На Главную
Новости Авторы Проза Статьи Форум Карта
О проекте Цитаты Поэзия Интервью Галерея Разное

 


        Умит Салиев


        Программа Высшего Разума


        Философский роман. Книга первая. ИЗБРАННИКИ. Глава 22





Умит Салиев. Программа Высшего Разума. Философский роман. Книга первая. ИЗБРАННИКИ. Глава 22.
Страница 25. <предыдущая> <следующая>








Глава 22


Пока Една накрывала стол и зажигала субботние свечи,* Иоханан бен Заккаи с молчаливым безучастием механически следил за её действиями. Он никогда не любил жену, но никогда не выказывал ей своей неприязни, ибо уважал Едну, как примерную жену и мать его детей.

Как всегда, по субботам, во всех еврейских домах шли одинаковые приготовления. Ибо сказано в Священном Писании: «Наблюдай день субботний, чтобы свято хранить его, как заповедал Господь твой: шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмый – суббота Господу, Богу твоему. Не делай в оный день никакого дела – ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни рабы твои, ни осёл и вол твои, – чтобы отдохнули все они, как и ты: и помни, что ты был рабом в земле Египетской, но Господь вывел тебя оттуда и потому повелел тебе соблюдать день субботний и свято хранить его».

Когда Една, наконец, управилась и села за стол, Иоханан бен Заккаи поднёс руки к бороде, негромко произнёс положенную молитву, пригубил чашу вина, разломил хлеб и, придвинув к себе куриный бульон с мучнистыми шариками, молча принялся за еду.

За долгую совместную жизнь Една привыкла к постоянной замкнутости мужа. Прежде это не так бросалось в глаза, ибо ей хватало хлопот по дому и забот с подрастающими двумя сыновьями. Но сейчас, когда сыновья давно переженились и оставили отчий дом, ей не с кем было даже перемолвиться словом.

Покончив с едой, Иоханан бен Заккаи ушёл в свой рабочий кабинет. Една понесла за ним грелку с горячими углями: в период зимних дождей в огромном доме было сыро и довольно прохладно.

Усевшись за стол, старый мудрец поставил ноги к горячим углям, кивком головы поблагодарил жену и углубился в работу. Прикрыв плотнее окна, за которыми шумел дождь, Една вышла, беззвучно закрыв за собой двери кабинета. Она давно смирилась с тем, что муж работает даже в субботние дни. Когда впервые после свадьбы он подобным образом осквернил субботу, Една с ужасом ожидала страшной кары на его голову и всю ночь в слезах и молитвах умоляла Господа простить мужа. Но всё повторилось и в другую субботу, и в последующие, но кары так и не последовало. Видно, Господь снисходил к мужу за что-то, что ведомо было лишь Ему одному.

Старый мудрец был выше предрассудков, будучи посвящён в древние свитки истинных знаний угасших великих цивилизаций. В этих свитках, лишённых всякого лукавства и неразумных, пустых умствований, присутствовали лишь истина, исследования разума и познание всего сокровенного – явного и тайного. Великой мудростью были пронизаны драгоценные свитки, ибо только мудрость знает давно прошедшее и угадывает будущее, знает тонкости слов и разрешение загадок, предузнаёт знамения и чудеса, и последствия лет и времён.

Всякий раз с благоговением и неутолимым любопытством вглядывался старый мудрец в разные почерки людей, запечатлевших в древних свитках тайны и знания, канувших в Лету времён. Кто были эти люди?.. Как они выглядели?.. Как сложилась их судьба?.. Увы, никто уже никогда не ответит на эти вопросы. Вряд ли выдалась им лёгкая доля в те давние, смутные времена. И сами свитки – свидетели многочисленных войн, дымных пепелищ, воплей и стонов, угоняемых в рабство людей – претерпели немало. Когда войска Навуходоносора осадили Иерусалим, свитки были надёжно укрыты под стенами Храма. Но, видно, пали в бою укрывшие их, ибо обнаружились свитки лишь после возвращения из Вавилонского плена, когда заново начали отстраивать стены вокруг города и разрушенный Храм…

Придвинув к себе архивные материалы, присланные секретарём-иудеем из библиотеки римского сената, старый мудрец продолжил работу над анализом бунтов и революций. Накануне он закончил исследование материалов о бунте Спартака, восстании Катилины** и аграрной революции Тиберия Гракха.*** Но прежде, чем придти к определённым выводам, необходимо было сгруппировать наиболее важные и опорные пункты этих социальных потрясений и сопоставить их с другими аналогичными фактами, происходившими уже в недавнем прошлом.

