На Главную
Новости Авторы Проза Статьи Форум Карта
О проекте Цитаты Поэзия Интервью Галерея Разное

 


        Елена Зайцева


        ...И никакой харизмы!


       


Средь вещей, перманентно увлекательных-занимательных, - немало относящихся к сцене, к игре. Психология перевоплощений. Добро и зло как реальные противонаправляющие знаки всякого зрелища. Методология создания параллельной реальности. Или вот, par exemple, - АРТИСТИЗМ. Обаяние под рампой. Сценическое воплощение души и тела. За этим можно наблюдать часами. И часами разбирать. Ну, мы-то с вами минутами ограничимся (надеюсь, не бесполезными). Мы-то с вами не критики, а так, погулять вышли. Оно и хорошо. Кто есть театральный критик? Лицо, объясняющее изумлённому автору смысл его пьесы. (А кто сказал - не помню.) \~/ НУ, ЗА АРТИСТИЗМ!..

За царство пластики, но пластики не заученной. Красивым и “умным” движениям можно научить. Но даже достаточно примитивную фишку с походкой Джексона можно копировать, но нельзя повторить (по-настоящему повторить). Многие поющие закрывают глаза, но по-настоящему закрывают их лишь те, в ком это движение естественно, гармонично, необходимо - как у БГ, например; во всяком случае, у раннего.

Вообще же, актёрство - ИНЬ-искусство. Пение - не в такой степени, но отчасти. Т. е. АКТЁРЫ - хорошо, классно, гениально, но АКТРИСЫ - вдвойне хорошо, вдвойне классно, непревзойдённо гениально. И вот я задумалась о типах женского (т. е., по большому счёту, ИСТИННОГО) артистизма. И их - типа - три получилось. КОШКИ, МАРТЫШКИ и КОРОВЫ (и НИКАКИХ оскорбительных ассоциаций! коровки - священные животные!). /“Эй, а Кама Сутру ты читала?” Ещё в школе. Поэтому не помню. Но животные там вроде тоже были. Но там - НЕ ТЕ животные. Обещаю./

 

К КОШКАМ.

КОШКИ - свет и грация. Магия драгоценного камня.

Удивительные, мягкие, притягательные движения. Ноль рывков, никакого напряжения. Это придаёт им приглушённый мерцающий артистизм. Это артистки по манию волшебной палочки. Они артистки ВСЕГДА. Артистки обаяния, обволакивания. Это кошки даже не мистические (без горечи и ядовитости мистики), а сказочные, волшебные. Это удовольствие, мягкий наркотик, мягкий снежок, тонюсенький мостик между красотой и красивостью. Это “венерианский” тип обаяния. Это то, что идёт к сердцу через глаза. Их немного. Думаю, процентов десять. И не думаю, что им легко живётся. Поскольку этот тип обаяния довольно часто сочетается с красотой, а частенько и ошибочно принимается за неё... На всяческих конкурсах и артфаках их трахают первыми. Потом средними, потом последними, и непрерывно. В общем, до сцены как таковой добираются немногие. А часть добирающихся - в таком затраханном, “испорченном” состоянии... Если учесть, что их и так немного, то - беречь как... да просто беречь! замечать (а не замечать, поверьте, невозможно!), лелеять, пестовать. Да просто любить. Сила, энергия - не их сильная сторона. Это как раз та красота/красивость, которую надо защищать. Тот прекрасный и слабый пол. Принцессы-русалки-феи в кино, “оптические” певицы с обалденным эффектом присутствия и “хрустальным”/“фруктовым”/шепчущим вокалом. Завораживающее актёрское чтение стихов и сказок. Чудо. Но не единственное. Ведь...

 

Ведь - йо-хо-хо (и бутылка рому!) - ведь есть ещё МАРТЫШКИ! Забавные, смешные, вредные и НЕВЕРОЯТНО СИЛЬНЫЕ. И неописуемо хитрые. И под столом пролезут, и от тумака увернуться (вот-вот, и от мужика тоже), и на ветке провисят - столько сколько нужно. Мартышки - сгустки, кляксы энергии. Много шуму из ничего, и из “чего” - тем более. Кинетика. Угловатая, подпрыгивающая эстетика. В общем, любоваться тоже есть чем. Но любование это - не открытый рот и замирание первого “кошачьего” случая. Это пьянящее ощущение энергии. Это “вау!” и еле сдерживаемое желание прыгать и визжать вместе с ними. Это качающаяся ветка у самых глаз, а ты наблюдаешь уже новый прыжок. Это цирк у самого сердца. Нет, они не просто смешные и забавные. Они трогательные. И очень, очень притягательные. До сцены они добираются значительно чаще, чем великолепные мягкие породистые кошки. Это замечательные комедийные актрисы, это эстрада пародии, это неподражаемые ведущие и офигенные ди-джейши. А те потери, те “отходы производства”, что оказываются в луже, в яме and канаве - результат импульсивности, прущей-пущей энергии. Где прыжки, там и ушибы. Где цирк, там и обломы. Как ни старайся. А руки-ноги всегда переломать не исключается...

