На Главную
Новости Авторы Проза Статьи Форум Карта
О проекте Цитаты Поэзия Интервью Галерея Разное

 


        Ифсамис


        Ересь


        Роман. Глава 4.





Ифсамис. Ересь. Роман. Глава 4.
Страница 6. <предыдущая> <следующая>








ГЛАВА 4.



«Счастлив тот, кто причину явлений познал - тем поверг

он ужас себе под пяту и напрасные рока угрозы;

и уж ничто ему жадного шум Ахерона...»

 

              Вергилий, 38г. до Р.Х.



Сегодня, когда зной обрёл свою звенящую силу, стало два солнца на небе: одно подле другого. Восхитился я; и умилился; но странно стало мне: почему слуги мои не проявляют никак удивления своего? И спросил я рабов своих: «Разве не видите вы, что два солнца на небосводе?» «Нет, господин наш», – отвечали рабы мои. – «О чем говоришь ты?» И подумал я: «Разве двоится в старых глазах моих?» Но не двоились другие вещи и предметы; лишь солнц было два на небе! И подумал я: «Разве мне одному видение это?»

«Вот», – сказал бы невежда. «Бог даёт мне знамение о правоте моей!» Я – не невежда. Поэтому я не сказал так...

А вечером пришёл Константин и возлёг на ложе своё подле убранного фруктами стола, и продолжили мы разговор наш.

 

 

БЕСЕДА ЧЕТВЕРТАЯ

 

– Всю ночь и весь день провёл я в размышлениях, Учитель. – сказал Константин. – И даже вкуса изысканных блюд не чувствовал я, ибо все мысли мои были заняты услышанным от тебя. Но еще сильнее было нетерпение мое, ибо должен ты сегодня рассказать мне о Великом Плане Бога и о выборе человеческом...

– Сегодня будет это, юноша. Но сначала – давай вспомним писания иудейские: о сотворении мира, и человека, и о грехопадении его... Так сказано в писаниях: сотворил Бог мир; и человека сотворил Он, мужчину и женщину – сотворил их. И поместил человека в саду райском, и заповедал ему от всякого древа питаться, но не вкушать плода от Древа Познания Добра и Зла. Ибо, сказал Он, познаешь ты, вкусив плода от древа этого, Добро и Зло, и смертию умрешь. Так сказал он человеку, н е п о н и м а ю щ е м у с м е р т и, ибо не знал смерти человек… И строжайший запрет наложил Господь, но ослушался человек, искушенный Диаволом, и вкусил плода от древа этого, и открылись глаза его, и познал он Добро и Зло... И великим гневом разгневался Господь, и прочь изгнал человека из сада райского, и положил ему в горестях и страданиях жить жизнь его, и в поте лица есть хлеб свой; и в муках положил жене его рождать себе подобных, и смертию умирать положил Он человеку! Ибо виновен человек пред Ним, яко ослушался Его и совершил первородный грех свой; и во всем потомстве своем наказан Богом за это. Так ли рассказал я, Константин?

– Так, учитель. Так написано об этом в писаниях иудейских.

– А не написано ли там, Константин... Не написано ли там, для чего было Богу создавать мир этот? Простой вопрос, мальчик мой: ЗАЧЕМ?!! Ведь совершенен Бог, говорят они. Совершенство есть Он; и что можно добавить к Совершенству? Совершенство – самодостаточно, ибо совершенство – и есть совершенство; и не нужно ему ничего более, ибо в нем – все! Для чего же мир создавал Бог этот; человека создавал – для чего? Не написано ли там этого, Константин?

– Нет, учитель...

