На Главную
Новости Авторы Проза Статьи Форум Карта
О проекте Цитаты Поэзия Интервью Галерея Разное

 


        Умит Салиев


        Программа Высшего Разума


        Философский роман. Книга первая. ИЗБРАННИКИ. Глава 31





Умит Салиев. Программа Высшего Разума. Философский роман. Книга первая. ИЗБРАННИКИ. Глава 31.
Страница 34. <предыдущая> <следующая>








Глава 31


С первых дней создания академии опекать её взялись почётные граждане Явне – старшина местной общины и два богатых купца. Эти почтенные, глубоко набожные, иудеи, готовые были пожертвовать всем для блага своей поруганной родины. Они безвозмездно отдали под академию просторный двухэтажный дом с обширной садовой территорией. После некоторого переоборудования дома, на первом этаже разместились жилые помещения для учёных, на втором – рабочие кабинеты. Поначалу этого было достаточно для собиравшихся понемногу в Явне сотрудников академии. Но со временем, когда только число членов Совета должно было состоять из 71-го человека (равное количеству членов Синедриона в Иерусалиме), с жильём могли возникнуть проблемы. И предусмотрительные опекуны заранее развернули ускоренное строительство небольших жилых домов. Когда весь коллектив академии собрался, наконец, в Явне, строительство завершилось, и жилищный вопрос был успешно решён.

Задача академии была намного сложней и обширней задачи левитов в Вавилонском плену. Согласно иудейским догматам, Тора* регулировала все без исключения отправления жизни еврея в постоянно изменяющихся условиях бытия и, следовательно, нуждаясь в постоянных дополнениях, Тора никогда не могла быть законченной. С изгнанием евреев из Иудеи такая нужда настала, и разработка новых дополнений к Торе возлегла на учёных академии в Явне.

Сложившиеся обстоятельства требовали совершенно иного, особого подхода, к созданию новых дополнений. Они должны были воздвигнуть совершенно непреодолимую стену между евреями и другими народами, чтобы исключить ассимиляцию евреев и поклонение чужим богам. Новые дополнения к Торе должны были представлять собой свод религиозных, нравственных и бытовых законов, приложимых к настоящему времени и основанных на толковании Святого Писания и Устных тайнах. Таково было происхождение Талмуда.

Как правило, нация, разгромленная так жестоко, как еврейская, непременно должна была погибнуть. Но еврейский народ не погиб, потому что Талмуд, который в течение 19 – ти столетий мог заставить повиноваться себе рассеянный по всей земле народ, обладал большой внутренней силой и являлся для большинства евреев наивысшим авторитетом.

Как показали будущие события, ассимиляции еврейской нации не произошло. И это свидетельствует о том, что создателям Талмуда удалось достигнуть гигантской цели. Талмуд надёжно изолировал избранный народ от других народов; евреи смогли сохранить свою полную обособленность, воспитанные в изоляции от остального человечества и подготовленные для выполнения предназначенной им Свыше миссии.

Центральной мыслью талмудических положений было внушить евреям своё отношение к чужим народам. Так, например, в Талмуде диктовалось:

– Неевреи не могут быть для евреев соседями. Еврей, продавший нееврею землю, граничащую с землёй другого еврея, подлежит отлучению.

– Нееврей не может допускаться свидетелем в уголовном или гражданском деле, так как его показания не заслуживают такого доверия, как показания еврея. Еврей, показывающий в нееврейском суде как единственный свидетель против другого еврея, – подлежит отлучению

– Желание сделать христианину добро – считается грехом.

– Запрещено еврею отдавать своего ребёнка в христианское учебное заведение, либо к мастеру-христианину, ибо христиане соблазнят его к злу.

– Еврей должен предохраняться от общественных сношений с христианами.

– Запрещается еврею усваивать образ жизни христианина; еврей должен прилагать все старания к тому, чтобы отличаться от христиан – в одежде, ношении волос, в домашнем обиходе. Но когда некоторые христианские сословия имеют одежду особенную, например, врачи, либо ремесленники, тогда и еврейскому врачу, либо ремесленнику дозволяется носить таковую одежду.

– Когда еврей женится на христианке, ему следует дать 33 удара и брак считать недействительным, а раввинский суд обязан такого еврея подвергнуть анафеме.

– Еврей совершает доброе дело, когда убивает еврея-вольнодумца и неверующего, который отрицает учение Израиля, равно как и тот, кто сделался христианином. Когда еврей может совершить такое убийство публично – да совершит он его.

 

История еврейства знает много эпизодов расправы с нарушителями законов Талмуда не только из среды простых евреев, но и известных личностей.

Великое отлучение было равнозначно смертному приговору, призывая на голову жертвы проклятия, перечисленные во Второзаконии. Эти проклятия принимались буквально и всерьёз. Проклятие произносилось учёным раввином, и вера в действенность его слов, в их неотвратимость была неколебимой. Иногда проклинали, не произнося ни слова, а лишь фиксируя на жертве пристальный взгляд. Неизбежным последствием этого взгляда были либо скоропостижная смерть, либо полное обнищание. Еврейская энциклопедия пишет о таком «дурном взгляде», что это древнее суеверие знали почти все расы, а среди неграмотных и дикарей оно живёт и поныне. Согласно этой же энциклопедии, такое проклятие было по иудейскому закону равносильно судебному наказанию, поскольку даже Библия является подчинённой Талмуду.