Авантюра Спартака была бунтом, не принявшим формы революции. Спартак не занимался социальными проблемами, да и не мог заниматься, ибо находился на слишком низкой для этого ступени. Весь его бунт – это инстинктивное желание жить, отчаянная попытка вырваться из гладиаторского ярма и пробраться со своими товарищами на родину в Галлию и во Фракию. Спартак не собирался освобождать римских рабов и не помышлял вводить в римском государстве никакого нового социального строя. Когда его армия выросла до семидесяти тысяч беглых рабов, девиз «бежать» сменился на «мстить» и «грабить». Внутренние несогласие и раздоры привели бунтовщиков к поражению.

Для восстания Катилины было характерно то, что заговору содействовали народные массы и патриции; предполагалось даже участие в заговоре Красса и Цезаря. Поднимая знамя восстания, Катилина считал современную ему олигархическую систему управления несовершенной и мечтал о возврате к эпохе чисто республиканского Рима. Катилина восстал в защиту своих идеалов. Причина его поражения была в его соратниках и приспешниках. Насколько сам Катилина руководствовался идеальными целями, настолько его сотоварищи руководствовались целями обратными. Он мечтал перестроить Рим, им же нужно было Рим ограбить; его задача была осчастливить народ, а они стремились обогатить себя.

Неудача постигла и Тиберия Гракха с его аграрной революцией. По окраске это была революция национальная. Фактически, сидевших на земле рабов, Гракх изгонял ради римских бедняков. Но он оказался перед неодолимыми затруднениями: как распознать, что подлежит отчуждению; откуда начать; как распределить и как справиться с саботажем собственников и жадным нетерпением пролетариата?..

Сопоставив все эти факты с известными ему другими переворотами, бунтами и смутами, старый мудрец стал записывать выводы в «Наставлениях» – своей многолетней работе над стратегией осуществления миссии своего племени. «Наставления» предназначались сугубо для пастырей народа Израиля и преподносились в форме беседы.

«Путешествуя по миру, – писал старый мудрец, – и повидав много стран, народные волнения и борьбу за свободу, я могу утверждать, что революция – это удавшийся бунт. Бунт же – есть неудавшаяся революция. Всякая революция есть ничто иное, как бунт против естества природы, попытки заставить её совершить неестественный для неё скачок. И плоды, слишком рано сорванные с дерева, всегда будут недозрелыми, и попытки сорвать их и воспользоваться ими – не принесут пользу ни дереву, ни сорвавшему плоды. Нельзя опережать колесо человеческой эволюции, которое медленно и неуклонно, неотвратимо и неизбежно, движется не по прямой, а по спирали, как записано праотцами человечества в древних свитках. Только то, что произрастает из самой жизни, – даёт цвет и плод, а всё остальное – так и останется пустоцветом и чертополохом.

Эпизоды истории человечества являются не более, как кругами на море от брошенного камня. Как бы не был велик камень, как ни сильна рука, его бросившая, как ни могучи вызванные камнём круги на воде – их мелкий, в сущности, ритм всегда и неизбежно побеждается несравненно более сильным, величественным и объективно спокойным ритмом моря. И никакой бунт человека, и даже всего человечества, как бы широк и безудержен он ни был, никогда не победит и даже не перебьёт на миг мудрого и величавого ритма Матери-Природы. И как ритм прибоя или прилива бесследно сглаживает все круги от брошенного камня, так неизбежная естественная реакция – неизбежно и естественно сменяют всякую революцию.