– А не написано ли там, для чего Господь посадил древо это – древо познания Добра и Зла в саду райском? Ведь не хотел Он, чтобы человек вкусил от него. Но когда не хочет мать, чтобы погибло неразумное дитя её, не возьмёт она яда у знахаря, и не принесёт яда в дом свой, и не даст в руки неразумному ребёнку своему, сказав: «Вот яд смертельный; и не вкушай его, ибо смертию умрёшь» И не оставит яд в руках у ребёнка своего; и не удалится прочь, оставив яд в руках у ребёнка своего! Безумна мать эта и больна разумом своим; либо же смерти желает она чаду своему, если сделает так! Почему же Бог посадил древо это перед человеком, коли не хотел Он, чтобы вкусил человек от этого древа?!! …Еще скажи мне, юноша. Вот – гад ползучий, и нет крыльев у него, и не сможет он взлететь, даже если бы захотел он – ибо без крыльев создан он и таким создал его Господь. А вот – человека создал Он. Но податливая глина была в руках Его; и всё, что пожелал бы, слепил бы Он из глины этой! Отчего же не создал Он человека таким, чтобы не способен был человек ослушаться Бога своего и сделать вопреки воле Его? Отчего, Константин? Не написано ли об этом в писаниях иудейских?

– Не написано, мудрый учитель.

– Был я молод, и был я воин, мальчик мой. И был я начальником над Нумидийским легионом, и обратил я внимание свое, и увидел: не из удовольствия убивает воин в бою. Не из удовольствия убивает он, и не испытывает он наслаждения от убийства в бою. Но найдётся из ста воинов один воин, кому в радость обагрить кровью руки свои; и наслаждение испытывает он, и удовольствие он испытывает, как если бы вкушал сладкую пищу! Не ищут с ним дружбы остальные воины, и с брезгливостью взирают на него, и с омерзением взирают они. Уж не таков ли и Бог этот, Константин? Может быть, скучно стало Совершенству (если только совершенство может испытывать скуку), и создал Он человека, чтобы казнить его, и мучить, и наказывать, ибо наслаждение испытывает от этого, как тот воин? Так вот каково «Совершенство»… …«Зачем изменять», спрашиваешь ты…

– Я уже вижу, учитель! Я вижу... Нет, ничего не вижу я, и окончательно запутался я, и ничего мне не понятно! Надеюсь, ты дашь ответы на все вопросы, заданные тобой?

– Разумеется, мальчик мой. Иначе зачем же стал бы я... Нет, мальчик, конечно – Бог не таков. Видно, таковы те, кто описывал Его; но пусть судит их совесть их... Слушай, мальчик, что я скажу тебе. Совершенства – н е т. И хорошо, что нет его, ибо совершенство – это конец всему; и сама жизнь остановится, если придёт оно. Но – недостижимо совершенство; И НЕТ ПРЕДЕЛА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ. Вечен Бог; и в Боге – Жизнь; и Жизнь – есть Движение, движение к совершенству. Движение к недостижимому; и благо это, ибо на пути к Большому Недостижимому достигаются тьмы и тьмы малых целей. Н е с о в е р ш е н е н Б о г, и б о О н е с т ь р е а л ь н о с т ь; и ж и в о й Р а з у м О н е с т ь !!! Непостижимо в бесконечности Его всё несовершенство Его, но одно несовершенство стало первопричиной жизни человеческой в этом мире. Несовершенен Бог, ибо есть противоречие в Нём, противоречие между Добром и Злом. И смог бы без человека разрешить Бог противоречие это, если бы абсолютным было добро, и абсолютным – зло, как нарисовано это иудеями в учении их. Бога абсолютным Добром называют они, а абсолютным Злом – Диавола... Все просто было бы для Бога, будь так – ибо безгранична сила Его; и шевельнув лишь бровью, уничтожил бы зло Он. Но – нет абсолютного; и нет добра, чтобы зла не было в нём; и зла нет, чтобы не было в нём добра. И Бог есть – Любовь; но Любовь – единое зерно, не разделяемое надвое... Есть Бог – Любовь; и есть Добро и Зло в непримиримости противоречия своего; и это – в Боге, ибо – ВСЁ в Боге. И Богу нужен третий, кто через Любовь решит противоречие это. И взял Бог часть души своей; и стало это Человеком, и осознало себя отдельно. И сказал Бог: «Вот – Сын мой возлюбленный!!! В Нём – вся Сила моя и Любовь моя!!!» И стало так. И сказал Бог: «Оглянись, Сын мой, и узрей: вот в Боге Ты; и не знаешь Ты ни жары, ни холода; ни боли, ни страдания; ни голода, ни жажды не знаешь Ты; только лишь Любовь знаешь Ты, Любовь великую и всеобъемлющую Отца Твоего! Но есть противоречие, которого без Тебя не разрешить мне, ибо такова сущность Любви моей: не испытать мне на себе ни добра, ни зла! И есть два пути для Тебя: ты можешь остаться в Боге своём, в Отце своем, и в блаженстве быть, и в неге; тогда не разрешится противоречие это. Но Ты можешь разрешить его; разрешить – познав. Тяжёл путь этот, ибо тогда придётся Тебе отделяться от меня; плодиться и размножаться; и рождаться, и умирать; и в поте лица есть хлеб свой; и познать горе и страдание, и боль, и обиду, и всю жестокость мира, что создам я для Тебя. Ибо не колыбелью безобидною создам я мир для Тебя – невозможно познать всё это в колыбели безобидной. Но создам я мир, в котором все будет против Тебя: и живое, и неживое; и болезни будут поражать тебя, и громы небесные, и камень, и воды, и сушь, и холод – и мне придёт страдание, ибо не смогу я хладнокровно созерцать страдание Твоё... Но только тогда Познаешь Ты; и я познаю через Тебя. Только тогда Познаешь Ты; и сможешь Искать, и Найти. Искать в общении с братьями Твоими; искать – через Любовь мою, и найти – через Любовь Твою!