Мартышки - артистки НЕ ВСЕГДА. “Она идёт по жизни смеясь...”, “Плачет девочка в автомате...”. Они приходят домой, закрывают шторки и горько-горько плачут. И в этих слёзах тоже тонут (вот тебе и ещё “отходы производства”; ты должен быть сильным, иначе зачем тебе быть?..) Но, слава Богу, такое нечасто случается. Ведь всё-таки они НЕВЕРОЯТНО СИЛЬНЫЕ.

 

И - КОРОВЫ (так и хочется назвать “коровками”, но будет неверно; вспомним-ка опять, что они священные!). Тип матери, т. е. артистическое воплощение этого типа. Тоже очень сильные, но сила эта другая, основательная, “земная”. Спокойная, даже... флегматичная. И “коня на скаку”, и “в горящую избу”, и всё деловито, просто, шагом (не “плывя” и не мурлыкая, как КОШКИ и не подскакивая, как МАРТЫШКИ). Le type folklorique в музыке, “крестьянский” типаж в кино, ведущие “серьёзных” передач. И, как высшее воплощение, образ носительницы мудрости. Хранительницы “гуманитарного багажа”, духовной наставницы. Образ начитанной, глубоко чувствующей, тонко понимающей “матери гения”. Да, кстати, в кино это ещё и королевы. Не королевки-звёздочки, но королевы-планеты. Личности. Олицетворение реальной власти. Хотя на первый взгляд может показаться противоречивым - тип крестьянский и... королевский? Пожалста: Польских Галина. Или, опять же, пожалста - Федосеева-Шукшина. Уж на что простая физиономия, “простецкая” пластика. Уж были мы были крестьянками-колхозницами, и... вспомните её в “Петербургских тайнах” хотя бы! (Кстати, то же воплощение, и там же - Гундарева). Аристократки. Ничего удивительного. Артистки. Актрисы. В том и фокус. Типаж - понятие... растяжимое (опять же - как ни странно!).

 

О “правильных” типах, о “рабочих” артистизмах - всё. А вот нерабочие... нерабочие возникают там, где нет понятия о рабочих. Когда КОРОВА вдруг пытается освоить прыжки, например. Вот интересный пример с обожаемой мною Настей Полевой. Какой неудачный у неё артобраз. Какая “негармоничная” пластика. Она - типичная КОРОВА, царственная, “медленная”. А движения её направлены... куда-то “к веткам”! Танец-не танец, но что-то лишнее. В общем-то это придаёт какое-то своеобразие, но... своеобразие, “своим” типом артистизма неподкреплённое, - недорогого стОит...

И очень распространённая ошибка - обусловленная чисто женским желанием быть “красавицей” - стремление КОРОВ и МАРТЫШЕК работать “по-кошачьи”. Ну, это... ноль критики. Представьте корову, которая: “МЯУ!” На ногах не устоишь. Да и со стула упасть можно...

 

“Чистые” типы, надо сказать, не так часто встречаются. Но в любой смеси-миксте за основу идёт что-то одно. Его и считаем “основополагающим”, с ним и работаем. Стараемся и тренируемся. Что касается авторши сего опуса - она не артистка (кроме того, что не критик :), но любопытным, коих люблю как родных, торжественно сообщаю - КОРОВА. С жуткими “мартышьими” ужимками. С мартышьими повадками, от коих уж, видно, не избавиться. Так хоть других предупредить!:). А у кого-то и получится (bonne phrase!:)

 

Так что, лапоньки, артисточки вы мои (и певуньи!), гляньте-ка на себя, решите, что вам “светит”. Или прыгать, или муркать, или коня на бегу-скаку. Боже-то за вас уже решил. Присоединяйтесь!..




 

 


Рассылки Subscribe.Ru
Подписаться на NewLit.ru

 
 
 
 
 
  Интересные биографии знаменитых учёных, писателей, правителей и полководцев
 

 

Новости Авторы Проза Статьи Форум Карта
О проекте Цитаты Поэзия Интервью Галерея Разное
На Главную
  • При перепечатке ссылайтесь на NewLit.ru
  • Copyright © 2001 – 2006 "Новая Литература"
  • e-mail: NewLit@NewLit.ru
  • Рейтинг@Mail.ru
    Поиск