О смертоносном оружии отлучения красноречиво свидетельствует М. Л. Родкинсон, переводчик Талмуда на английский язык: «Легко понять как ужасна была месть талмудистского раввината обыкновенному смертному или же учёному, посмевшему высказать мнение, хоть в чём-то отличное от их собственного, или, например, нарушавшего закон Субботы применением носового платка, глотком нееврейского вина, что являлось, по их мнению, нарушением закона. Кто посмел бы воспротивиться их страшному оружию отлучения, превращавшему человека в загнанного волка, которого, как зачумленного, сторонились все остальные? Многих, испивших из этой горькой чаши, поглотила могила, другие же потеряли рассудок».

Такой участи подверглась судьба ряда выдающихся еврейских учёных. Так Моисей Маймонид, родившийся в 1135 году в Испании, в центре талмудизма Кордове, составитель знаменитого кодекса принципов иудаизма, имел смелость написать, что к неиудею нужно относиться, как к иудею, – и был отлучён; а на его могильном камне высекли слова: «Здесь лежит отлученный еврей».

Другим опасным критиком Талмуда был родившийся в Амстердаме в 1632 г. еврейский философ Барух Спиноза. Вот как описывается его «извержение из общины» амстердамским раввинатом.

«Наступил день извержения и огромная толпа собралась, чтобы присутствовать при этом мрачном обряде. Начали с того, что молча и торжественно зажгли установленное количество чёрных свечей и открыли Скинию Завета, в которой лежали книги Моисеева закона. Этим путём воображение верующих было подготовлено к восприятию ужаса в дальнейшем. Верховный раввин, друг и учитель, а теперь злейший враг осуждённого Спинозы, должен был привести в исполнение приговор. Он стоял, полный скорби, но непреклонный, а народ напряжённо смотрел на него. Вверху, на хорах, находился кантор, который пел громким и жалобным голосом слова проклятия. Время от времени в слова проклятия врывались пронзительные звуки трубы. Вдруг чёрные свечи перевернули и тающий воск их капля за каплей начал падать в большой сосуд, наполненный кровью» (Люис (Левес). История философии в биографиях).

После этого была прочитана окончательная формула проклятия:: «Именем Ангелов и Святых извергаем мы тебя, Борух Спиноза, проклинаем и изгоняем с согласия старейших и всей святой общины, пред лицом сих священных книг. Силою 613 заповедей, кои в них содержатся, проклинаем мы тебя проклятием Иисуса Навина, проклявшего Иерихон, проклятием, каковым Елисей проклинал детей своих, и всеми проклятиями, что написаны в законе. Да будешь ты проклят во дни и в нощи, во сне и во бдении, при входе и при выходе. Господь да не простит тебе! Да возгорятся против сего человека гнев и месть Господни и да ниспадут на него все проклятия, кои написаны в книге закона. Господь да истребит его имя под солнцем и да изгонит его изо всех колен Израилевых за его дерзость, всеми проклятиями неба, написанными в законе… Мы же приказываем, да никто не говорит с ним словами уст своих, ни словами писанными, да не будет ему никакой помощи, да не живёт никто с ним под одною кровлею, да не приблизится к нему ближе, нежели четыре шага, и да никто не читает что-либо им написанное». (Полок. «Жизнь Спинозы»).

Когда замолкли эти громовые слова, все свечи сразу окунули в кровь, раздался возглас благоговейного ужаса, и все присутствующие прокричали проклятие. В наступившем мраке все изрекли: аминь, аминь, подтверждая торжественное проклятие». (Профес. И. К. Хосмер. «Евреи»).

Спиноза был изгнан из Амстердама и подвергся преследованиям, угрожавшим ему смертью. В глубокой нужде, оставленный всеми, он умер в возрасте 44 лет, живя в христианском городе, вдали от талмудистского центра, но недостаточно далеко, чтобы избежать уготовленной ему гибели.

 

 

 

ПРИМЕЧАНИЕ

 

* Тора излагает законы и предписания, которые Бог дал евреям у горы Синай. Жизненную будничность законов и предписаний в Торе, отвечающих реалиям того времени, подтверждает начало списка законов в ней: «Если купишь раба-еврея, шесть лет пусть работает на тебя, а в седьмой год пусть выйдет на волю даром» («Шмот», 21:2). Это говорит о том, что народ Израиля получил Тору во времена, когда во всём мире было узаконено рабство. Бог не требовал у своих избранников отпустить на свободу своих рабов-евреев, ибо всё человечество должно было идти своим эволюционным путём и со временем само перерасти рабство. Но Тора ограничивала нахождение в рабстве еврея шестью годами, при этом, хозяин раба был обязан оказывать материальную помощь оставшимся на свободе членам семьи раба-еврея. Такое ограниченное рабство имело свою воспитательную роль: научить еврея, продавшего себя за деньги или за долги в рабство – правильному образу жизни.

Талмуд (что в переводе с иврита означает – образование), помимо всего, содержит в себе также сведения по медицине, географии, астрономии, что позволяло делать его единственной книгой для обучения в еврейских общинах.






Умит Салиев. Программа Высшего Разума. Философский роман. Книга первая. ИЗБРАННИКИ. Глава 31.
Страница 34. <предыдущая> <следующая>








 

 


Рассылки Subscribe.Ru
Подписаться на NewLit.ru

 
 
 
 
 
  Интересные биографии знаменитых учёных, писателей, правителей и полководцев
 

 

Новости Авторы Проза Статьи Форум Карта
О проекте Цитаты Поэзия Интервью Галерея Разное
На Главную
  • При перепечатке ссылайтесь на NewLit.ru
  • Copyright © 2001 – 2006 "Новая Литература"
  • e-mail: NewLit@NewLit.ru
  • Рейтинг@Mail.ru
    Поиск