...Ты подобен мне во всём; и в силе Твоей Ты равен мне. Но в одном Ты выше меня, Сын мой возлюбленный! В в ы б о р е своём Ты выше меня. Ибо не могу я сам пройти путь этот, но лишь с Тобой могу его пройти. И за Тобою – выбор.» Так сказал Бог...

И сказал Человек, Сын Божий. И сказал он: «Или я не подобен Тебе, Отец мой? Или не бесконечна сила моя? Или не безгранична любовь моя? Разве убоюсь я боли и страдания, Я – Могучий Сын Твой? Нет страха для меня!!! Но вижу я великую Цель; и вижу я Путь свой! Пусть жестоким будет мир мой – дай мне его, я жажду его! Пусть жестоким будет он – тем выше вознесу я Любовь! Пусть жестоким будет он – тем радостнее будет достижение Цели! Пусть жестоким будет он – тем сладостнее будет победа моя! Я выбрал путь свой, Отец. Я сделаю Это – ибо что может помешать мне? Я смеюсь всему, что возомнит помешать мне! В слякоть обратится оно под могучею ступнею моей. Я сделаю, Отец мой; я сделаю Это во имя Любви!!!»

Так сказал Человек, Гордый Сын Отца своего; Могучий Исполин, Равный Богу в силе своей и подобный Ему в любви своей. Так сказал он; и сделал свой Великий Выбор. И стал мир; и стало Время. И открыл ему Бог дорогу в мир этот, и «сшил ему кожаные одежды», как сказано в писаниях иудейских. И уходит человек из Бога, рождаясь, чтобы сделать Шаг свой по дороге, у которой нет конца; и края нет у нее. И возвращается человек в Бога, умирая, ибо сделал Шаг свой. И награждает себя великой радостью, если вперед он сделал Шаг свой; и Бог радуется вместе с ним. И судит себя, и тоской и печалью казнит себя, если шагом назад был Шаг его; и Бог страдает вместе с ним. И будет так, пока не исполнит человек труда своего и не найдет решения своего; и тогда – новую цель, и новый мир возьмет себе, ибо нет конца у дороги его, и бесконечен Бог, и нет пределов совершенствованию Его. И это есть – Вечная Жизнь...