Вам необходимо знать сущность бунтов и революций. В нашей политике мы всегда будем опираться на народ, чтобы с помощью этой стихийной, могучей силы исполнить предназначение нашего племени: сломать непригодный для жилья человечества ветхий дом и построить другой – просторный, светлый, обустроенный. В этот дом мы поселим больное от рождения человечество и излечим его от порочных недугов. Так завещал нам Господь, Бог Израиля, на горе Синай, избрав наше племя не во благо нам, не в награду, – а для тяжёлой работы по исполнению Его замысла.

Для управления людьми надо знать их психологию. Знайте же: слабые созданы, чтобы их попирали сильные. Всё вокруг – безумие; миром правят алчность, ненависть и вожделение, ибо человек всегда остаётся человеком. Напрасны попытки исправить его войнами, моровыми болезнями и богами. Любые жестокие испытания ещё более ожесточают человека. Добро и Зло не имеют смысла – они не от Бога. Почему столько Зла и страданий в мире? Потому что Зло творят сами люди, несовершенные по своей природе, подвластные низменным инстинктам. Человек пребывает в состоянии варварства, ему не удалось ещё познать своё естество, и он не знает каким образом движется всё, чему он сам дал движение, или изъяснить действие тех пружин, которыми он располагает и пользуется.

Побывав во многих странах и повидав народные волнения, борьбу за свободу, взаимную резню сторонников постоянно сменяющихся властителей, распад и запустение государств, я могу вас заверить, что политическая свобода – пустой звук, ибо она устанавливается с помощью неразумной силы масс. Не желая существовать в угнетении и нищете, народы подобны вулкану, который стоит лишь пробудить, и он сметёт любую власть. Народные массы будут главным оружием в осуществлении нашей миссии. Не погрешив против истины, мы внушим простолюдинам, что они имеют неотъемлемые права на защиту от угнетения, на честь, состояние и право на свободу выбора своей судьбы. Этой идеей мы привлечём народы к смене власти в чужих государствах на послушных нам правителей. С их помощью мы будем содействовать падению изживших себя эпох и государств. Кто возразит против того, что всё отмирающее в истории, ставшее нежизнеспособным и загнивающим, должно кануть в небытие, и что в этом ему надо помочь, подтолкнув к пропасти, ибо процесс тления может тянуться годами и даже столетиями. Возможно, что в этом случае есть элемент жестокости в отношении гибнущего, но эта жестокость – во благо, а потому справедлива. Из вынужденной жестокости произойдёт добро – правильный ход человечества к его высшему духовному развитию.

Путь к осуществлению нашей миссии лежит через политическое и экономическое влияние на государства мира, и вам необходимо знать тайны мирового управления. Путеводной нитью в познании государственного устройства, политики и управления людьми служит история древних цивилизаций.

Понимание мировой истории недоступно людям. В непрерывном потоке времени события приходят и уходят. Но в мире ничто не происходит случайно. Всё свершается Божественным провидением, которое составляет тайный смысл сокровенного порядка всех планов творения. Философы древности проникали в тайны этого порядка, но не постигли Законов творения всего сущего. Они не ведали, что бытие всего сотворенного Божественным провидением подчинено Закону постоянного развития, что остановка в развитии – влечёт за собой гибель.

Древние цивилизации постигла общая участь: они возникали, росли, переживали расцвет, спад, а затем гибель. Причиной их гибели была остановка в развитии из-за незнания правильного выбора пути своего дальнейшего развития. Древним цивилизациям была недоступна истина нравственной морали, которая ведёт человечество к наивысшему развитию

Пример древних народов поучителен. Мы будем заблаговременно подготавливать человеческое общество к верному выбору пути своего дальнейшего развития, заранее внедряя в массы людей соответствующие идеи или создавая обстоятельства, которые принудят человеческое общество сделать шаги в нужном направлении.

Далее мы перейдём к познанию основ государственности.

