На Главную
Новости Авторы Проза Статьи Форум Карта
О проекте Цитаты Поэзия Интервью Галерея Разное

 


        Александр Поливанов


        Апельсиновая девушка. Рецензия на роман Ю. Гордера


        (Гордер Ю. Апельсиновая девушка / Пер. с норв. Л. Горлиной. - Спб.: Амфора, 2004. - 304 с.)


Все-таки странные люди, эти скандинавы - одни из них, как в "Сиянии" Тунстрёма, зачинают детей с первыми попавшимися девушками, чтобы президент подарил им крону и футбольный мяч на день рождения младенца, другие, как в романе "Апельсиновая девушка" Гордера, когда видят девушку своей мечты, не могут придумать ничего умнее, как сказать ей "Ты - белка".

 

Скандинавские же писатели (не менее странные, чем читатели - взять хотя бы Гарделя) очень любят следить за такими героями и дотошно описывать их внутренний мир своим спокойным ровным стилем, почти без сложных предложений. Этот внутренний мир строится по четким законам - герой Эрленда Лу пишет списки, а герой Гордера описывает каждого из членов семьи по одному и тому же принципу, по схеме. У этих героев частые нелады с основополагающими понятиями жизни - герой Лу "не дружит" со временем, а герой Гордера с пространством.

 

Если же отвлечься от литературных сравнений, то новый роман одного из самых переводимых на русский норвежцев Юстейна Гордера "Апельсиновая девушка" - это роман, написанный от лица довольно счастливого, живущего с матерью, отчимом и сестренкой, 15-летнего молодого человека, который неожиданно получает письмо от своего отца, умершего одиннадцать лет назад и которого он почти не помнит. "Апельсиновая девушка" - и есть это письмо, прерываемое и дополняемое мальчиком, но не потоком его сознания, а четким повествованием рассказчика, осознающего свое авторство книги. Тем самым "Апельсиновая девушка" - не просто роман, но и мгновенный его анализ сквозь призму юношеского взгляда и юношеских интересов, которые, кстати сказать, часто совпадают с интересами его отца. Представляется, что самому Гордеру было очень интересно писать роман, так как одновременно приходилось быть и читателем его от лица мальчика, и его писателем от лица отца, умершего в 1990-м.

 

Несмотря на эту сложность в построении "Апельсиновой девушки", сюжет романа чрезвычайно прост - девятнадцатилетний парень влюбляется в девушку, несущую в руках несколько килограммов апельсинов, она влюбляется в него, но хочет его испытать, испытание завершается успешно, они заводят ребенка, и все бы хорошо, но только отец заболевает и должен умереть. Это и заставляет его написать своему трехлетнему сыну письмо, письмо, которое он должен получить спустя несколько лет. Книгу можно было бы даже назвать посредственной, если бы не построение, если бы не особый скандинавский слог и умение писать о детях, и, наконец, если бы Гордер не смог из "Апельсиновой девушки" создать сказку. Сказку, потому что для Яна Улава его девушка напоминает то Белоснежку, то Золушку, потому что она превращается не просто в девушку с именем (о котором мы узнаем, кстати, только в завершающей части романа), а становится Апельсиновой девушкой, потому что сам впечатлительный герой осознает себя внутри большой сказки и действует сообразно ее законам, потому что, наконец, мальчик хочет назвать свой телескоп, который ему подарит отчим, именем отца...

 

Странные писатели эти скандинавы - одни из лучших по части сказок (вспомнить хотя бы Андерсена) и детской литературы, ставящей взрослые вопросы (начиная с Астрид Линдгрен), они пишут вот такие книги, как "Апельсиновая девушка" - трогательные, милые, легкие и... немного банальные.




23.02.2004






 

 


Рассылки Subscribe.Ru
Подписаться на NewLit.ru

 
 
 
 
 
  Интересные биографии знаменитых учёных, писателей, правителей и полководцев
 

 

Новости Авторы Проза Статьи Форум Карта
О проекте Цитаты Поэзия Интервью Галерея Разное
На Главную
  • При перепечатке ссылайтесь на NewLit.ru
  • Copyright © 2001 – 2006 "Новая Литература"
  • e-mail: NewLit@NewLit.ru
  • Рейтинг@Mail.ru
    Поиск