Вот третье слово тебе о Боге твоем, Константин. Бог – есть Разум Бесконечный, и Безграничный, и Необъятный, который совершенствуется через тебя – Сына своего всесильного и непобедимого! И не часть Бога в тебе – но весь Бог в тебе; ибо раздели бесконечное на множество частей – и каждая часть останется бесконечностью. И вся Сила Его – в тебе, и вся Его Любовь – в тебе; и за малым дело твоё: увидеть лишь Бога в себе, и взять Силу эту, и Любовь эту, и с Любовью этой сделать Шаг свой, чтобы радостью был итог от Шага твоего. Чтобы радостью было Осознание твое, когда вернёшься в Бога, и принесешь Ему, и скажешь: «Вот решение мое!» И возрадуется Отец твой вместе с тобою и со всеми братьями твоими! И скажет Он: «Слава Тебе, Сын мой возлюбленный, ибо благодаря подвигу Твоему свершается Бог, и свершается Жизнь, и свершается Движение!» И скажут братья твои: «Радуйся, брат наш, ибо имя тебе – Творящий Бога!!!»

– Как красиво это, учитель! – сказал Константин. – Как красиво это, и радостно; и хочется мне взять заступ и срыть гору, что к облакам возносится вершиною своей, ради этого! ...Но все же немного не пойму я: почему же не дает Бог знания, открывающего, что сокрыто, по рождении человека в этой жизни? Почему лишь вернувшись в Бога Осознаёт человек; и соприкасается к Знанию, что в Боге? Разве не легче было бы знать человеку, где путь его правильный и в чём Истина? Тогда бы никак не случился неверным Шаг его; и не ошибся бы он Шагом своим!

– Но для чего тогда Бога покидать человеку, мальчик мой? Разве не обладает Бог знанием этим? Разве не открыты глаза Его? Нет; не решить противоречия в обладании Знанием! Лишь человек, и лишь в этом мире, может с Любовью пройти путь через добро и зло. Не добром победить зло, ибо и добро уничтожает, побеждая зло; но с Любовью пройти через добро и зло, разрешая противоречие их! И поиск – есть смысл жизни человеческой в этом мире, но не было бы поиска, если бы всё ведал человек. И – самостоятельно лишь идти ему путём своим, без поводыря и закона; лишь так, мальчик мой. Ибо если сказать человеку: «Вот как быть до/лжно в конце пути твоего!» – разве станет весь путь проходить человек? Нет; но возьмёт он конец пути своего, и поставит в начале. И только лишь вытеснит за пределы мира своего противоречие Добра и Зла, но не разрешит его, и не исполнит предназначения своего!

И потому – с закрытыми глазами приходит человек в мир этот, и каждый раз начинает Шаг свой с самого начала. И потому – не осознать ему в жизни этой Бога своего, и не объяснить Его до конца, но лишь соединяясь с Ним осознаёт он Бога своего. И не осознать ему в жизни этой, что есть Разум его – себя не осознать; но лишь соединяясь с Богом своим, осознает он себя! Не знаешь ты, мальчик мой, сколько жизней за плечами у тебя: десять, или сто. Но в Боге – вспомнишь ВСЁ; и осознаешь себя! И отдохнёшь, и скажешь: «Доколе в неге и ласке наслаждаться мне? Есть труд у меня; и пойду я делать его, ибо кто сделает его, если не я?» И – с закрытыми глазами вновь придешь в мир этот, и начнешь Шаг свой с самого начала.

