На Главную
Новости Авторы Проза Статьи Форум Карта
О проекте Цитаты Поэзия Интервью Галерея Разное

 


        Умит Салиев


        Программа Высшего Разума


        Философский роман. Книга первая. ИЗБРАННИКИ. Глава 35





Умит Салиев. Программа Высшего Разума. Философский роман. Книга первая. ИЗБРАННИКИ. Глава 35.
Страница 38. <предыдущая> <следующая>








Глава 35


Элиезер жил в любовном затмении. Встречи с Иммой стали для него нескончаемым, упоительным праздником. Её девичья застенчивость уступила место наивной непосредственности. Бывало, когда весёлая и смешливая по природе, она смеялась до слёз его шуткам, непроизвольно касаясь его руки, Элиезер терял дар речи от её прикосновения. В своей любви, чистой и беспредельной, оба зашли так далеко, что им уже невозможно было расстаться. В академии не узнавали Элиезера, блаженного видом, с мечтательным взором, отвечающего невпопад на шутливые вопросы сослуживцев. Ни для кого уже не были секретом его встречи с сестрой патриарха Гамлиэля. Все желали счастья добродушному молодому учёному, и лишь патриарх с явной недоброжелательностью, хмуро косился в его сторону.

Имма не отказалась от намерений обратить Элиезера в христианство. Она часто рассказывала ему об учении Христа, пытаясь исподволь наставить его на путь истинный. Но, со временем, перешла к более решительным действиям.

Однажды, когда штормившее море залило водой пляж и их излюбленный валун, молодая пара прогуливалась по аллеям академического сада. Они говорили о старом учёном, которого сегодня хоронили всей академией.

– Праведный был человек, – задумчиво сказал Элиезер. – Но, увы, всех нас ожидает один конец: одна участь и праведнику, и нечестивому грешнику.

– В чём же тогда смысл жизни? – спросила Имма.

Элиезер пожал плечами.

– Если судить объективно, жизнь – это борьба за выживание. И смысл жизни заключается в том, чтобы побеждать в этой борьбе. Но, опять же: и победителей, и побеждённых – уравнивает та же смерть.

Имма покачала головой.

– Как это всё мрачно, безысходно! Стоит ли жить ради житейских благ? Нет, Элиезер, смысл жизни в другом. Жизнь дана для духовного подъёма человека на такую высоту, откуда все житейские условия кажутся ничтожными. Человек должен нравственно очиститься и подготовиться к принятию Святого Духа, и лишь тогда он получит воздаяние за все свои земные испытания. В этом состоит также и смысл смерти, ибо душа такого человека после смерти вознесётся на небо и пребудет там вечно. Как всё это просто и доступно каждому человеку, Элиезер! Как удивительно и прекрасно ощущать в себе близость Бога! – взволнованно воскликнула Имма, и на глазах её заблестели восторженные слёзы.

Для Элиезера, глубоко консервативного богослова, слова девушки были такой бессмыслицей, что он не удержался от возражений.

– Послушайте, Имма, – сказал он с мягкой ласковостью. – Как же такое может быть? Вы же знаете, что наша вера не имеет цели слияния с Богом и заключается в союзе, в завете Бога с нашим народом. А смерть вообще не имеет смысла. Сказано в Писании: «Живые знают, что умрут, а мёртвые ничего не знают, потому что в могиле, куда ты пойдёшь, нет ни работы, ни размышлений, ни знаний, ни мудрости. После смерти человек возвращается в землю, и в тот день исчезают все помыслы его»…

Элиезер не договорил, увидев откровенное огорчение на лице девушки. Он догадывался о её намерении обратить его в христианство, ибо слишком бесхитростны были расставляемые сети. И, чтобы успокоить Имму, молодой богослов решил слукавить.

– Впрочем, мне ещё многое непонятно в христианстве. Но учение Христа всё же меня привлекает, – он постарался произнести это с такой искренностью, что лицо Иммы просветлело.

Вскоре молодой паре предстояла разлука: Элиезер отправлялся в Рим в составе депутации учёных академии.

