На Главную
Новости Авторы Проза Статьи Форум Карта
О проекте Цитаты Поэзия Интервью Галерея Разное

 


        Елена Зайцева


        Кто к нам пришёл и что бы это значило – I (критический обзор №20)


       





Иллюстрация. Автор: Игорь Якушко. Название: Сквозь




Сергей Нежинский

Стихи довольно сложные (сложноустроенные, запутанные), но нельзя сказать, что глубокие. Всё сводится к тому, что «я поэт» и «сейчас я вам это докажу».

Звукопись, честно говоря, утомляет:

запах тоски несется на запад

зарева рев

переулок в запое

кто расстегнул эти звездные запонки

в затхлом пространстве забытом как заповедь...

              («А.Ф.»)

 

...Листвой шурша

Пространство шаткое ветшало

И в чаще маялась душа

И суша медленно дышала...

              («Был спор минут»)


Синкопы, ренклоды, хоралы и порфиры дают понять, что автор – человек начитанный. Человеку неначитанному это всегда неприятно, но голосовала я «за» публикацию. Причина: это средний публикабельный уровень, то, что не скатывается в полный идиотизм и неумение.

 

 

 

Инга Павлова

Очень неравноценные тексты. Но есть хорошие – тексты, строчки.

Воробышек в горсти,

и нежность утюга...

Любимая, прости,

Но ты мне дорога.

 

Как видно из письма,

с Обводных берегов,

запарилась весна

над таяньем снегов...


– а дальше, к сожалению:

Так хочется цвести

и нравиться шмелю!

Любимая, прости,

Я все еще люблю

 

кого-нибудь взахлеб,

до слез, до хрипоты,

до неба и по гроб.

Любимая, но ты

 

По-прежнему в чести

у нотного ключа.

Любимая, свети

по имени СвеЧа.


Хоть и «СвеЧа», а всё равно не своё. Поэтессы этими «взахлёбами до хрипоты» буквально через одну всхлипывают. Хотелось чего-то другого.

Но одно стихотворение, пожалуй, и целиком неплохое:

Как из дырявого пакета

тугая струйка молока,

всю ночь с дивана до паркета

стекала сонная рука,

 

впадая в пригоршню, теряя

границы русла. До светла

из круглосуточного рая

несли зеленого стекла

 

предметы антиквариата

в карманах затрапезных брюк,

и в рамки лунного квадрата

прекрасно вписывался круг

 

знакомств. Комар благоговейно

слетал с лепного потолка.

К стакану юного портвейна

стекала сонная рука.


Почему-то больше всего мне тут «несли зелёного стекла» понравилось (ещё до того, как стало ясно, что это о предметах антиквариата). Звучит смешно, но изысканно (если такое вообще возможно). Кстати, может быть, потому это здесь таким милым показалось, что текст – вообще тексты Павловой – слишком уж правильные. Не хватает им, грубо говоря, какой-то дури...

Я голосовала «за» публикацию. Причина, думаю, понятна.

 

 

 

Дудати Чермен

В целом подборка довольно слабая, но иногда проскальзывает какая-то интересная, своеобразная ирония. Голосовала «за».

...А Северянин упражнялся

В полетах строк.

И вскоре в двери постучался

Тоскливый Блок.

Все замерли, он тихо, скромно,

На стул присел.

И не сказав ни слова, томно

На нас смотрел.

Потом промолвил: «Не сидите,

Стремитесь жить»!

Есенин вздрогнул: «Что вы спите?

Давайте пить»!




Евгений Черногалов

Тексты «домашние», если не сказать «дворовые».

Он любил ее, она его любила,

Он был нежен с ней, она была нежна.

За окном метель плясала и кружила,

У нее ж на сердце праздник и весна.

 

Он любил ее, она его любила,

Он ей клялся, свято верила она.

Да и так наверно все б ему простила,

Только что б не пробудиться ото сна...


Голосовала «против».