Но в мире – Время; и лишь в одну сторону течёт оно, ибо так поставлено Богом. И идёт путём своим человек, и свершает трудомыслие своё; и берёт достигнутое, и даёт детям своим – чтобы взяли достигнутое дети его и преумножили; и дали их детям, чтобы и их дети преумножили его. И каждый раз в изменившийся мир приходишь ты! И так свершается Путь человеческий, ибо не сказал Бог: «Возьмите готовое и сохраните его». Но: «Ищите и обрящете!» – сказал Он. И не дал Бог закона человеку кроме Любви; и не дал Он закона, но: «Ищите и обрящете!» – сказал Он; через Любовь ищите и не делайте против Любви, и выполните вы труд свой, и радость принесёте себе и в мире, и в Боге своём. И если скажут тебе, Константин: «Вот закон, и от Бога он; а всё, что кроме него – от Диавола», – ответь этому человеку, что – лжец он, ибо не от Бога этот закон, но от человека. Лишь одно от Бога; и это есть Любовь. И если скажут тебе: «Вот – Истина, и она – от Бога; а всё, что кроме неё – от Диавола», – ответь человеку этому, что лжец он; ибо не дал Бог истины человеку, но: «Ищите и обрящете» сказал Он. И нет Истины единой в этом мире, ибо весь мир этот – есть Выбор человеческий; и выбирая истину себе – выбирает человек жизнь себе; и грядущее себе выбирает он. И не от Бога всякая истина, но от человека; лишь одно от Бога: и это есть Любовь.

...А теперь, мальчик мой, сделай уши свои большими, как пальмовые листья; и пусть то, что я сейчас скажу тебе, на все дни твои останется в разуме твоем, как если бы высечены были на граните слова мои!!! Слушай, мальчик, слово моё о Боге твоём. В своей любви к тебе Бог верит тебе, и верит в тебя, и верит в выбор твой; и непоколебима Вера Его, и неуничтожима Вера Его, ибо знает Он Силу твою и Любовь твою! И не проси Его: «Дай мне, Господи!» Ибо Отец – Любовь тебе, но лишь ты один – властелин себе; и ты сам дашь себе. И не оскорбит Он тебя, и не обидит Он тебя вмешательством своим, ибо верит Он в силу твою; и Свобода Выбора твоего – святое для Него! И не заденет Он гордости твоей, Великой Гордости Сына Божьего, вмешательством своим; ибо ты не знаешь себя, но Бог – 3 н а е т тебя. И совершая выбор свой из тысяч и тысяч истин – помни, что верит Бог в Любовь твою и не может не верить, ибо есть ты равная Ему часть Его: ведь в Боге Часть равна Целому. И должен понять ты, что ты – Сын Божий, подобный Ему во всем; и теряет смысл жизнь твоя в этом мире без веры твоей в силу свою и любовь свою! Веры, подобной Вере Отца и Бога твоего. И промысел твой – в Выборе; и в Поиске промысел твой. И совершая каждодневный выбор свой, помни: не к истине вера твоя, но – к Любви; и через Любовь смотреть ты должен на всякую истину! И применительно к истине – не в вере достоинство, но и не в сомнении. Ни в том, и ни в другом, мальчик мой. Но в том достоинство твоё, чтобы открыть Бога в себе и Любовь открыть, и с в о б о д н ы м станет разум твой. И свершится трудомыслие; и разум твой на уровне чувств твоих подскажет тебе: что принять, а что – отринуть; чему поверить, а в чём – усомниться; и где – искать, подскажет он тебе. Через Любовь, мой мальчик, искать – и через Любовь найти, вот промысел твой! Не суди ничего, сколько доброго в нём, и сколько злого; но суди – сколько в нём Любви. И к Любви – вера твоя, но в истине – усомнись, ибо Поиск есть промысел твой! Усомнись, и через Любовь осмысли свободным разумом своим. И это есть – трудомыслие…