Решение об отправке депутации в Рим исходило от патриарха Гамлиэля, который заменил отошедшего от дел в академии старого мудреца Иоханана бен Заккаи. Патриарх руководил академией жёстко, пренебрегая любыми компромиссами и требуя от учёных создания самых суровых законов для соплеменников в изгнании. Война совершенно изменила Гамлиэля; прежде он слыл скромным, сдержанным человеком, но после падения Иудеи стал раздражителен, криклив и совершенно невыносим. Патриарх не мог смириться с тем, что на месте Храма теперь возвышается римский храм Юпитера, а на руинах Иерусалима уже планируется строительство римского города Элиа Капитолина.* Тревогу и озабоченность патриарха вызывали и гонения на исповедующих иудаизм, начавшиеся в римской империи. Необходимо было отправиться с миссией к римскому императору и попытаться обсудить вопросы мира, дарование евреям свободы богослужения и восстановление Храма.

Отправку депутации в Рим должен был утвердить Совет, все решения которого по заведённому правилу принимались большинством голосов.

Мнение членов Совета разбилось на два лагеря. Противники отправки депутации призывали к благоразумию и терпению ради сохранения Совета в Явне и выживания оставшихся в римской империи евреев. Приводя аргументы в пользу такого мнения, религиозный учёный Иехуда бар-Илохай сказал, что Рим всё же заботится о стране: строит мосты, дороги, рынки и бани. Но его гневно прервал молодой раввин Шимон бар-Иохай.

– Что вы говорите, уважаемый! Римляне строят мосты и дороги, чтобы взимать подати, а бани – чтобы таскать туда своих потаскух!

Против сторонников подчинения политике Рима иронично выступил раввин Акива бен Иосиф. Он привёл притчу о лисе, предложившей рыбе выйти на сушу, чтобы не попасть в сети рыбаку; на что рыба ответила: если бояться своей среды обитания, то во сто крат опасней выйти из неё – тогда уж наверняка погибнешь.

В конце концов, решение об отправке депутации в Рим всё-таки приняли. В её состав наряду с авторитетными раввинами и учёными был включён и Элиезер.

Через неделю депутация отправилась в путь.

В Риме царили антииудейские настроения. Искусные подстрекатели направляли толпы к насилию против евреев. Они распространяли несуразные вымыслы о евреях, о их Боге и религии, и простолюдины верили и действовали по указке подстрекателей.

Римский император с презрительным высокомерием отказался обсуждать вопрос о мире и отверг все просьбы депутации. Для Рима уже ничего не значило маленькое Иудейское государство, раздавленное римскими легионами.

Депутация возвращалась домой на зафрахтованной быстроходной биреме.

Судно вышло из порта с восходом солнца, когда висевший над морем туман уже редел, шевелился, цепляясь за мачты. Патриарх Гамлиэль стоял на палубе, угрюмо глядя на отдаляющийся берег. Когда берег скрылся из глаз, он повернулся к членам депутации, молчаливо грудившимся подле него на палубе, и мрачно сказал.

– Впрочем, другого результата я и не ожидал.

Словно дождавшись этой реплики, члены депутации возбуждённо заговорили.

– Чего ещё ждать! Надо снова поднимать восстание! – гневно воскликнул Ханания бен Терадион, молодой раввин, с твёрдым, волевым лицом.

Но ему возразил Иошуа бен Ханания, известный своим мастерством в спорах с иудео-христианами.

– Уважаемый, забудьте о восстании. Благо, что живыми возвращаемся из Рима. Не уподобляйтесь тому журавлю, который вытащил колючку из пасти льва и запросил награду, на что лев прорычал: «Ты можешь хвалиться, что засунул голову в пасть льва и остался жить».

– Я остаюсь при своём мнении! – упрямо сказал Иошуа бен Терадион.

(Позднее, за открытое неповиновение Риму и проповеди в общественных местах, Иошуа бен Терадион был сожжён на костре, обмотанный свитками Торы. Молодой раввин погиб, проявив великую силу духа; его жену приговорили к смерти, а дочь отдали в публичный дом).

Неудача депутации повергла в уныние всех учёных академии, подвигнув их к ещё более самоотверженной работе. «Придёт час, – утешались они, – когда взращённые на наших трудах потомки, воздадут должное язычникам, как поступали с ними наши праотцы во времена Есфири»…

 

После возвращения из Рима, патриарх Гамлиэль, будто с цепи сорвался, и учёные предпочитали лишний раз обходить его стороной. Но на диспутах, при обсуждении постановлений, касающихся повседневного быта евреев, общаться с патриархом приходилось поневоле.