Государство – это общество людей, возникшее ради их потребностей. Главной целью государства является создание и поддержание порядка, ибо порядок есть первая потребность человека в обществе. Законы в государстве представляют собой собирание и объединения чувств, желаний и представлений людей, вступающих между собой во взаимодействие. Законы общественности, гражданственности и политики исходят от власти и имеют направляющую силу разнообразных и противоположных чувств в одну сторону.

Для создания порядка необходимо, чтобы власть привела личные желания людей к подчинению общеобязательным нормам и придать порядку в государстве нравственный характер, сделав его орудием справедливости. Справедливость является главнейшей основной силой, ибо человек ищет её, и готов ей подчиниться.

Поскольку мы хотим познать государство как общественное объединение, которое даёт людям возможность жить в нём согласно их стремлениям, рассмотрим устройство некоторых государств древности и существующих сегодня. Рассмотрим из них следующие.

В древних свитках упоминается государство совершенного строя, которым управляли мудрейшие люди. Это государство процветало и было могущественным, но со временем в нём появились признаки упадка. Упадок начался с вырождением мудрейших правителей, которые утвердили частную собственность и обратили в рабов свободных земледельцев из третьего сословия. Так возник критско-спартанский тип государства, в котором власть принадлежала уже не мудрейшим, а господству сильнейших воинов. Причиной гибели государства стало ведение постоянных войн.

Аристократическое государство с патриархальными отношениями. Организация жизни господствующего класса в нём была построена по образцу военного лагеря; в государстве существовала общинная собственность; групповой брак. Таким было древнее государство Спарта.

Олигархические государства, которые появлялись в результате скопления богатств у частных лиц. Олигархическое государство было основано на имущественном цензе. Власть принадлежала немногим олигархам, которые не допускали к управлению бедняков. Олигархическое государство, раздираемое враждой богачей с бедняками, постоянно воевало само с собой. Победа бедняков приводила к образованию демократического государства – к власти народа. Общественные должности в демократическом государстве замещались по жребию, вследствие чего народ пользовался свободой сверх всякой меры, и в государстве повсюду царило своеволие и безначалие. Но чрезмерная свобода обращалась в чрезмерное рабство, ибо устанавливалась власть тираническая, которая держалась на вероломстве и насилии тирана-правителя с полным отсутствием в государстве добродетели.

Деспотическая монархия. Примером такого государства является Древнее царство Египта, в котором фараон был правителем и единственным владетелем земли в государстве. Высшие придворные должности занимали члены семьи фараона. Наиболее важные должности были наследственными, но находились под жёстким царским контролем. Чрезмерная централизация власти, непосильные для земледельцев налоги вызывали мятежные настроения среди знати и всеобщее недовольство населения. Правители провинций, бывшие прежде верными подданными фараона, стали проявлять значительную самостоятельность. После пяти веков величия, Древнее царство распалось В результате междуусобных войн между правителями областей, восстаний населения и постоянных набегов многочисленных завоевателей, Египет в конце концов превратился, как вам известно, в провинцию Римской империи.

От государств древности обратимся далее к нашему времени. Поскольку большинство государств мира являются сегодня римскими провинциями, мы исследуем государственный строй Римской империи.

Из исторической хроники известно, что в начале своего существования Рим был городом-государством и управлялся царём. Но после того как пятьсот лет назад Тарквиний Гордый был свергнут и главой города был избран Юний Брут, образовалась Римская республика. После падения царской власти и образования республики, патриции и плебеи стали вести между собой жестокую войну. Спор шёл о трёх вопросах – уравнение в политических правах, о долговой кабале и доступе к общинно-государственной земле. Поначалу плебеи добились образования самостоятельной организации плебейской общины, затем записи законов и уничтожения долгового рабства. Так плебеи и патриции уравнялись в правах и произошло слияние патрицианско-плебейской верхушки. Сложилась новая сословная структура римского общества: нобилетет, состоящий из сенаторского сословия и сословия всадников, а также сельские и городские плебеи. Все они были римскими гражданами в отличие от сословий рабов и вольноотпущенников.

В период республики Рим стал могучей державой. В ходе непрерывных войн оформилась структура римского войска, состоящего из народного ополчения. Служба в нём была не только обязанностью, но и честью Со временем армия превратилась в профессиональную.

