Александр Сотник. Симфония для пауз. Повесть. Глава «ДЕТСКИЕ СВЯЗИ».
Страница 13. <предыдущая> <следующая>
ДЕТСКИЕ СВЯЗИ
Дети жестоки. Гуманизм – это выдумка взрослых.
Папа купил мне путевку в "Артек". Не то, чтобы я ее не заслужил. Заслужил, и даже очень. Но у отличников почти всегда бедные родители. Дочь секретаря обкома уже давно там побывала. Даже сын директора седьмой автобазы тыкал в меня пальцем:
– Отличник хренов! Ты в "Артеке"-то был?
Что я мог ответить?
Папа купил путевку. Он все продумал. Путевка была в международную смену. Общение с иностранцами предполагало наличие благонадежности и идеологической лояльности. К тому же, престиж. На дворе был 81-й год. Брежнев болел. Страна страдала вместе с ним.
Меня вызвали в горком комсомола, спросили (кстати, впервые на"вы"):
– Чувствуете на себе ответственность?
– Ну...
– В каком году комсомол получил третий орден?
Сейчас я даже не вспомню, а тогда – ответил.
– Хорошо, – говорят, – поезжайте. Будьте бдительны и ведите себя.
Меня благословили: деньги были уплачены...
"Артек" того времени представлял противоречивое зрелище: смесь терпимости с подозрением. Там я усвоил главные правила игры. Первое: все советские люди предсказуемы, и второе: каждому уготована общая участь. Первым условием я пренебрег сразу, а второе презирал и до этого. Оскорбляли желтые казенные рубашки, шорты цвета диареи, белые носки. Кстати, носки я надел свои, красные. Вожатые сделали замечание:
– Носки должны быть белого цвета.
Я спросил:
– А что вы имеете против красного?
И все заткнулись. Решили, что отстали от последних инструкций.
На следующий день привезли иностранцев. Французы оказались наглыми типами. Негр Фреди курил трубку и больно пинал пионерок под задницу. Научил курить взатяжку председателя совета отряда.
К нам поселили детей из Уругвая. Один из них жил в Алма-Ате, двое других – в Луанде. Нам объяснили:
– В Уругвае фашистский режим. Их родители – коммунисты. Борются за свободу вдали от родины. Подрывают, как могут...
Алма-Атинец был высоченным негром. Звали его Бэн. У него был изъеден лоб. Я спросил:
– Бэн, это фашисты?
– Нэд, – ответил он. – Эдо дарагани.
– Что?
– Меня дарагани поели.
Никогда бы не подумал, что алма-атинские тараканы едят людей.
Второй иностранкой оказалась милая девочка Карина. Общался я с ней мало, поэтому не буду...
Третий экземпляр, Альваро Рама, запомнился больше всех. Само собой, за два часа мы обучили его русскому. (Он, между прочим, ответил взаимностью: я до сих пор могу послать по-португальски.) К вечеру он уже орал с уругвайским акцентом на вожатого. Тот обещал с нами разобраться. Спустя пару дней дружба народов прекратилась. Бэн оказался потливым, как скаковая лошадь, а Альваро Рама – тринадцатилетним бабником. Это не могло не раздражать. В два часа ночи Бэна обкладывали подушками, чтобы не вонял. В три уже спали. В половине четвертого являлся Альваро Рама и включал свет. Его спрашивали:
– Где был?
– Польски харцер девочка.
– Что делал?
– Ёпса.
– Выруби свет, – советовали ему.
– Русский подождать. Я брать стирать носки.
Пионеры могли выдержать все, кроме обвинений в нечистоплотности. Альваро получал в глаз. Щелкал выключатель. Спустя полчаса свет загорался вновь.
– Что там еще?
– Альваро Рама.
– Тебе мало?
– Русский подождать. Я сушить носки...
...Надо ли говорить, что переживали афганские дети, живущие по соседству? Каждая ночь для них могла оказаться последней. Война была в разгаре...
В "Артеке" я влюбился в Катю. Дочь дипломата, перспективная красавица. К счастью, у меня хватило ума не преследовать ее. Достаточно было сказать:
– Мои джинсы – твои.
