Умит Салиев. Программа Высшего Разума. Философский роман. Книга первая. ИЗБРАННИКИ. Глава 12.
Страница 15. <предыдущая> <следующая>
Глава 12
Шёл пятнадцатый год правления римского кесаря Тиверия.
Отношение Рима к иудеям и их религии было нескрываемо враждебным. Непостижимость иудейских, религиозных обрядов, непонимание их абстрактного законоучения и их невидимого таинственного Бога – вызывали у римлян неприязнь и подозрительную настороженность.
Глухо роптала Иудея под жестоким римским игом. Народ изнемогал от непомерных налогов и произвола римских наместников. Пытки, распятия на крестах, осквернение храмов были обычным делом. Иудеи страстно ожидали пришествия Помазанника, Мессию – чудесного Посланца Божия. Комментарии раввинов к Священному Писанию говорили: «Как прекрасен Он, Царь-Мессия, Посланец Божий, что восстанет из дома Иуды. Перепояшет Он чресла свои, и вступит в битву с врагами, и многие цари будут убиты». И все иудеи с нетерпением ожидали мстящего, воинствующего Мессию, который «сокрушит железным жезлом врагов племени Иуды, разобьёт их в черепки, как сосуд горшечника, и даст им царство мира сего, исполнив Закон их племени»*.
И вот пришёл Он, назвавший себя Мессией – но не воинствующий и мстящий, а смиренный проповедник любви, Иисус Христос. Он свёл весь закон Моисеев к двум заветам: «Люби Бога твоего всем сердцем твоим» и «Возлюби ближнего твоего, как самого себя». Эта проповедь не обещала материальных наград, а просто учила, что нравственное поведение, смирение, милосердие и праведность, старание жить по правде – благословенны сами по себе и будут вознаграждены на Небесах.
Иисус учил, что Царствие Божие близко, и спасутся те, кто последует его учению. Он проповедовал в синагогах Евангелие Царствия и творил чудеса, исцеляя болезни и немощь в людях. И все дивились: что это за учение о Царствии Божьем и прощении грехов, что Он и духами нечистыми повелевает, и они повинуются Ему?
И люди шли к Нему. И Он учил их. И жадно внимали простолюдины Его проповедям, и множество было уверовавших. И прошёл о Нём слух повсюду; и приводили к необычному проповеднику немощных, одержимых припадками, бесноватых, лунатиков и расслабленных, – и Иисус исцелял всех. Толпы людей из всей Иудеи и приморских мест Тирских, и Сидонских, следовали за ним, чтобы послушать его и исцелиться от недугов. И он учил их, говоря:
«Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.
Вы – соль земли. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах.
Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. Блаженны миротворцы, ибо будут наречены сынами Божиими.
Вы слышали, что сказано древними: «Не убивай, кто же убьёт, подлежит суду». А я говорю вам, что всякий, гневающийся на ближнего своего – подлежит суду; кто же скажет ему обидное слово – подлежит Верховному судилищу.
Вы слышали, что сказано: «око за око, и зуб за зуб». А я говорю вам: не противься злому. И кто ударит тебя в правую щёку твою – обрати к нему и другую. И кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку – отдай ему и верхнюю одежду. И кто принудит тебя идти с ним одно поприще – иди с ним два.
Вы слышали, что сказано: «Люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего». А я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас – и будете сынами Отца вашего Небесного. Ибо, если будете любить любящих вас – какая вам награда? И если приветствуете только братьев ваших – что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники?
Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют, и где воры подкапывают и крадут; но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют, и где воры не подкапывают, и не крадут. Ибо где сокровище ваше, – там будет и сердце ваше.
Не заботьтесь для души вашей, что вам есть и пить, ни для тела вашего во что одеться. Душа – не больше ли пищи, и тело – одежды? Взгляните на птиц небесных: они не сеют, ни жнут, не собирают в житницы; и отец наш Небесный питает их. Вы, не гораздо ли лучше их? И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут. Ищите же, прежде всего, Царства Божия и правды Его, и это всё приложится вам.
Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших, и научит так людей – тот малейшим наречётся в Царстве Небесном; а кто сотворит, и научит – тот великим наречётся в Царстве Небесном».
