На Главную
Новости Авторы Проза Статьи Форум Карта
О проекте Цитаты Поэзия Интервью Галерея Разное

 


        Елена Зайцева


        Алиса, Нюши и другие (о вреде и пользе sosтояний) (критический обзор №7)


       


Хорошо, если ты поэт. И на бессмертные твои творения скажет “рры!” Лена Зайцева, и никто ей не поверит, и все улыбнутся, и от улыбки станет всем светлей. А как же быть нашим художникам? С другой стороны, как же быть Лене Зайцевой, если в художествах она... не очень?

Поступим так. Будем считать, что никаких “не очень”, а очень даже. Станет светлей - от улыбки - и художникам. Хотя бы они себя художниками и не заявляли - как Дина Геллер. Лишь бы проявляли - как она же.

 

...Помните, конечно, киевнаучфильмовскую “Алису”. Хорошая вещь. Но сама Алиса... Волосы цвета пижамы и мордочка пони меня никогда не вдохновляли, ни в детстве, ни теперь.

Но, оказалось, и мне угодить можно. Алиса, которая Алиса - есть. Она мне ещё в “общем ряду”, на “Галерее”, глянулась. Любовь с первого раза. И я не шучу.

Дина Геллер тоже не шутит, она работает. Вообще же “шутникам” и “просто-выразителям-своих-глубоких-и-противоречивых-чувств-энд-состояний” могу сказать только, что ШУТОК/СОСТОЯНИЙ - НЕ ПОНИМАЮ. Если ты пишешь стихотворение, значит, я читаю его как стихотворение и говорю о нём - как о стихотворении. Удавшемся - или нет. А если “Да что Вы прямо... цепляетесь! Это так, настроение на бумаге... Состояние...” - СОСТОЯНИЯМИ Я НЕ ЗАНИМАЮСЬ. Ни “поэтическими”, ни “художественными”. По “художественным”, кстати, специалист - наша таинственная ucci. У неё и сборник рисунков “sosтояния” называется. Не сомневаюсь, что sosтояния. Но утомительно, непритягательно. Плоско. Статично. А статика... Статично что? Вот шкаф - он статичен. Мыла кусок в витрине - да. Но не рисунок. Ревущая у Дины Геллер Алиса - у ucci была бы маской “я плачу”. Что, конечно, другой уровень условности. Но пара линий может давать объём и движение не меньшие, чем пара тысяч. (Художники улыбаются, но знают, о чём я.)

Достаточно взглянуть на ucci-вское “apz” (вот как раз в упомянутом сборнике “sosтояния”) . Не прыгнет ведь. И есть большие сомнения, что собирался. Автор рад идее продолжить им свою квазипизанскую башню, а что бедному персонажу делать? Как говорится, “вот и будем тут торчать, как три тополя на Плющихе”... Не позавидуешь.

 

А о зависти... Да, я завистлива. И Дине Геллер - завидую. Как она - я не смогу. Хотела бы? Хотела. Я ведь тоже чего-то там... порисовываю. Вот где-то на уровне ucci. Но когда встал вопрос об оформлении сборника, предпочла крысу-смайлик своим Работам, работам и работкам. И не думаю, что прогадала. Интересно, какого мнения о своих творениях сама ucci?..

 

Ну, и ближе к телу, как говаривал Ги. Что же мне нравится и не нравится - а есть и такое - в работах Дины.

Вот немного коробят меня “ню”-шечки. В таком исполнении (отдепрессованный Валледжо?). Хорошо хоть Алиса одетая, - начинаешь думать. Нет, правда. Я не ханжа (надеюсь), но так и хочется накинуть чего-нибудь то на одну, то на другую фигурку. Фигурки хорошие очень (слишком?), но лицо - мне - всегда интересней. В этом я, конечно, товарищей себе не ищу. И могу быть не права. В этом. В отличие от всего остального :).