На последнем диспуте патриарх излил своё раздражение на раввине Иошуа бен Ханании, который не согласился с предложенной патриархом датой праздника «Всепрощения». В Писании о празднике сказано: «В седьмый год делай прощение. Чтобы всякий заимодавец, давший взаймы ближнему своему, простил долг и не взыскивал бы долг с ближнего своего, или брата своего, ибо провозглашено прощение ради Господа». Патриарх предложил признать датой праздника исход последнего дня седьмого года, а Иошуа бен Ханания настаивал на первом дне седьмого года.

Разгневанный патриарх пренебрежительно взглянул на молодого раввина и с сарказмом сказал.

– Вы, молодой человек, кажется, ещё совсем недавно были учеником уважаемого Иоханана бен Заккаи. Не рано ли вы возомнили о своих способностях?

Возмущённые таким откровенным унижением своего коллеги, учёные шумно повскакивали со своих мест, гневно осуждая выходку патриарха и требуя его отставки с поста руководителя академии. Патриарх молча слушал нелестные замечания о себе, потом поднял руку, прося внимания. Когда шум утих, он сказал.

– Уважаемые коллеги, я признаю свою вину и прошу Иошуа бен Ханания простить меня. Но если для пользы нашего общего дела необходима моя отставка, я проголосую за неё вместе с вами.

Отставку патриарха Гамлиэля отложили.

Но спустя некоторое время, унижению подвергся другой учёный, не согласившийся с интерпретацией патриарха одного из религиозных вопросов. Затем возник новый конфликт с тем же Иошуа бен Ханания, который сделал расчёт начала новолуния, не совпавший с расчётом патриарха. И на этот раз учёные сместили патриарха Гамлиэля, избрав руководителем академии раввина Элиезера бен Азария. Гамлиэль же, по благородству своего характера, не затаил обиды и стал работать на равных с другими учёными (позднее он вновь возглавил академию).

 

 

 

ПРИМЕЧАНИЕ

 

* «Некоторое время Иерусалим оставался в руинах, среди которых ютились немногочисленные оставшиеся жители. Когда было подавлено еврейское восстание против римлян, вспыхнувшее в Александрии и распространившееся в 115-117 годах на другие города Египта, Киренаики и Ливии, на всех евреев империи обрушились кровавые репрессии, а на Храмовой горе в Иерусалиме было воздвигнуто языческое капище.

В 130 г. н. э. император Адриан (Публий Элия Адриан) приказал построить на развалинах Иерусалима римскую колонию и назвать её Элия Капитолина – в честь самого себя и Капитолийской триады римских богов (Юпитера, Юноны и Минервы). Храмовая гора стала местом поклонения Капитолийским богам, где для этой цели был возведён храм Трикамерон. Воникновение на месте Иерусалима римского города и осквернение священнейшего для евреев места стало одной из главных причин восстания Бар-Кохбы. В ходе этого кровопролитного восстания евреи овладели Иерусалимом и соорудили на месте разрушенного временный Храм. Иерусалим оставался в руках повстанцев почти три года (132-135г.г.). Летом 135 года римляне вновь захватили город, и после этого, декретом Адриана под страхом смертной казни был запрещён доступ в город всем, кто подвергся обрезанию». (Шкловская М. Лурье И. «Иерусалим. История и образ города»)






Умит Салиев. Программа Высшего Разума. Философский роман. Книга первая. ИЗБРАННИКИ. Глава 35.
Страница 38. <предыдущая> <следующая>








 

 


Рассылки Subscribe.Ru
Подписаться на NewLit.ru

 
 
 
 
 
  Интересные биографии знаменитых учёных, писателей, правителей и полководцев
 

 

Новости Авторы Проза Статьи Форум Карта
О проекте Цитаты Поэзия Интервью Галерея Разное
На Главную
  • При перепечатке ссылайтесь на NewLit.ru
  • Copyright © 2001 – 2006 "Новая Литература"
  • e-mail: NewLit@NewLit.ru
  • Рейтинг@Mail.ru
    Поиск