронных процессий, как будто это апофеоз, кульминация всего жизненного пути покойного, виновника «торжества». Весь околоток сбегается поглазеть, кто же это умер. Есть вещи, по отношению к которым любопытство кажется почти кощунством, последней степенью неприличия. Смелость от незнания. - Молодости свойственно атаковать неприступные крепости от неведения, насколько хорошо они защищены. Хороша истина, но и цветы заблуждения порой радуют глаз и даже благоухают. Безусловно, причастие толпы оскверняет чистые источники, однако сам доступ к чистому источнику - это ещё и шанс вырваться из толпы, дарованный непросветлённому сердцу… Великая душа передаётся по наследству. Но не всегда - родственникам. Поклонение дураков. - Наша страна уникальна ещё и количеством дураков, её беззаветно любящих. Причём дураки эти нередко имеют достаточно власти, чтобы реализовывать свой патриотический зуд. Так что Эразм был не совсем прав, восхваляя глупость. Народ и чернь. - Народ у нас часто несправедливо отождествляют с чернью, то есть с безмозглым стадом. Это не совсем верно. Действительно, чернь обычно составляет большинство. В моём понимании народ - это то, что не является чернью. Перемены особенно трагичны для тех, кому в этот момент уже поздно меняться. Причины застоя. - Народ долго молился одному и тому же Богу и не заметил, что Бог уже состарился. Молния - душа небес. Настольная книга. - Я бы мог Вам рекомендовать этого писателя в руководители, но только в том случае, если Вы мне обещаете, следуя за ним, слушать только самого себя. Острота жизненных переживаний возникает оттого, что в этот момент мы ещё не сознаём символизм происходящего. Хаос - это ненадолго разрушенная гармония сфер. Скромность украшает человека, если только она не является синонимом трусости, закомплексованности, несвободы, боязни воздать себе должное - из-за возможных кривотолков в будущем. Вы находите, что я противоречу сам себе? Вы отказываете мне в праве изменяться, т.е. свободно развиваться? Нет? Что же Вы упрекаете меня, в таком случае, что вчера я говорил совершенно противоположное? Не всякое жизнеутверждение есть, вместе с тем, смертеотрицание. Фазы скорби. - Не следует слишком долго сосредоточиваться на первой фазе скорби, плаче отчаяния и безысходности. Важно бывает укрепиться в мысли, что жизнь близкого нам человека, несмотря ни на что, состоялась. Сильным и цельным натурам не нужны духовные пастыри, ибо они сами одновременно и ведущие, и ведомые. Частности и ответвления настолько замусорили мозги современных философов, что они говорят о «наивности» /! / философии древних греков. Как следует защищать истину. - Примеры Галилея и Джордано Бруно показывают, что каждый защищает то, что он считает истиной, на свой лад. Можно сколько угодно упрекать Галилея в трусости и малодушии, однако фраза «А всё-таки она вертится!» показывает, что у него был свой способ защиты - он хотел показать своим палачам, что истина вовсе и не нуждается в защитниках, что она независима как от защитников, так и от нападающих. Человек меняет кожу, незаметно для себя сбрасывая в море прошлого свои настоящие переживания. Ещё немного, и я готов воскликнуть: «Он мудр как змея!» Бесформенность Бога - сущее бедствие для мира, привыкшего к чётким очертаниям предметов. Поэт в роли Добчинского. - В век засилья политиканов у поэта так мало шансов, независимо от масштаба дарования, стать известным, что его можно легко представить себе в роли Добчинского. Монтень хотел соединить веру с вольнодумством. Но не он был пионером в этом начинании. Все реформаторы, революционеры мысли и духа, включая Иисуса Христа были до полного торжества своих учений верующими вольнодумцами. Космополитизм как освобождение. - Нравы, обычаи, религиозные установки узко-национального характера порой настолько тиранят дух свободного человека, что ему хочется вырваться из этой замшелости на свежий воздух. Инстинкты в роли суфлёров. - Мы сразу инстинктивно чувствуем расположение или нерасположение к новому для нас человеку - и только впоследствии можем себе объяснить, почему. Мудрость речки - в извивах её берегов. Моя любовь к родителям была так велика, что я нанёс бы оскорбление их светлой памяти, если бы пошёл по тому пути, который они мне предначертали. Вековая путаница вокруг идеи Бога, вероятно, вызвана тем, что Бог как бы одновременно существует и не существует. Бывают люди с интереснейшими метаниями и неприкаянностью - и люди скучнейшие в своей верности и последовательности. Никто не может отнять у человека его судьбу. Мнимый демократизм. - Сбор подписей среди населения в поддержку того или иного правительственного решения, несмотря на показную демократичность, как правило, не имеет ничего общего с действительно свободным волеизъявлением народа. Обычно этот приём используют в момент наивысшего массового психоза и несамостоятельности суждений. Я уверен, что если бы Гитлер устроил сбор подписей «за» или «против» нападения на СССР, большинство немцев высказалось бы «за». «В Начале было…» - Мир настолько «растёкся мыслию по древу», что его начала просматриваются всё туманнее… Так ли уж важно, правду ли говорит писатель? Важно, чтобы читатель получал наслаждение. Современный писатель, более поверхностный, способен вызвать больший читательский интерес, нежели классик, более глубокий, потому что первый их них говорит на более понятном нам языке. Реакция тождественна прогрессу. «Нет запретов языка», - твердят ревнители широкого использования нецензурщины в художественных произведениях. «Но есть запреты вкуса!» - возразил я, свой первый цензор. Библия, очевидно, не снискала бы той признательности поколений читателей, будь она написана казённым языком немецких профессоров философии. Краткость не обязательно сестра таланта. - Словесная магия писателя заключена не столько в экономии слов, столько в энергетике их сцепления. О нецелесообразности выходить из образа. - Знали бы некоторые наши эстрадные певцы, какое невыгодное впечатление они производят, начиная говорить собственными словами! Диалектика в моём понимании - это такой способ познания мира, когда обязательно принимается во внимание и возможность противоположной оценки того или иного явления. Диалектика не отрицает метафизику; в свою очередь, метафизика никоим образом не враждует с диалектикой; они, скорее, сосуществуют и дополняют друг друга, при этом, не вторгаясь в чужие владения. Всё зависит от того, какой мир в данный момент нам больше интересен - динамичный, движущийся, меняющийся или условно неподвижный, статичный. |
|
|
|
|