Его звали Евгений. Почему именно Евгений? Этот вопрос надо было задать родителям парня, но настолько далеко я заглядывать не буду.
Евгению было тогда всего 23, хотя, поговорив с ним о жизни, можно было подбросить ему ещё лет двадцать пять. Что ж, не стоит скрывать, он был красив, это не значит, что от женщин у него не было отбоя: многим он просто нравился. Главная красота заключалась в его душе - она была, можно сказать, почти свята. Не стоит причислять Евгения к каким-нибудь верующим: он, конечно, ходил в церковь, но приходил туда лишь для того, чтобы подумать, поразмышлять. Хотя, возможно он просто не знал ни одной молитвы? Но это не важно.
Денёк тогда выдался что надо: солнце, лето, слабый ветерок. Евгений прогуливался по парку, думая о том, как будет жить дальше. Это не было депрессией, с его жизнью всё было в полном порядке. Евгения интересовало другое - сможет ли он избежать суеты и шума, поглотившего всех зрелых молодых людей. Учёба, работа, меркантильные шалости - так каждый день. Евгений хотел что-то изменить, хотя сам пока не знал что.
Он прислушался к пению птиц, будто пытаясь услышать ответы на поставленные себе вопросы от них. На мгновение даже ему показалось, что птицы поют как-то иначе, Евгений не мог понять, что его насторожило в их щебете, но он чувствовал перемену.
Вдруг послышался колокольный звон. В душе у Евгения что-то тоже зазвенело в унисон колоколам. Парень понял, что надо сейчас сделать. "Возможно в церкви мне действительно удастся подумать". Прошагав те несколько сотен метров, отделявших его от церкви, Евгений остановился перед входом. Парень ещё раз прислушался к пению птиц: всё без изменений.
Войдя в церковь, Евгений вновь почувствовал то успокоение, которое получает его душа, находясь в этом месте, что соединяет невидимыми вратами мир земной и мир небесный. Постояв перед иконостасом, Евгений почувствовал какую-то внезапно навалившуюся на него тоску. Мысли, терзавшие его всё это время не ушли, ответы, которые он ждал не хотели приходить.
- Что же ты грустишь, Евгений? Такой ведь всегда жизнерадостный, весёлый, а тут вдруг пришёл в церковь и загрустил!
Евгений обернулся. В шести-семи шагах от него стоял мужчина, несколько неопределённого возраста: по голосу ему можно было дать лет тридцать пять, лицо, немного морщинистое, выглядело, как у пятидесятилетнего.
Городок, в котором жил Евгений был небольшим, больше похожим на посёлок. Естественно, что парень здесь по крайней мере всех видел хотя бы один раз, но этот мужчина раньше ему не встречался.
- Откуда вы знаете моё имя и с чего взяли, что я грущу? Вы же не Бог в конце концов, - в голосе Евгения прозвучали нотки непонятно откуда взявшейся нервозности.
- О, парень, я всё знаю, хотя и не Бог. Прожил бы ты столько сколько я - многое бы знал.
Евгений решил, что сейчас начнутся нравоучения. Но ошибся.
- Представь, - вновь заговорил незнакомец, - если вдруг ты бы услышал от кого-нибудь те мысли, что только промелькнули в твоей голове, что бы ты сделал? Не поверил бы и подумал, что это случайность. А что, если бы это повторилось снова и снова?
- Что вы от меня хотите? Кто вы, чёрт побери?
- Почти угадал, но я не чёрт, я Дьявол, - проговорив это незнакомец поставил свечку, что держал с начала разговора, к иконе Божей Матери.
- Более глупого ответа я в жизни не слышал. Дьявол в церкви!
- А почему же тебе так не нравится суета и шум, Евгений? Может ты просто ещё не повзрослел и боишься взрослой жизни.
- Как ты узнал всё это?
- Я ведь сказал тебе - я Дьявол. За многие тысячелетия, что я есть, я знаю всё. И не надо таращить так на меня глаза, будто первый раз видишь. Меня все видели хотя бы раз, только не сознавали это. Ты хочешь спросить, что я делаю в церкви? Я знаю, тебе не терпится это узнать. Отвечу. Почему-то считается, что церковь - это врата из земного царства в небесное. Это так, но с одной оговоркой - это врата и в ад. Мы ведь с Богом неразлучны: мы оба творим этот мир, пусть у нас и разный подход к делу. Миф о нашем противостоянии - это всего лишь миф. Мы с Богом заодно, у нас общая цель. Не могу спорить: я - зло, он - добро, но зло и добро не такое, какое доступно понятию людей. Поверь мне, Евгений, не будь в мире зла, люди бы никогда не узнали что такое добро! И наоборот. Поэтому мы с Богом неразлучны. Я покупаю души, он их продаёт, вот и всё. Пусть тебе не кажется странным, что я поставил свечку к иконе. Мы друг друга уважаем!
- Что тебе от меня нужно?
- Евгений, это же очевидно. Мне нужно твоя душа. Я здесь только для того, чтобы, как бы банально не звучало, совершить сделку. Ты ведь не знаешь, как жить дальше, хочешь услышать ответы на свои вопросы.
