На Главную
Новости Авторы Проза Статьи Форум Карта
О проекте Цитаты Поэзия Интервью Галерея Разное

 


        Умит Салиев


        Программа Высшего Разума


        Философский роман. Книга первая. ИЗБРАННИКИ. Глава 12





Умит Салиев. Программа Высшего Разума. Философский роман. Книга первая. ИЗБРАННИКИ. Глава 12.
Страница 15. <предыдущая> <следующая>








Глава 12


Шёл пятнадцатый год правления римского кесаря Тиверия.

Отношение Рима к иудеям и их религии было нескрываемо враждебным. Непостижимость иудейских, религиозных обрядов, непонимание их абстрактного законоучения и их невидимого таинственного Бога – вызывали у римлян неприязнь и подозрительную настороженность.

Глухо роптала Иудея под жестоким римским игом. Народ изнемогал от непомерных налогов и произвола римских наместников. Пытки, распятия на крестах, осквернение храмов были обычным делом. Иудеи страстно ожидали пришествия Помазанника, Мессию – чудесного Посланца Божия. Комментарии раввинов к Священному Писанию говорили: «Как прекрасен Он, Царь-Мессия, Посланец Божий, что восстанет из дома Иуды. Перепояшет Он чресла свои, и вступит в битву с врагами, и многие цари будут убиты». И все иудеи с нетерпением ожидали мстящего, воинствующего Мессию, который «сокрушит железным жезлом врагов племени Иуды, разобьёт их в черепки, как сосуд горшечника, и даст им царство мира сего, исполнив Закон их племени»*.

И вот пришёл Он, назвавший себя Мессией – но не воинствующий и мстящий, а смиренный проповедник любви, Иисус Христос. Он свёл весь закон Моисеев к двум заветам: «Люби Бога твоего всем сердцем твоим» и «Возлюби ближнего твоего, как самого себя». Эта проповедь не обещала материальных наград, а просто учила, что нравственное поведение, смирение, милосердие и праведность, старание жить по правде – благословенны сами по себе и будут вознаграждены на Небесах.

Иисус учил, что Царствие Божие близко, и спасутся те, кто последует его учению. Он проповедовал в синагогах Евангелие Царствия и творил чудеса, исцеляя болезни и немощь в людях. И все дивились: что это за учение о Царствии Божьем и прощении грехов, что Он и духами нечистыми повелевает, и они повинуются Ему?

И люди шли к Нему. И Он учил их. И жадно внимали простолюдины Его проповедям, и множество было уверовавших. И прошёл о Нём слух повсюду; и приводили к необычному проповеднику немощных, одержимых припадками, бесноватых, лунатиков и расслабленных, – и Иисус исцелял всех. Толпы людей из всей Иудеи и приморских мест Тирских, и Сидонских, следовали за ним, чтобы послушать его и исцелиться от недугов. И он учил их, говоря:

«Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.

Вы – соль земли. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах.

Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. Блаженны миротворцы, ибо будут наречены сынами Божиими.

Вы слышали, что сказано древними: «Не убивай, кто же убьёт, подлежит суду». А я говорю вам, что всякий, гневающийся на ближнего своего – подлежит суду; кто же скажет ему обидное слово – подлежит Верховному судилищу.

Вы слышали, что сказано: «око за око, и зуб за зуб». А я говорю вам: не противься злому. И кто ударит тебя в правую щёку твою – обрати к нему и другую. И кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку – отдай ему и верхнюю одежду. И кто принудит тебя идти с ним одно поприще – иди с ним два.

Вы слышали, что сказано: «Люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего». А я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас – и будете сынами Отца вашего Небесного. Ибо, если будете любить любящих вас – какая вам награда? И если приветствуете только братьев ваших – что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники?

Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют, и где воры подкапывают и крадут; но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют, и где воры не подкапывают, и не крадут. Ибо где сокровище ваше, – там будет и сердце ваше.

Не заботьтесь для души вашей, что вам есть и пить, ни для тела вашего во что одеться. Душа – не больше ли пищи, и тело – одежды? Взгляните на птиц небесных: они не сеют, ни жнут, не собирают в житницы; и отец наш Небесный питает их. Вы, не гораздо ли лучше их? И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут. Ищите же, прежде всего, Царства Божия и правды Его, и это всё приложится вам.

Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших, и научит так людей – тот малейшим наречётся в Царстве Небесном; а кто сотворит, и научит – тот великим наречётся в Царстве Небесном».

 

Объявившийся проповедник противопоставил своё учение всему, чему веками учили народ свой жрецы-левиты. Иисус Христос настраивал бедных людей против богатых, против привилегий и установленного порядка. И фарисеи,** фанатичные ревнители Закона Моисеева, увидев в нём опаснейшего противника, стали хулить ложного Мессию, учение которого было прямым вызовом Закону. Помимо того, Иисус усилил этот вызов, назвавшись Мессией – национальным освободителем, о котором говорили пророчества и что ожидали все от Мессии.