Она оценила. Мы стали дружить. Конечно, она меня не любила. Заглядывалась на француза Паскаля. Я же его ненавидел. Самоуверенный сноб с крашеной в два цвета гривой. Мелькал перед глазами, как калейдоскоп. Катю это забавляло. Возможно, поэтому вскоре она утратила невинность. Именно с ним, спустя два года, в Париже. А пока я ревновал и бесился. Случайно застукал их за поцелуями. Она сказала:
– Извини.
– Никогда, – говорю, – не прощу. Ты с этим крашеным придурком. Чем я хуже?
– Ничем. Просто он другой.
– А я не другой?
– Ты совсем другой.
– Тогда что?..
Мы были детьми. Не понимали, как лучше изъясниться. Впрочем, она могла меня послать, но почему-то терпела. Наверно, ей нравилось...
После "Артека" мы редко созванивались, еще реже – встречались. Однажды она сообщила, что давно вышла замуж. Я звонил ей сам. У нее был обреченный голос.
– Ты счастлива? – спрашиваю.
– Как все.
– Дети?
– Да. Девочка. Назвали Сарой.
– Почему Сарой?
– В честь мамы. Она умерла.
– Прости.
– Не моя. Мама Лео.
– Лео – это муж?
– Лео – это тварь!
Я не знал, как помочь или утешить.
– Прорвемся, – сказала она. – Помнишь "Артек"?
– В основном, тебя.
– Хорошо помнишь?
– В общих чертах. – Я осторожничал с женщинами: к тому времени они меня уже кое-чему научили.
От Лео она ушла. Он оказался педерастом, женившимся ради благополучия и мести бывшему любовнику. Но она все равно прощала его, не жалея себя. Да и возможно ли иначе?..
...После встречи с Танькой мной овладела тоска. Я вдруг осознал, что замысел с рестораном рушится, не успев обрести зримые формы. Ситуация все больше напоминала авантюру. Однако у Кати были связи. Она была опутана цепью знакомств, как паутиной. Я решил, отчего бы не позвонить? Набрал ее номер, спрашиваю:
– Это Катя?
– Это Сара.
– Привет. Сколько же лет прошло?
– Это папа Лео? Старый педераст?
– Нет, это Саша. Мама дома?
Слышу в трубке:
– Мам, там какой-то Саша... Мама спрашивает, какой?
– Из "Артека".
– Мам, он из какого-то ацтека.
Вот ведь, думаю, дети пошли: ацтеков знают, "Артек" – нет.
Катя взяла трубку:
– Что у тебя стряслось? – По голосу слышно, я оторвал ее от дела.
– Все в порядке. Ты занята?
Молчание. Видеоряд воспоминаний. По-женски смягченная реакция:
– Саш, нет, конечно. Просто работа. Все достали. Приедешь?
Катя не любит шампанское, поэтому покупаю коньяк, розы, шоколад. Катя встречает на пороге: такая же красивая и перспективная, в легком халате, без тени косметики на лице. Ни усталости, ни разочарования. Мы поцеловались.
– Мама умерла, – сказала она.
– Мама Лео? Ты говорила.
– Моя мама...
– Как жаль. Мы с ней так и не познакомились.
– Разве? Ты звонил пару лет назад, я жила в Брюсселе. Вы весь вечер проболтали. Ты даже сватался...
– Ах, да, вспомнил. Я был пьян.
– Проходи. Кури, если хочешь.
– Тогда уж лучше выпьем.
– Конечно. Тем более что Сара уже спит.
– Как же ты теперь?
– А что я? Нормально. Консультант. По странам. Европы. Все хорошо...
– Ты совсем не изменилась.
– Саш, это банально, но приятно.
– Я не то имел в виду.
– Тогда ясно. Как сам? Развелся?
– Уже давно.
– Дети?
– Возможно. Хотя вряд ли...
Мы вновь прикоснулись к воспоминаниям: смешным, и оттого – личным. Вдруг вспомнили, как я хотел набить морду ее французу, и тот меня нещадно отдубасил. Правда, он был с Фреди.