Но нет трудомыслия, а есть топтание на одном месте, если встал на колени человек, забыв гордость Подобного Богу, ибо ложный страх вытеснил всё остальное из души его! Встал на колени, и трепещет, и молит в великой дрожи: «Пощади меня, помилуй меня, не покарай меня, раба твоего, Хозяин мой!» Скован разум его великими цепями; и Бога в себе сковал он великими цепями, в неведении своём, что нет хозяина у него, но есть Отец Любящий; и один хозяин в мире этом, и это – человек, ибо для человека создан мир этот и вся вселенная. И в Боге своём – отдыхает он; но этот мир – есть нива плодородная для труда его, и дорога для пути его, пути с Любовью через добро и зло, и познание, и поиск решения их: добра и зла решение. И сеет он, и пожинает плоды труда своего. И не выполнит он труда своего на коленях, и осудит себя, вернувшись в Бога своего и Осознав; и скажет: «Не нашёл я Бога в себе, но искал Его на небе! И называл себя ничтожным червём, простираясь ниц и ползая на коленях, пощады моля у Того, Кто Любит меня и Верит в меня! И в рабство отдал я разум свой, и худым был мой Шаг; и это – не есть благо, но огорчение это есть! И обидно мне на себя – ибо вот братья мои с жалостью взирают на меня; а разве я – не такой же, как они, Всесильный Сын Всесильного Бога?!!» Так скажет он и огорчится. И Бог огорчится вместе с ним, но скажет, утешая: «Отринь уныние, Сын мой возлюбленный! Ибо – бескрайнее впереди, и нет конца дороге Твоей, и нет ей края. И будет Тебе, и сделаешь Ты еще; и бесчисленно сделаешь Ты, и померкнет неудача Твоя, и не избегнет радости душа Твоя!» И будет так, ибо есть – Время, и свершается Путь человеческий, и свершается трудомыслие его. И передаётся – от отцов к детям; и передается, и преумножается, ибо не помешают Гордому Сыну Божьему на Великом Пути его глупцы, пишущие в писаниях своих: «Что заповедано тебе, о том размышляй; ибо не нужно тебе, что сокрыто!» И преумножается, и нет конца тому, ибо Сила Создателя – безгранична; но что по силам Богу – по силам и Сыну Его. И придет – и даже миры создаст подобный Богу Сын Его, имя которому – Человек!!!

– И – придет... – шептал Константин, сжав кулак свой и немигающим взором глядя на мерцающий огонь светильника. – И – придет... – шептал он; и восторгом лучились глаза его, и восхищением...



* * *


Рим, год двести сорок девятый

От Рождества Христова

 

Декий принял власть в момент для Империи непростой и тяжёлый. Можно даже сказать – в критический. Персия крепчала и наращивала мощь, а наращивая мощь – наращивала наглость. Правящий в Персии дом Сасанидов к Риму относился, естественно, враждебно – не могли персы простить позорных поражений от римских легионов, двадцать лет назад в очередной раз показавших, кто хозяин в мире. В начале года были уже случаи вооруженных стычек на восточных границах – пусть мелких и вялотекущих, но разве не с мелкого камешка начинается горный обвал? Марс протирал уже от пыли свой шлем; новая война грозовой тучей наплывала от горизонта.

А Рим переживал не лучшие дни. Неурядицы и потрясения посыпались на Империю в последние годы, как из рога изобилия. Межродовые распри и скандалы тоже не прибавляли Риму сил... «Рим ли это, или стая грызущихся собак?!!» – недоумевал кесарь.

– В единстве сила наша! – убеждал Декий сенаторов, с молоком матери впитавших эту прописную истину, а потому в убеждении не нуждающихся.

– Но как не допустить падения римской мощи? – спрашивал Декий и тут же отвечал: – Необходимо возродить старый римский дух, вернуть попранные традиции!!!

Попранные традиции Император взялся энергично возвращать посредством... доблестных римских воинов, во всех землях славящихся железною дисциплиною своей! Специальный эдикт кесаря гласил: «Всем подданным в тридцать дней публично принести жертвы богам римским, дабы подтвердить лояльность свою. Цензорам местным выдавать расписки на папирусе, удостоверяющие свершение жертвоприношения сего. Каждому мужеского пола от семнадцати лет иметь расписку безотлучно, а воинским патрулям во всякое время требовать на улицах, площадях и в общественных местах; а если кто расписку оную не предъявит, нещадно бить палками. Всякого несмирившегося проконсулам судить без промедления и смерти предавать.»

