На Главную
Новости Авторы Проза Статьи Форум Карта
О проекте Цитаты Поэзия Интервью Галерея Разное

 


        Умит Салиев


        Программа Высшего Разума


        Философский роман. Книга первая. ИЗБРАННИКИ. Глава 28





Умит Салиев. Программа Высшего Разума. Философский роман. Книга первая. ИЗБРАННИКИ. Глава 28.
Страница 31. <предыдущая> <следующая>








Глава 28


Между тем, история избранников Высшего Разума подошла к своему переломному этапу. «Очистился, как в щёлочи, народ сей, и отделилось от него всё свинцовое», – сказано в Библии. Пришло время рассеять его по всей земле в чужих народах для исполнения древних пророчеств: «И будет гора дома Господня поставлена во главу гор, и возвысится над холмами, и потекут к ней все народы. И пойдут многие народы, и скажут: придите, и взойдём на гору Господню, в дом Бога Иаковлева, и научит Он нас путям Своим, и будем ходить по стезям Его. Ибо от Сиона выйдет Закон, и слово Господне из Иерусалима. И будет Он судить народы, и перекуют мечи свои на орала, и копья свои на серпы, и не поднимет более народ на народ меча, и не будут более воевать»…

 

Тучи сгустились над Иудеей. Непримиримые противоречия с Римом крайне обострились. Стремление римской империи к стандартизированию и обезличиванию завоёванных провинций встречало в них сопротивление не только местной аристократии, утрачивавшей свои привилегии, но и простого народа, подвергавшегося тяжёлой эксплоатации. Иудея была одной из самых богатых римских провинций с развитой экономикой и сельским хозяйством. Но население страны страдало и от поборов в пользу Рима, и от притеснений своих местных правителей – князей из династии Ирода. Раздражало и политическое бесправие: власть римских наместников в Иудее была неограниченной, даже решения Синедриона, высшего иудейского правящего и судебного органа должны были утверждаться римским наместником.

Последней каплей, переполнившей чашу терпения, стало решение Рима о новом избирательном законе, по которому иудеи утрачивали власть над своей столицей Кесарией в пользу греко-римского населения.

В Кесарии начались беспорядки и кровавые столкновения иудеев с греками; были разбиты все статуи римских богов и императоров. Никогда не утихавшая в Иудее партизанская война против Рима, вспыхнула теперь с яростным ожесточением. Когда римский наместник Гессий Флор попытался жестоко подавить волнения, началось восстание. Римский гарнизон был уничтожен до последнего солдата. И тогда сирийский губернатор Цестий Галл, с двенадцатым римским легионом и восемью полками сирийской пехоты, двинулся на мятежников. Но сильное сопротивление иудейских повстанцев у Иерусалима, остановило его.

Разъярённый Рим решил стереть с лица земли Иерусалим и навсегда покончить с Иудеей. Такое решение отвечало и политике Рима, планировавшего продолжение завоеваний на Востоке. Иудея же, с её постоянными смутами, лежала на пути римских легионов, и элементарная осторожность требовала от римлян обезопасить себя от свернувшейся на дороге в клубок ядовитой, иудейской змеи. Помимо всего, Риму давно хотелось поставить на место гордых иудеев, всегда открыто выказывавших своё презрение к могущественной империи.

Римские легионы фельдмаршала Веспансиана вошли в Иудею и двинулись на Иерусалим. Подавляя по пути всякое сопротивление и беспощадно уничтожая повсюду повстанцев, римляне приблизились к Великому городу. Грозная армия, оснащённая мощными осадными машинами, таранами, камнемётами и катапультами, с боевыми знамёнами-орлами и огромными обозами, встала перед Иерусалимом. Взяв приступом внешнюю стену, римляне сравняли её с землёй. Затем овладели второй стеной. Но попытка взять третью стену, не увенчалась успехом. Тогда Веспансиан приказал возвести вокруг города блокадное ограждение, чтобы уморить защитников голодом и жаждой.

Власть в осаждённом Иерусалиме перешла к партии «Мстителей Израиля», простой народ восстал против своих богачей и аристократов. Были перебиты вожди умеренных партий и многие из партии «Подлинно правоверных» – все те, кто призывал народ к смирению и противился войне с Римом.

Иоханан бен Заккаи избегнул смертельной опасности: его ученики, объявив о смерти своего наставника, вынесли его в гробу из Иерусалима.

Старый мудрец ясно осознавал, что гибель Иудеи предрешена, и евреи будут изгнаны из страны. Необходимо было что-то предпринимать, чтобы сохранить нацию от растворения в чужих народах. Поразмыслив, он отправился в Кесарию к римскому фельдмаршалу Веспансиану.

Встретившись с римским полководцем, старый мудрец убедил его в необходимости продолжать учить людей любить Бога и соблюдать Его заповеди и добился у Веспансиана разрешения открыть небольшую богословскую академию в городке Явне, на побережье.