 

 

 

Мария Богомолова

Стихи неплохие – несмотря на то, что они в такой вот «сугубо женской» плоскости. «Yes, I’m Lady». Ожидания, надежды, разочарования. И да – предложения. Соломон Воложин в статье «Минус-приём» это озвучил так (надо сказать, очень грубо): «...И это представление поэтессы себя публике: «Восторженная, внутренне подвижная, в некоторой степени экзальтированная, склонная к театрализации обыденного барышня». – Как будто мужчинам себя женщина предлагает... И эта фотография женской головы, запрокинутой в экстазе...». Замечу, что фотокритикой занимаются в другом журнале. Хотя разобранное Воложиным стихотворение («Энергообмен») и действительно неудачное. Приведу другое.

              БЕЗ

 

Тихую, грустную возят автобусы.

В лужи ветвями вплетаются липы.

Горны безумия в тон с недосыпом.

Темные волосы...

Темные волосы...

Ты в сумасшедшем моем карнавале

Переливаешься. Рвешься на части.

Странные образы, редкое счастье,

Скрытые наспех халатом Кавали.

Память нещадно пылает укусами.

Вместо того чтобы выгнать взашей,

Я добровольно вживила мишень.

Если заметишь, чуть ниже... под бусами.


Посмотрите (послушайте), какой звук интересный: «Тихую, грустную возят автобусы» – медленное и как-то подвывает, и-у, о-о; «В лужи ветвями вплетаются липы» – не медленное и не быстрое, это такие... плетения средней скорости; «Горны безумия в тон с недосыпом» – быстрое, оно разгоняется, но на «в тон» спотыкается; потом топчется на месте (как будто боится снова споткнуться) – «Тёмные волосы... / Тёмные волосы...»... Хорошее завершение – «под бусами». Автор вообще умеет красиво, чётко текст закруглить, какую-то хорошую точку поставить.

...Каблуком у двери отобью стаккато

И веснушек, рассыпанных по щекам,

Я уже никогда тебе не отдам.

Дело даже не в том, что не конопата...

              («Жадность»)

 

И вот начало марта-месяца...

А я планирую повеситься.

Мечтаю тупо об одном,

Как он зайдет привычно в дом.

На свежекупленной веревке

Увидит ручки, ножки, бровки.

Осядет на пол и заплачет:

«Ушла любовь. Свободен, значит».

              («Нервы ни к чёрту!»)


Я голосовала «за». Не потому что эта плоскость женская, а потому что она определённая, определяемая. Не никакая т.е.

 

 

 

Василий Пурденко

Тут плоскость «агитплакатная». Она хоть и определённая, но это уже где-то за гранью поэзии. Политические частушки какие-то.

Страна парадоксов, страна ортодоксов,

Мятежников, воинов и бунтарей,

Страна декабристов, страна пацифистов,

Психушек, ОМОНа и концлагерей.

Страна патриотов, страна миротворцев,

Заложников мрази и торгашей,

Страна демагогов, страна царедворцев,

Поборников правды и алкашей...

              («Россия»)


Голосовала «против».

 

 

 

Григорий Подольский

Скучненькие шуточки. Никак, да и в общем-то ни о чём.

              О ПАВАРОТТИ

 

Сижу уныло на работе,

На годовой смотрю отчет,

А в это время Паваротти

В Миланской опере поет.

 

Судьбы забавны повороты.

Вот если бы наоборот –

Не он, а я был Паваротти,

То он бы составлял отчет.

 

Тогда б не мне, а Паваротти,

Как разъяренный красным бык,

Поставив на ковре напротив,

Начальство делало бы втык.

 

А я, который Паваротти,

(Нелегок выбранный удел)

С мечтой о годовом отчете

С триумфом бы в Ла-Скале пел.


Голосовала «против».

 

 

 

Алла Феррара

Стихи холодные, довольно искусственные. Но и довольно искусные. Поэтому я голосовала «за».

Когда садится день в галеру сумрака

И затихает чувственный прибой,

Безмолвия готическая музыка

Собою наполняет звук любой.

 

Укрывшись облаком, глядит луна застенчиво,

Туман немыслимые вяжет кружева

И льнет к земле, обласканная вечером,

Прохладой упоенная трава.