- А что, если я не соглашусь?
- А вот это уже интересная мысль. Но позволь, Евгений, неужели я зря всё тебе рассказывал, ты разве ничего не понял? Если ты не согласишься, то победит добро, только и всего. Ты будешь жить, как живёшь сейчас. Если согласишься, то получишь ответы на свои вопросы, поймёшь, что ждёт тебя, взамен ты отдашь мне свою душу.
- Я всё же не понимаю, что будет, если ты получишь мою душу?
- Всегда знал, что ты не глупец, Евгений. Немногие задают мне этот вопрос. Но сказать ответ на него я не могу - таково условие сделки. Я дам тебе время на раздумье. Приходи сюда же на шестой или седьмой день, как захочешь. Я буду ждать. Но, Евгений, ты должен подумать, принять решение, если ты будешь колебаться, то сделки не будет, я просто не приду. А теперь уходи.
Если бы Евгений жил с кем-нибудь, то тот непременно бы заметил те поразительные перемены, произошедшие с парнем. Евгений постоянно о чем-то думал, был рассеянным, не слышал ничего вокруг, сидел дома, не отвечал на телефонные звонки. Впрочем, такое состояние его было вполне понятным: не каждый день сам Дьявол предлагает заключить с ним сделку.
Но Евгений думал больше не о том предложении, сильнее всего его заинтересовали слова Дьявола об устройстве мира, о тесном сотрудничестве Бога и Дьявола, добра и зла. Раньше парень любил слушать, да и рассказывать разные истории про утопический мир. Всегда его интересовало, почему такой мир нельзя создать. Теперь он понял. Этого мира никогда не будет потому, что в нем нет Дьявола, значит нет зла. "Не будь зла люди бы никогда не узнали что такое добро", - эти слова словно врезались в сознание Евгения. Он знал и раньше, что сё познаётся в сравнении, но теперь это выражение стало иметь для него более глубокий смысл. Утопического мира не может быть потому, что если вдруг не станет Дьявола или Бога, то мира не станет вообще. Слишком тяжело далось это осознание Евгению. Пришлось уничтожить все свои прошлые, оказавшиеся неверными, знания, пришлось всё в себе перестроить.
Так прошли шесть дней. Евгений уже знал, что ответит Дьяволу, но, чтобы принять окончательное решение, ему нужно было получить ответ на один вопрос.
Евгений подошёл к церкви. Вслушался. "Сегодня птицы поют совсем необычно, необычно потому, что красиво, никогда раньше не мог понять красоты птичьего щебета". С этой мыслью он вошёл в церковь. Всё такая же тишина и умиротворение покоилось здесь. Дьявола не было. Евгений не понимал, почему его нет, ответ был почти готов. Может это "почти" и отпугивало Дьявола?
Евгений прошёл вдоль иконостаса, вышел из церкви, купи свечку, сам не зная зачем, и поставил её к той самой иконе Божей Матери, к которой ставил свечу Дьявол.
- Евгений, - послышался знакомый голос откуда-то сзади, - я не узнаю тебя, мой друг, ты ведь ни разу не ставил свечки, никогда даже не молился. Что это с тобой, неужели у тебя появилась вера?
- Как ты и сказал: "Мы уважаем друг друга". Я должен уважать своего создателя.
- Великолепные слова! Но я понимаю, не языком поболтать ты сюда пришёл. Я знаю, что перед тем, приступить к сделке ты хочешь задать мне вопрос. Я отвечу на него, но перед этим хочу сказать, что действительно восхищаюсь тобой: все твои мысли насчёт устройства мира настолько зрелые, это совсем не то, о чем должен думать 23-х летний юноша. Ты действительно очень умён, Евгений. Но вернёмся же к твоему вопросу. Тебе интересно, есть ли ад и рай, а если есть, то что там. Я сказал, что не расскажу, что будет, если я получу свою душу, но ты решил зайти с другой стороны. Как такового понятия рай - хорошо, ад - плохо, не существует. В аду совсем нет сковородок, на которых поджаривают грешников. Ад - то же, что и рай, но с небольшой оговоркой. Я говорил тебе, что Бог продаёт души, я их покупаю. Попадая в рай, душа рано или поздно вернётся на землю, попадая в ад, она останется там навсегда. Больше я сказать тебе ничего не могу, теперь тебе решать.
Лицо Дьявола оставалось всё таким же спокойным, не выражающим почти ничего.
- Я согласен, я заключу с тобой сделку, - тихим, но твёрдым голосом промолвил Евгений. Я хочу знать ответы на все свои вопросы.
- Ты получишь их, когда выйдешь из церкви. Да, и ещё, у меня есть небольшой подарок для тебя - возьми этот портфель, там деньги. Теперь они тебе понадобятся.
Евгений взял портфель. Дьявол вмиг исчез.
Когда парень вышел из церкви, он ничего не почувствовал. Единственное изменение, произошедшее с тех пор, было то, что птицы перестали петь. Евгений дошёл до дома, лёг на диван и тут же заснул. Ночью ему ничего не приснилось.