Около двухсот лет назад начался период падения Римской республики, который проходил тремя этапами: реформа братьев Гракхов, диктатура Суллы и диктатура Юлия Цезаря. Этот период привёл к образованию Римской империи.

Причиной падения Римской республики была её внутренняя политика, которая характеризовалась ожесточенной борьбой оптиматов с движением Клодия, и обеих этих группировок с триумвирами. Борьба сенатской олигархии превратилась в вооружённое столкновении. Должности магистратов оказывались в руках тех, кто раздавал больше денег избирателям или пришёл на должность с помощью насилия. В Риме прокатилась волна политических процессов, вскрывших вопиющие злоупотребления. События того времени показали, что вся система выборности магистратов и деятельность народных собраний превратились в жестокую борьбу отдельных групп, в разгул самых диких страстей. Экономика республики оказалась в бедственном положении. Властная верхушка сосредоточила в своих руках огромные денежные капиталы, что привело к ещё большему расслоению общества на бедных и богатых. Именно в таких условиях начался распад Римской республики. Таким образом, ожно назвать следующие причины перехода от республики к империи:

Во-первых, рабство, которое представляло собой дешёвую рабочую силу и пагубно влияло на экономику. Во-вторых, непрерывные войны, принуждающие трудоспособных граждан постоянно отрываться от работы для участия в военных походах, что также пагубно сказывалось на экономике республики. Результатом стало полное исчезновение мелких крестьянских хозяйств к концу периода республики и распространению латифундий, ибо римская аристократия усиленно скупала крестьянские земли в огромных количествах. По мере того как земледелие теряло своё первенствующее значение в экономической жизни Рима, влияние денежного капитала неуклонно возрастало, накладывая на всё стремление к наживе. Всё золото в своей значительной части попадает в руки римской аристократии, образовывая колоссальные состояния. Резкое расслоение общества на бедных и богатых, крупных и мелких землевладельцев, увеличение класса пролетариев, живущих на подачках от республики и готовых следовать за любым полководцем или политическим деятелем, пообещавшим более лучшую жизнь – всё это свело на нет и республиканское равенство, и народовластие. Этим объясняется смена республиканской формы правления на монархическую, тем более приемлемую, что монархический элемент присутствовал в республиканской конституции Рима. К тому же успешные завоевательные превратили Рим из небольшого города-государства в столицу огромного государства, к управлению которым старая государственная форма полиса (города) была совершенно неприспособлена. В новых условиях оказалось невозможным устранять и далее от политической власти рабовладельческие классы в завоёванных Римом провинциях. Римская империя способствовала превращению рабовладельцев на всей её территории в господствующий класс, связанный единством коренных интересов. Так была создана прочная социальная база того политического режима, который мы с вами сегодня наблюдаем.

Все рассмотренные нами государства, исключая существующую пока Римскую империю, погибли из-за остановки в своём развитии. Однако это не есть свидетельство бессмысленности существования человеческой цивилизации, ибо человек – духовное, нравственное существо, постепенно обретающее опыт, ибо нуждается в идеальном мире своего существования.

Об идеальном государстве мечтали философы древности, но они ещё не доросли тогда до истинного понимания идеального государства. Их мечтательные построения подобного государства не принимали во внимание отдельную человеческую личность, не стояли в какой-либо связи с её нравственным уровнем, а напротив – стремились уничтожить и заменить эту личность мистической бесчувственностью целого.

Каким же должно быть истинно идеальное государство?