 

И, словно шалью, кутается маревом

Опустошительно-желейной тишины

Растроганная ночь – античная сударыня,

Чуть покачнув велюра камыши...

              («Растроганная ночь»)




Кирилл Румянцев

Много любвей, восклицаний, вообще эмоций. Главная буква – «Я», и это хорошо (оно же, конечно, может быть и плохо; грань тонкая, Румянцев чаще на хорошей стороне).

Увы! Сердились на меня.

У, Вы какие!

Какая свежесть, нега дня

У вёсен всех в России!

 

У вёсел не было уключин.

Вот случай!

Читал я в лодке вам из лучших:

Вам было скучно.

 

«Греби!» (Груби! Губи!)

 

Вот!

           Круговорот.

                       И от_ворот, и поворот.

И говорили Вы, как в городе:

«Пейзаж уныл»

Всё половодье, топкий ил,

Какая-то торчит ракито-палка...

 

Не углядели Вы поэзии, а жалко!


Я голосовала «за». Видно, испугалась поэзию не углядеть :).

 

 

 

Кирилл Алейников

Сборник стихотворений называется «Каменоломня мысли». Удачное название. Это действительно «головная», рассудочная поэзия. И действительно слова уложены «каменно», они тяжёлые, неповоротливые. Но это скорее особенность, чем недостаток. Отторжения, раздражения – не вызывает.

Мы были молоды и неподкупны.

В ожидании слов изучали буквы,

Что должны были б составить

Имена, фразы и даже заглавия.

 

Алфавит развалился как речевой аппарат.

Буквы повыпадали, словно из десен зубы.

Что-то шипит изо рта на змеиный лад,

И еще, как собачий лай – «Рубль!», «Рубль!».

 

Мы хотели не этого...

 

Мечта обернулась интригой. Затем

Провалила все действие, и за кулисы

Бежала под негодованье и свист

Почтеннейшей публики. Их лица

 

Сложились со временем в недоуменное «Хмы...»

А затем по спине заскользил холодок понимания:

«Да как же, ведь это ж... ведь это же Мы

Недостойны в общем-то упоминания...»

 

Мы хотели не этого...

              («Постные души»)


Хороший рефрен – «Мы хотели не этого...». Эти повторения – как островки, и легче идти по тексту, когда есть передышки на них.

И, с моей любовью к коротким текстам, не могу не процитировать вот этот:

              НАБЛЮДЕНИЕ

 

Не умеем ни любить, ни жить...

Вот все мысли: как бы подороже...

К человеку просто так не подойти:

– Сгложет.


Голосовала «за».

 

 

 

Вячеслав Ковалевич

Тексты «узенькие» – такая вот очень любовная очень лирика. Позвонила – не позвонила. Сказала – не сказала. Удивилась или нет?.. Но что-то в этом «приятно-патологическое» есть, какая-то надежда на литературу. Может, если внимательно смотреть, удивилась или нет, что-нибудь и увидишь. И поймёшь. И напишешь.

              ВСТРЕЧА

 

– Здравствуй.

– Привет, – она удивлена и не скрывает.

Смотришь на нее, тебе кажется, очень долго.

– Надеялся увидеть тебя, как обычно.

А было ли – "обычно?".

– Так надоело повторять...

– Мне стыдно за тот день.

"За все то время..."

– Ты извини, я пойду.

– Я же люблю тебя, – вслед.

Шепотом.


Голосовала «за» (скорее, в качестве аванса).

 

 

Так (в целом неплохо, я думаю) обстоят наши поэтические дела. Прозе будет посвящена вторая часть обзора, «Кто к нам пришёл и что бы это значило – II».




 

 


Рассылки Subscribe.Ru
Подписаться на NewLit.ru

 
 
 
 
 
  Интересные биографии знаменитых учёных, писателей, правителей и полководцев
 

 

Новости Авторы Проза Статьи Форум Карта
О проекте Цитаты Поэзия Интервью Галерея Разное
На Главную
  • При перепечатке ссылайтесь на NewLit.ru
  • Copyright © 2001 – 2006 "Новая Литература"
  • e-mail: NewLit@NewLit.ru
  • Рейтинг@Mail.ru
    Поиск