– А я его полюбила еще больше, – призналась Катя. – Глупо, да?
– Да чего уж там. Было и было...
– Тебе нужна помощь?
Я рассказал о ресторане, тщетных поисках, неудачных встречах. Катя вздохнула:
– Непременно помогу. Завтра же тебе позвонят. Ты спешишь?..
Я понял, что пора торопиться...
Утром проявился Фима Кульмис:
– Саня, что же ты молчал, что знаешь Екатерину Сергеевну?
– Какую?
– Ту, которая консультант... по странам...
– Европы? Знаком, ну и что?
– Она мне звонила. Приезжай, я все устрою.
Фима Кульмис – убежденный обманщик. Излучает яркое обаяние молодого мошенника. Он – зеркало того, за что их так не любят. Если Фиме предлагают купить за сто, он берет за восемьдесят и продает за двести сорок. Ему не то чтобы не хватает: ему всегда мало. Однажды Фима попросил:
– Напиши песню. Ради меня. За пятьсот.
Я написал, отдал Фиме. В час расплаты он явился со страдальческим выражением лица. Во взгляде – ужас пережитой катастрофы:
– Меня зажали.
– Где, – спрашиваю, – тебя разжать?
– В деньгах. Отрываю от себя. Хочешь – возьми мою почку, но больше трехсот не могу.
– Я не людоед, – говорю, и беру триста. Вскоре узнаю, что Фима продал песню за тысячу.
Иногда он дерзко вопрошал:
– Ты случаем не антисемит?
– Не получается.
– Ты просто скрываешь...
– Чем тебе доказать? Прикоснуться к стене плача? Совершить обряд обрезания? Эмигрировать в Израиль?
– Я сам не эмигрирую. Там нас невыносимо много...
И вот Катя не придумала лучше, чем позвонить Кульмису. Однако я поехал, чтобы хоть как-то ее оправдать.
Фима взволнован. Он весь в действии. Каждая мышца застыла в интеллектуальном напряжении.
– Саня, Саня – причитает он, – что же ты сам не позвонил? Я бы метнулся! У меня агентство! Я продаю актеров...
– Мне не нужны актеры. Только джазовые музыканты в ресторан.
– Джаз! Ресторан! Оригинально! Свежо!.. – Фима готов выпрыгнуть из костюма. – Джаз будет, – уверяет он. – Джаз уже есть! Есть пианист Белькевич, контрабасист Гуревич и барабанщик Поплавский!
Я поморщился:
– А что-нибудь более этническое?
– Без проблем. На бонгах Гурфинкель-Кагаловский.
– Спасибо, – говорю, – удружил. И кто же это будет слушать?
– Мы позовем мэра...
Уходя, я услышал истерический вопль:
– И заметь, я отдаю почти даром: четыреста за вечер! Всего четыреста!..
Ради смеха я вернулся:
– А за триста не отдашь?
– Не наступай мне на горло. Не зажимай меня. Мой сын болен скарлатиной.
– Это заразно?
– Жутко. Я готов уступить...
…Хуже всего то, что я был обязан Кате. Я вновь приехал к ней с цветами, коньяком и шоколадом, как воинственный пошляк.
– Что, никак? – с порога спросила она.
– Откуда ты знаешь?
– Ты всегда привозишь это, когда что-то не ладится.
– Ты права. Но все равно спасибо.
На кухонном столе у нее уже стояли розы.
– Ты не одна?
– Нет... С Сарой... Не расстраивайся, ты не первый, у кого не вышло. Еще получится...
– Ты говоришь, как проктолог. Смотря, что получится. Жду предложений.
Она помолчала. Потом приблизилась и шепнула:
– Ты всегда мне импонировал своим нахальством...
Этого было достаточно для того, чтобы задержаться. Мы впервые были по-настоящему близки. Без обещаний к переменам; понимая, что можно не бояться и не искать. И, словно дети, верили, что завтра снова настанет утро. Главное – лишь бы оно наступило...
Александр Сотник. Симфония для пауз. Повесть. Глава «ДЕТСКИЕ СВЯЗИ».
Страница 13. <предыдущая> <следующая>