Такое государство может появиться лишь в отдалённейшем будущем, когда человечество достигнет высокого уровня развития. Но прежде чем говорить об устройстве и особенностях идеального государства, надо сказать о природной востребованности государственной организации людьми. Несовершенство человека и свобода во всей её неуправляемости – лежали в основании общественного быта и приводили к господству силы, неравенству людей, междуусобице и беспорядку. Такое положение создавало необходимость создания государства, ибо только в государстве может развиваться разумная свобода и нравственная личность, тогда как предоставленные самим себе без высшей сдерживающей власти оба эти начала саморазрушают себя. Государство же – есть высшая основа совместного бытия, высшее проявление народности в обществе, в котором верховная власть служит представительницей высшей общественной воли. Эта общественная воля подчиняет себе воли частные и устанавливает твёрдый порядок в обществе. Ограждая слабого от сильного, она даёт возможность развиться разумной свободе, уничтожая все преимущества случайные, она производит уравнение между людьми, оценивая заслуги, оказанные обществу, она возвышает внутреннее достоинство человека. Заставляя всех подданных уделять часть своих средств для общественной пользы, она содействует осуществлению всяческих человеческих целей, которые могут быть достигнуты только в общем бытие при взаимной помощи, и для которых существует гражданский союз.

Определённый порядок является первой потребностью людей в обществе. Человек, как бы он ни был груб и неразвит нравственно, ищет именно правды, чтобы ей подчиниться. Эту правду он ищет для своей личной жизни и для социальной, ибо это есть искание наиболее устойчивого существования человека. Правда – есть справедливость по отношению к человеку. Право – есть формула справедливости. Таким образом, все понятия о праве вытекают из того, как человек понимает правду, в чём видит высшую реальность, которой готов подчиниться.

Идеальным образцом государства является самодержавная монархия – монархический строй, который основан на тесном сближении монарха-самодержца с народом. Власть монарха возможна лишь при добровольном, искреннем волеизъявлении народа, достигшего высокого уровня духовного развития и объединённого идеальным нравственным принципом. Власть монарха опирается на сознание людей, которые видят в нём воплощение собственного миросозерцания. Повинуясь монарху, народ, в сущности, повинуется самому себе. Таким образом, монархическая власть основывается на сознательном и добровольном подчинении – отсюда надёжность и прочность монархической власти. Власть монарха – не право, а обязанность. На народ, связанный с монархом единством нравственного идеала, эта особенность распространяется в полной мере. В монархическом обществе право является необходимым условием выполнения обязанностей для народа и монарха. Верность людей монарху, которая исходит из основ монархического сознания и принятая добровольно – есть истинная правовая свобода.

Наследственные права монарха – пожизненные, они передаются по наследству, исключая этим любой заговор, преследующий цель овладение престолом. Монарх наделён всей властью в государстве, соединяя в себе законодательную, судебную и иполнительную власть, он не обязан отвечать за свои действия, ибо повинуется только законам, им самим утверждённым..

К участию в государственных делах привлекаются наиболее способные, подготовленные люди из образованного сословия, из которых образуются законодательные, судебные, исполнительные органы правительства. Государственные дела доверяются правительственным органам с условием строгой законности ведения дел и с законной ответственностью всех структур управления. К управлению привлекаются и общественные силы. Введение общественных сил в управление государством может иметь две основные формы: создание учреждений на почве общественного и сословно-классового управления, а также привлечение общественных представителей в общий круг государственного управления. Народное представительство в государстве – важная связка монарха с национальным духом и интересами народа.

Монархическая политика – есть применение общих законов политики в государственной жизни, направляемой монархической верховной властью. Верховная власть может держаться только на почве национальной религии, которая должна всеми силами благоприятствовать духовному развитию народа, приближая души людей к наивысшему человеческому идеалу. Отношение государства к религиозному канону должно быть в форме доброго союза, предусматривающего самостоятельность и независимость религиозных пастырей от власти государственной. Две неразрывные, равноправные власти, проявляющие единодушие закона и религиозного канона, исключат борьбу религиозных лидеров с государством и придадут верховной государственной власти ещё больший авторитет у народа.

Таким мне видится идеальное государство, существование которого может длиться до бесконечности. Именно к такому государству приведут человечество наши будущие потомки, исполнив до конца предназначение нашего племени».

 

Завершив запланированную тему, Иоханан бен Заккаи удивился тишине, воцарившейся в кабинете. Сообразив, что не слышно шума дождя, подошёл к окну и открыл его. Дождь закончился. В водостоках шумно бурлила вода, стекавшая с крыш. На улице появились прохожие. С террасы ближнего дома послышался девичий голос, запевший под аккомпанемент цитры мелодичную песню.