Проснулся он от телефонного звонка.
- Ты куда-то пропал, я не могла тебе дозвониться. Где ты был?
- Я знаю.
- Что ты знаешь? Где ты был?
- Я был... не в себе...
- Я ничего не понимаю. Что с тобой? Ты наверное ещё не проснулся, перезвони, я буду ждать.
- Не жди... я не позвоню... я уезжаю...
- Ничего не понимаю!
- Я больше не люблю тебя...
Евгений повесил трубку, отключил телефон. Быстро собрал свои вещи, взял портфель, подаренный Дьяволом, сел в машину и уехал. Евгений сам не знал куда и зачем он едет, ему хотелось остаться одному. Парень заехал в лес, ему было интересно куда вела тропинка. Вскоре он увидел дом. Внутри кто-то был, потому что в одной из комнат горел свет. Евгений зашёл внутрь. В комнате сидел мужчина лет пятидесяти.
- Кто вы такой? И что вы делаете в моём доме?
- Уходите, - прошептал Евгений, глядя стеклянными глазами на мужчину, и с этими словами открыл портфель, выложил из нег половину денег в пачках, туго перетянутых резинкой. - Возьмите деньги, вот документы от моего дома, продайте его, купите себе квартиру в каком-нибудь городишке, только никому не говорите про меня, и никогда сюда не возвращайтесь.
На удивление мужчина быстро согласился, не сказав ни слова, схватил деньги, документы и вылетел из дома.
Евгений сел на диван, продолжая смотреть всё такими же стеклянными глазами в то место, где некоторое время до этого стоял мужчина.
Холодильник оказался доверху забит консервами, которыми Евгений питался долгое время. Делать он ничего не делал. Иногда прохаживался от стены до стены, иногда садился напротив телевизора и смотрел на своё отражение в чёрном экране. Свет он никогда не включал, да и электричество ему было нужно лишь для питания холодильника, которого он вынес на улицу, чтобы не слышать его дребезжания. Так проходили все дни.
Одним вечером Евгений, по обыкновению сидя в темноте, взял книгу. Он не знал, что это за книга, он даже не читал её, просто открыл на середине и смотрел как будто сквозь неё. Как вдруг сзади себя он услышал:
- Что-то ты, Евгений, будто изменился.
Евгений вздрогнул, но не от испуга, он знал этот голос. Парень встал, повернулся. Перед ним стоял Дьявол.
- А знаешь, Евгений, в чём заключается смысл чисел? Я думаю, что не знаешь. Возьми число один. Знакомое число, не так ли? - Дьявол усмехнулся. - А если взять ещё один и посмотри тогда, как всё изменится! Логично и по-детски примитивно, но будет два. А какая разница между цифрами один и два! Ты не обратил внимание, почему я сказал тогда, чтобы ты пришёл на шестой-седьмой день. Ты пришёл на шестой. Тебе казалось, что ты сомневаешься, что всё зависит от того, как я отвечу на вопрос. Евгений, ты врал себе сам, ты знал, что согласишься на эту сделку, и я знал, что если ты придёшь на шестой день, то согласишься, пришёл бы на седьмой, то сделка бы у нас не состоялась. Я же сказал тогда: "Подумай хорошенько!"
Кто ты сейчас? Ты тело. В тебе нет чувств, в тебе нет ничего, даже души. Вот почему книги не увлекают тебя: чтение нужно душе, а не телу. Теперь ты понял, познал все ответы на свои вопросы. Евгений, я ведь не сделал ничего, я ничем не помог, я лишь дал тебе портфель с деньгами и теперь ты живёшь без суеты и шума, без всего, что нужно душе. Хотя бы теперь ты понимаешь, что продал свою душу за какие-то несчастные бумажки? А как ты удивился, когда не услышал пения птиц! Их пение слышит не тело - то есть уши, их пение слышится душой. Ты позволил злу победить. Евгений, ты построил мир-утопию, причём такую, описания которой ты не найдёшь ни в одном сочинении писателей-утопистов. В твоём мире нет не только зла, в нём нет даже добра. Если бы у меня была бы душа, то мне бы было тебя жаль, но свою душу я тоже продал. Только продал я её Богу. Мы хотели сравнить, что будет, если мы поменяемся ролями. Если я стану добром, а он - злом. Всё познаётся в сравнении - избитая фраза. Ничего у нас не вышло, только я тоже, как и ты остался без души. Теперь ты получил ответ даже на тот вопрос, на который я не смог тогда ответить в церкви. Что ж, я пойду...
Евгений упал на колени: он хотел молиться, но не мог, хотел плакать, но не мог, хотел смотреть на небо, но не мог, не мог потому, что у него не было души. Евгений поднялся, взял ружьё, оставленное много лет назад старым владельцем дома, вышел на крыльцо. Сзади послышался хруст. Евгений обернулся и увидел падающую на него сосну...
Пальцы разжались сами собой, ружьё упало рядом с парнем. Евгений последний раз выдохнул и закрыл глаза.