Подспудно удар был узконаправленный. Декия до зубной боли раздражала некая новая мода, возникшая среди интеллектуальной элиты римской. Мода на «христианство». Началось это, пожалуй, лет пятьдесят тому. Тогда Септимий Север приказом своим запретил всякий христианский прозеллитизм; но несмотря на это племянница его, Юлия Маммея, привезла из Александрии во дворец к себе некоего Оригена, адепта христианского и мужа весьма образованного. И что-то вроде «религиозно-философского» клуба возникло во дворце ее; многие из знатных собирались там... А позже Север Александр поместил статую Христа рядом с богами в личной молельне своей! Теперь расширилось и развилось завихрение это. Теперь уже ходит по Риму покрытый язвами и коростами скудоумный, называющий себя Иеронимом, и рассказывает, что Филипп Аравиец – предшественник Декия – тайно принял обряд крещения! Император!!! Чего далее ждать?.. Не-е-ет, Декий пресечёт эту разлагающую заразу!

Ктезиф, близкий друг и претор Римский, сомневался:

– Не будет ли обратного эффекта, Декий? Еще те, кто с Великим Македонцем побывали в землях хиндийских, принесли любопытные и увлекательные теории о новых богах: об этом много упоминаний в северных летописях. Тоже была мода; но мода – приходит и уходит... Оставь, Декий; надоест – забудут!

Однако Декий был непреклонен. Тяжелая государственная машина двинулась. В Риме казнён «епископ» Фавиан. В Антиохии – Вавила. Александр – в Иерусалиме. Самые почитаемые... Кесарь не сомневался, что всяким любопытствующим в праздности своей гуманиториям достаточно будет грозного окрика. Но говорили – среди черни много фанатиков... Кесарь ожидал волнений и готовился утопить их в крови. Но действительность даже немного разочаровала… Христиане отрекались от бога своего!

Епископ Дионисий Александрийский так писал о происходящем: «Страх поразил всех. Многие и из немаловажных явились сразу; другие, будучи чиновниками – по обязанности службы; третьи – увлекаемые окружением. Они были бледные и дрожащие, как будто не они должны были принести жертву, а их самих приносили в жертву идолам; и потому над ними смеялась толпа...»

Удручённый Киприан Карфагенский сетовал в письме своём в Египет: «Были такие, что не ждали вызова, чтобы подняться на Капитолий, ни вопроса, чтобы отречься... Сами они бежали на форум, спешили к гибели своей, будто давно уже желали этого! Вот предел преступления: ДЕТЕЙ тащили родители, чтобы те с первого возраста потеряли то, что получили, окрестившись, на пороге жизни!»

Массовое отступничество повергло в шок успевших скрыться «отцов» молодой Церкви, считавшей своих последователей уже десятками тысяч. Иуда – предавший Христа – проклят навеки. Предательству не предусмотрено в Учении прощения. Значит, каждый отступник – проклят навеки?..

Пастыри в один миг остались без паствы. Возводимое в течение двухсот лет по кирпичику здание рухнуло и обратилось в развалины от лёгкого дуновения. Декий смеялся до слез…






Ифсамис. Ересь. Роман. Глава 4.
Страница 6. <предыдущая> <следующая>








 

 


Рассылки Subscribe.Ru
Подписаться на NewLit.ru

 
 
 
 
 
  Интересные биографии знаменитых учёных, писателей, правителей и полководцев
 

 

Новости Авторы Проза Статьи Форум Карта
О проекте Цитаты Поэзия Интервью Галерея Разное
На Главную
  • При перепечатке ссылайтесь на NewLit.ru
  • Copyright © 2001 – 2006 "Новая Литература"
  • e-mail: NewLit@NewLit.ru
  • Рейтинг@Mail.ru
    Поиск