 

Около полудня, в середине июля 68 года, Иоханан бен Заккаи с молодыми богословами Иошуа бен Ханания и Элиезером бен Гирканом, повернули коней с караванной дороги и направились берегом моря к Явне.

На всём пути редкий человек встречался всадникам. Война нарушила нормальный ритм страны; купеческие караваны обходили теперь Иудею стороной, и дороги совершенно обезлюдели.

Осаждённый Иерусалим ещё сопротивлялся. Защитники города, задыхаясь в дыму пожаров, умирали от жажды и голода. Ежедневно сотни горожан, надеясь спасти жизнь, выходили из города. Но римляне не щадили никого. Вершины холмов и дороги вокруг обречённого Иерусалима обросли крестами с распятыми людьми, на которых густо чернело вороньё. Привлечённые запахом мертвечины к осаждённому городу собирались хищные звери – волки, гиены и даже львы и пантеры из Иордании и Галаада…

Молодые богословы, ехавшие чуть поотстав, о чём-то горячо заспорили. Остановив коня, старый мудрец обернулся к ним.

– Что же делать теперь, рабби? Неужели всё погибло? – взволнованно спросил Элиезер, подъехав к наставнику.

Иссечённое резкими морщинами лицо старого мудреца было спокойно.

– Нет, сын мой. Не погибло. Пока существует наш Закон и непоколебимая вера в богоизбранность нашего племени – мы живы. И, постоянно напоминая об этом народу нашему, мы спасёмся. Возмездие Бога Израиля постигнет римлян, как постигло оно Валтасара, царя Вавилонского, и других угнетателей наших! Молитесь, дети мои, и любите Бога своего.

Огромный багряный шар солнца исчез за морем. Зародившийся у линии горизонта вечерний сумрак густел и, зависая над морем, медленно двигался к берегу. Копыта лошадей звонко цокали по каменистой тропе, повторяющей изгибы морского берега. Остро пахло водорослями, выброшенными на берег неспокойным морем.

Несмотря на сгустившиеся сумерки, всадники продолжали путь. Молодые богословы с опаской поглядывали по сторонам: с началом войны в стране развелось множество разбойного люда.

Покачиваясь в седле, старый мудрец размышлял о задачах, которые придётся решать в Явне. Академия должна стать центром управления евреями в изгнании, куда бы не забросила их судьба. Необходимо будет объединить изгнанников под властью племенной идеи, чтобы они сохранили веру своих праотцов и свято верили в свою богоизбранность. Подобная задача уже стояла некогда перед священниками-левитами в Вавилонском плену, и древние пращуры успешно справились с ней. В Явне уже приглашены со всей страны десятки учёных богословов, законоучителей и раввинов, среди которых было немало известных, авторитетных личностей, таких как патриарх Гамлиэль, Акива бен Иосиф...

Его мысли прервал подъехавший Иошуа.

Рабби, вам надо отдохнуть, – заботливо сказал он. – Необходимо сделать остановку и дождаться утра.

Старый мудрец устало улыбнулся.

– Да, сын мой, отдохнуть действительно следует.

Съехав с тропы, они спустились к берегу моря. Молодые богословы помогли наставнику слезть с лошади, расстелили для него дорожный плащ на широком плоском камне. Пока они отвязывали притороченные к сёдлам роговые футляры с провизией, старый мудрец уснул, свернувшись на камне калачиком.

Встали с рассветом и сели за завтрак. Море до самого горизонта белело барашками. Стая чаек с пронзительным криком носилась над прибрежной полосой. Приметив одну из них с вислой, сломанной ногой, старый мудрец указал на неё.

– Вот взгляните: глупая, жадная птица. Она разбила ногу о прибрежные камни, пытаясь набить брюхо рыбой во время вчерашнего шторма. Запомните, дети мои: храните всегда здравомыслие и рассудительность, и нога ваша не споткнётся на пути вашем.

Элиезер вздохнул.

– Эта чайка похожа на нашу страну: римляне перебили нам ноги!

– Благо не голову! – нахмурил брови старый мудрец. – И поделом перебили. Не вступай на стезю гордыни и самомнений, не уподобляйся глупцам.

Завтрак закончили молча. Убрав оставшуюся провизию в роговой футляр, Иошуа приторочил его к седлу. Элиезер подвёл к старому мудрецу его лошадь, помог сесть в седло.

Выехав на тропу, путники продолжили путь.






Умит Салиев. Программа Высшего Разума. Философский роман. Книга первая. ИЗБРАННИКИ. Глава 28.
Страница 31. <предыдущая> <следующая>








 

 


Рассылки Subscribe.Ru
Подписаться на NewLit.ru

 
 
 
 
 
  Интересные биографии знаменитых учёных, писателей, правителей и полководцев
 

 

Новости Авторы Проза Статьи Форум Карта
О проекте Цитаты Поэзия Интервью Галерея Разное
На Главную
  • При перепечатке ссылайтесь на NewLit.ru
  • Copyright © 2001 – 2006 "Новая Литература"
  • e-mail: NewLit@NewLit.ru
  • Рейтинг@Mail.ru
    Поиск