А всё остальное мне - нравится. В интервале восхищение/одобрение. Вот как раз лица восхищают. Сосредоточенные, упрямые. “Интравертные”. Цвет восхищает, свет. Посмотрите “Алиса в Стране Чудес 09” - как проступает, просачивается розовый. Как он смягчает, “подтепляет” картинку. Какую глубину неба дают цветовые переливы в “Dead Can Dance - Nilleshna” (даже странно, что экран может передавать так “вглубь”)... Воздух белого листа, дающий в “Mundus Lucifugus” сияние, может давать перспективу, “уплощать-упрощать”, дозировано, выверено - посмотрите “Алису в стране Чудес 07”, “ВИдение”... Белый лист - тому, кто знает, кто умеет - даст больше, чем любой цвет, взятый в каком бы то ни было “впечатляющем” масштабе... Можно посмотреть “midaiucci: как тяжело, натужно дан этот голубой фон, он и не небо, он и не вода, а только... тяжёлый, натужный фон. Тщательнейшим образом зачерченное (зачёркнутое, в общем-то) пространство. Зачеркнули. Нету. Плоскость теперь. И эта плоскость - никакая и ни о чём... “От стиля не уйдёшь” (сказал кто-то, а подозреваю, что я), это ещё и уровень прозы ucci. Читать её так же утомительно, как и смотреть...

Не знаю, пишет ли Дина стихи/прозу, но очень “драматургична” её графика. Рассказ/повесть за каждой картинкой. Что-то фантастическое. Фантасмагоричное. Плюс лёгонький “леонидандреевский” с/м и психологичность - не лёгонькая, конечно.

Рисование учит композиции, графика - особенно. Композиции Дины - ещё одна её сильная сторона. Взгляд твой направляется всегда по какому-то неожиданному направлению. И вдруг понимаешь, что оно выигрышное. И “в кадре” - то и так. До веток (удивительно, осязаемо они переплетаются-свисают, нигде не мешают), до этих “метеоритиков” в “Программированном зарождении” (проведите эксперимент - представьте без них, вот всё то же самое, но - без; насколько замрёт, остановится картинка)...

 

Что можно Дине “и в заключение”? Ну, обычно говорят - работайте и далее. Творческих успехов. Но мне ещё вот что на ум пришло. “Фантастика” Дины - это её, конечно. Но при этой способности давать настроение, характер (даже в рамках явной стилизации, в какие-то моменты и к комиксовой технике приближающейся), может быть, стоило бы к реалу поближе ( = от ирреала подальше)?.. Хозяин - барин, конечно. Говорю же - просто подумалось...

 

Что ucci скажем?..

Что-то заставляет её заниматься “художествами-литературами”, но это что-то, к сожалению, не талант. Это что-то в её псевдонимах (два их? больше?), в названиях её работ. Идёт какая-то странная, сложная весьма, внутренняя работа. Когда такая работа даёт результаты - интересные результаты - её называют талантом. Но чаще, к сожалению, это холостой ход. Такое я видела не раз и не два. И каждый раз не знаю, что сказать. Иногда хочется сказать: “Работайте больше! А вдруг?..” и хочется в это верить. А иногда думается - ну что тут поделаешь? Ну если НЕТ, так ниоткуда и не возьмёшь... Себе я сказала так: “Леночка! С твоими весьма ограниченными в этом нелёгком деле способностями надо либо “пахать” сутками, либо дурью-то не маяться”. Не знаю, “пашет” ли ucci...

 

А ещё мне понравился Кир Захарчук и не понравился - Игорь Парсаданов. Но не всё сразу. К тому же, я пока не волшебник - всё ещё. Всё ещё только учусь.

 

Ну что, художники? Улыбнулись?..




 

 


Рассылки Subscribe.Ru
Подписаться на NewLit.ru

 
 
 
 
 
  Интересные биографии знаменитых учёных, писателей, правителей и полководцев
 

 

Новости Авторы Проза Статьи Форум Карта
О проекте Цитаты Поэзия Интервью Галерея Разное
На Главную
  • При перепечатке ссылайтесь на NewLit.ru
  • Copyright © 2001 – 2006 "Новая Литература"
  • e-mail: NewLit@NewLit.ru
  • Рейтинг@Mail.ru
    Поиск