Содрогнувшись от уличной сырости, старый мудрец закрыл окно. Вернувшись к столу, подвинул ноги к грелке. Жар от горячих углей, поднимаясь от ног, разливался по всему телу; – было тепло, покойно, уютно. Он любил спокойные часы за работой в своём кабинете с привычной немудрёной обстановкой, самой большой ценностью которой были полки с рукописями в переплётах из пальмового волокна и древнейшие свитки в серебряном ларце. Самозабвенно отдаваясь работе, он забывал обо всём, и Едне всегда стоило много сил уговорить его спуститься в столовую пообедать.

Сквозь закрытое окно доносилась девичья песня, и он невольно прислушивался к её незатейливым словам. «О Иерушалаим, ты сердце моей родины, город моих надежд и любви», – пела девушка. Старый мудрец нахмурился. Скоро может остановиться это сердце… К этому всё идёт. Всё чаще слышны в Иудее безумные призывы к восстанию против могущественного Рима.

 

 

 

ПРИМЕЧАНИЕ

 

* Зажжённые субботние свечи несут в мир свет от Бога и Его заботу о благе всего человечества, которое Он даст людям через Свой избранный народ. Святость субботы является не только актом единения и духовного роста всего еврейского народа, но и интимным, глубоким контактом еврея с Богом, служением Ему, ибо избранность евреев – не заслуга, а обязанность служить Творцу.

** Луций Сергий Катилина (108 – 62 гг. до н. э.) – организатор заговора против консулов и римского сената (66 – 62 гг. до н. э.). Рассчитывая захватить власть с помощью народных масс, Катилина обещал добиться ликвидации долгов и наделения крестьян конфискованными у богачей землями. Это привело в движение широкие демократические массы. Заговор был раскрыт Цицероном. Катилина погиб в бою с войсками сената.

*** В 134 г. до н. э. Тиберий Гракх был ибран народным трибуном и внёс в народное собрание законопроект, в котором предлагал разбить на участки излишки государственной земли и раздать их беднейшим гражданам на правах наследственной и неотчуждаемой аренды. Крупные землевладельцы выступили в сенате против законопроекта. Тиберий провёл этот законопроект революционным путём через голову сената. Крупные землевладельцы оказали яростное сопротивление проведению закона в жизнь. Тиберий Гракх был убит. Дело Тиберия продолжил его брат Гай Гракх, который в 124 г. до н. э. был выбран народным трибуном. Он предложил ряд реформ, имевших целью организовать силы демократии. Для борьбы с сенатской партией, он внёс законопроект о предоставлении прав гражданства неполноправным италикам («союзникам» и некоторым другим). Это вызвало упорное сопротивление сената. Сенат и крупные собственники выставили против него народного трибуна Марка Ливия Друза Старшего, сумевшего ловкими маневрами внести раскол в народные массы, среди которых Гай Гракх пользовался большой популярностью. Исчерпав все средства мирной борьбы, Гай и его приверженцы с оружием в руках заняли Авентинский холм, но римское крестьянство отошло от движения, а италики не сумели поддержать его. Консул Луций Опимий штурмовал Авентин, Гай Гракх и три тысячи его сторонников были убиты.






Умит Салиев. Программа Высшего Разума. Философский роман. Книга первая. ИЗБРАННИКИ. Глава 22.
Страница 25. <предыдущая> <следующая>








 

 


Рассылки Subscribe.Ru
Подписаться на NewLit.ru

 
 
 
 
 
  Интересные биографии знаменитых учёных, писателей, правителей и полководцев
 

 

Новости Авторы Проза Статьи Форум Карта
О проекте Цитаты Поэзия Интервью Галерея Разное
На Главную
  • При перепечатке ссылайтесь на NewLit.ru
  • Copyright © 2001 – 2006 "Новая Литература"
  • e-mail: NewLit@NewLit.ru
  • Рейтинг@Mail.ru
    Поиск