Объявившийся проповедник противопоставил своё учение всему, чему веками учили народ свой жрецы-левиты. Иисус Христос настраивал бедных людей против богатых, против привилегий и установленного порядка. И фарисеи,** фанатичные ревнители Закона Моисеева, увидев в нём опаснейшего противника, стали хулить ложного Мессию, учение которого было прямым вызовом Закону. Помимо того, Иисус усилил этот вызов, назвавшись Мессией – национальным освободителем, о котором говорили пророчества и что ожидали все от Мессии.
И фарисеи приняли вызов. Они старались уловить ересь из уст Иисуса, чтобы обвинить его и предать суду.
Однажды в проповеди Иисус сказал:
– «Не то, что входит в уста, оскверняет человека – но то, что выходит из уст, оскверняет его». Такими словами Иисус обличил ничтожность того, что связано с приготовлением кошерной пищи: убой скота, выцеживание крови, с негодностью для пищи того, что умирает само по себе. Строгому соблюдению этого ритуала, контролируемого постоянно фарисеями, придавалось первостепенное значение, ибо сказано Господом: «…Только плоти с душёю её, с кровью её, не ешьте. Я взыщу и вашу кровь, в которой жизнь ваша». И ученики Иисуса, приученные к кошерным традициям, не могли понять таких слов проповедника и попросили у него разъяснений. Иисус же ответил им словами, бывшими для фарисеев неслыханной ересью:
– «Разве не понимаете вы, что всё входящее в уста, проходит в чрево и извергается затем вон? А исходящее из уст – из сердца исходит, ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, лжесвидетельство, хула, – что оскверняет человека».
Такие слова проповедника были строго наказуемым нарушением Закона. И фарисеи решили нанести завершающий удар. Они подготовили особо хитроумные вопросы: «Позволительно ли давать подати кесарю или нет?» и второй вопрос: «Кто мой ближний?». За отрицательный ответ на первый вопрос Иисус мог быть наказан по законам Рима; неверный ответ на второй вопрос позволил бы фарисеям обвинить его перед римскими властями в нарушении их собственного Закона, потребовав за это наказания.
Но Иисус, видя ловушку, сказал фарисеям:
– Что искушаете меня, лицемеры? Отдавайте кесарево – кесарю, а Божие – Богу.
Потерпев неудачу, фарисеи ушли ни с чем.
Чтобы получить ответ на второй вопрос, они подослали законника, который, искушая Иисуса, спросил:
– Учитель! Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?
Иисус ответил:
– Возлюби Господа, Бога твоего всем сердцем твоим, и ближнего твоего, как самого себя.
– А кто мой ближний? – спросил законник. (Иисуса провоцировали заявить во всеуслышанье, что «язычники» тоже ближние и этим обвинить самого же себя в нарушении Закона, по которому ближними признавали только иудеев, а язычники были отверженными, причём самыми отверженными считались самаряне, даже прикосновение к которым считалось осквернением и считалось злейшим нарушением Закона).
Иисус ответил притчей:
«Некоторый человек шёл из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли. По случаю, один священник шёл тою дорогою и, увидев его, прошёл мимо. Самарянин же, проезжая мимо, нашёл на него и, увидев, сжалился. И подошед, перевязал ему раны, возливая на них масло и вино; и, посадив его на своего осла, привёз в гостиницу, и позаботился о нём».
Закончив притчу, Иисус спросил законника.
– Кто из этих троих был ближним пострадавшему от разбойников?
Законник не посмел произнести грязное имя «самарянин» и ушёл ни с чем.
И всё же, фарисеи нашли обвинения против Иисуса в таких преступлениях, которые карались смертью: по Закону Моисея проповедник был повинен в богохульстве, объявив себя Мессией, ибо согласно древнееврейским пророчествам, Мессия должен был быть потомком царя Давида; по законам же Рима – совершал измену, называя себя Царём Иудейским. Этого было достаточно, чтобы придать делу официальный порядок: утвердить обвинение в Синедрионе и передать дело Понтию Пилату, римскому правителю Иудеи.
И стали искать первосвященники – как бы схватить и погубить Иисуса Христа.
ПРИМЕЧАНИЕ
*
** В те времена в Иудее существовало несколько политических групп:
Саддукеи – консервативное духовенство и верхушка общества.
Фарисеи – богословы, приверженцы ортодоксальной традиции, которые отличались строгой набожностью и находились в оппозиции саддукеям.
Зелоты – призывавшие к восстанию против римского владычества и местной иудейской власти.
Умит Салиев. Программа Высшего Разума. Философский роман. Книга первая. ИЗБРАННИКИ. Глава 12.
Страница 15. <предыдущая> <следующая>