И фарисеи приняли вызов. Они старались уловить ересь из уст Иисуса, чтобы обвинить его и предать суду.

Однажды в проповеди Иисус сказал:

– «Не то, что входит в уста, оскверняет человека – но то, что выходит из уст, оскверняет его». Такими словами Иисус обличил ничтожность того, что связано с приготовлением кошерной пищи: убой скота, выцеживание крови, с негодностью для пищи того, что умирает само по себе. Строгому соблюдению этого ритуала, контролируемого постоянно фарисеями, придавалось первостепенное значение, ибо сказано Господом: «…Только плоти с душёю её, с кровью её, не ешьте. Я взыщу и вашу кровь, в которой жизнь ваша». И ученики Иисуса, приученные к кошерным традициям, не могли понять таких слов проповедника и попросили у него разъяснений. Иисус же ответил им словами, бывшими для фарисеев неслыханной ересью:

– «Разве не понимаете вы, что всё входящее в уста, проходит в чрево и извергается затем вон? А исходящее из уст – из сердца исходит, ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, лжесвидетельство, хула, – что оскверняет человека».

Такие слова проповедника были строго наказуемым нарушением Закона. И фарисеи решили нанести завершающий удар. Они подготовили особо хитроумные вопросы: «Позволительно ли давать подати кесарю или нет?» и второй вопрос: «Кто мой ближний?». За отрицательный ответ на первый вопрос Иисус мог быть наказан по законам Рима; неверный ответ на второй вопрос позволил бы фарисеям обвинить его перед римскими властями в нарушении их собственного Закона, потребовав за это наказания.

Но Иисус, видя ловушку, сказал фарисеям:

– Что искушаете меня, лицемеры? Отдавайте кесарево – кесарю, а Божие – Богу.

Потерпев неудачу, фарисеи ушли ни с чем.

Чтобы получить ответ на второй вопрос, они подослали законника, который, искушая Иисуса, спросил:

– Учитель! Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?

Иисус ответил:

– Возлюби Господа, Бога твоего всем сердцем твоим, и ближнего твоего, как самого себя.

– А кто мой ближний? – спросил законник. (Иисуса провоцировали заявить во всеуслышанье, что «язычники» тоже ближние и этим обвинить самого же себя в нарушении Закона, по которому ближними признавали только иудеев, а язычники были отверженными, причём самыми отверженными считались самаряне, даже прикосновение к которым считалось осквернением и считалось злейшим нарушением Закона).

Иисус ответил притчей:

«Некоторый человек шёл из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли. По случаю, один священник шёл тою дорогою и, увидев его, прошёл мимо. Самарянин же, проезжая мимо, нашёл на него и, увидев, сжалился. И подошед, перевязал ему раны, возливая на них масло и вино; и, посадив его на своего осла, привёз в гостиницу, и позаботился о нём».

Закончив притчу, Иисус спросил законника.

– Кто из этих троих был ближним пострадавшему от разбойников?

Законник не посмел произнести грязное имя «самарянин» и ушёл ни с чем.

И всё же, фарисеи нашли обвинения против Иисуса в таких преступлениях, которые карались смертью: по Закону Моисея проповедник был повинен в богохульстве, объявив себя Мессией, ибо согласно древнееврейским пророчествам, Мессия должен был быть потомком царя Давида; по законам же Рима – совершал измену, называя себя Царём Иудейским. Этого было достаточно, чтобы придать делу официальный порядок: утвердить обвинение в Синедрионе и передать дело Понтию Пилату, римскому правителю Иудеи.

И стали искать первосвященники – как бы схватить и погубить Иисуса Христа.

 

 

 

ПРИМЕЧАНИЕ

 

*

 

** В те времена в Иудее существовало несколько политических групп:

Саддукеи – консервативное духовенство и верхушка общества.

Фарисеи – богословы, приверженцы ортодоксальной традиции, которые отличались строгой набожностью и находились в оппозиции саддукеям.

Зелоты – призывавшие к восстанию против римского владычества и местной иудейской власти.






Умит Салиев. Программа Высшего Разума. Философский роман. Книга первая. ИЗБРАННИКИ. Глава 12.
Страница 15. <предыдущая> <следующая>








 

 


Рассылки Subscribe.Ru
Подписаться на NewLit.ru

 
 
 
 
 
  Интересные биографии знаменитых учёных, писателей, правителей и полководцев
 

 

Новости Авторы Проза Статьи Форум Карта
О проекте Цитаты Поэзия Интервью Галерея Разное
На Главную
  • При перепечатке ссылайтесь на NewLit.ru
  • Copyright © 2001 – 2006 "Новая Литература"
  • e-mail: NewLit@NewLit.ru
  • Рейтинг@Mail.ru
    Поиск