На Главную
Новости Авторы Проза Статьи Форум Карта
О проекте Цитаты Поэзия Интервью Галерея Разное

 


        Александр Либиэр


        По ту и эту стороны существования


        Эссе. Глава 7. Аксиолгический анализ феноменов жизни и смерти





Александр Либиэр. По ту и эту стороны существования. Эссе. Глава 7. Аксиолгический анализ феноменов жизни и смерти.
Страница 9. <предыдущая> <следующая>








Глава 7

Аксиолгический анализ феноменов жизни и смерти




«Только мертвые знают цену жизни»

 

      (Мусульманская поговорка).



Аксиология – это философская наука, изучающая ценности. Для нас важно теперь определиться с понятием ценности. Ценностью в нашем понимании является все то, что определяет качество существования всякого человека. Поэтому в зависимости от того, как тот или иной предмет (то или иное явление) определяет качество существования того или иного человека можно говорить о большей или меньшей ценности этого предмета (явления). Интересно, что в аксиологии нет единой теории ценностей. И связано это с тем, что сами ценности имеют весьма обширную типологию. Общепринятыми, на сегодняшний день, можно считать следующие статусы ценностного существования, в зависимости от которых строится та или иная типология ценностей. Различают необходимые и не необходимые ценности, положительные и отрицательные ценности, материальные и духовные ценности. В этой книге мы будем опираться на аксиологию, построенную на учении такой эзотерической традиции как Каббала и всех тех эзотерических традиций, которые выросли из учения Каббалы.

Необходимые ценности – это те, отсутствие которых неминуемым образом ведет к смерти человека, т.е. к уничтожению его физической жизни. Не необходимые ценности – все те, отсутствие которых не приводит к физической смерти человека.

Положительные ценности, в нашем понимании, – это те ценности, которые предустановленны Богом. Отрицательные ценности – это те, которые Богом не предустановленны, но допускаются Им к существованию.

Материальные ценности – это ценности, от которых зависит качество жизни нашего физического тела. Духовные ценности – все те, от которых зависит качество жизни нашего духа.

В зависимости от этих аспектов тот или иной предмет (или явление) может быть рассмотрен в трех основных аспектах своего существования – как необходимая или не необходимая ценность, как положительная или отрицательная ценность, как материальная или духовная ценность. В этой главе мы и займемся аксиологическим анализом существования таких явлений, как жизнь и смерть.



* * *


Жизнь не может быть абсурдной только по той причине, что существует смерть. Но смерть зачастую накладывает на жизнь того или иного человека печать абсурда. Я имею ввиду те многочисленные случаи смерти человека, которые вызваны не старостью, а кажущейся нелепостью и жестокостью сложившихся обстоятельств. По этому поводу какой-то мудрец сказал, что нет нелепости в том, что человек смертен: нелепо то, что человек смертен внезапно. Эта возможность внезапной смерти – есть отголосок временного существования абсурда, но не доказательство существования абсурдности человеческой жизни. Ведь то обстоятельство, что мы иногда являемся не в силах найти объяснение тому или иному явлению, свидетельствует вовсе не о том, что данное явление абсурдно само по себе, а о том, что мы на данный момент времени оказываемся не в силах объяснить истинный смысл данного явления. Всякий, кто пытается доказать абсурдность жизни человека вообще (т.е. не конкретного человека, а человека как представителя жизни на земле, как представители биологического вида), тот волей-неволей демонстрирует ученому миру свою интеллектуальную импотенцию. Абсурд не может проявить себя через сущность человеческой жизни вообще, но какой-нибудь отдельный человек может проявить через явление своего собственного существования абсурдность своей жизни. Связано это с тем, что самим Творцом предустановлен определенный смысл всякой человеческой жизни, достижение которого гарантировано каждому человеку, но некоторые люди склонны придавать своей жизни тот смысл, который они придумали сами. В этой связи печать абсурдности на их существовании будет лежать до тех пор, пока они не смогут найти тот смысл своей жизни, который извечно был предустановлен Творцом.

Смерть не может быть источником абсурда жизни хотя бы в силу той причины, что она очень часто выступает в роли главного обстоятельства, приведшего человека к поиску смысла жизни. Но из этого вовсе не следует вывода о том, что жить следует для того, чтобы умирать. Смерть не является смыслом жизни. Она является лишь указующим фактором того, что жизнь имеет смысл. Именно потому, что смерть является одним из источников поиска нами смысла жизни, мы вправе говорить, что смерть имеет ценность, т.е. то, что каким-то образом определяет качество самой нашей жизни.

Какова же ценность смерти? Ценность смерти имеет следующие аксиологические аспекты: смерть является отрицательной, материальной, не необходимой ценностью. Следовательно, ценность жизни будет иметь следующие аксиологические аспекты: жизнь является положительной, духовной и необходимой ценностью. Почему это так – нам предстоит разобраться.



* * *


Смерть является отрицательной ценностью, потому что существование смерти не предустановленно Богом, но допускаемо Им. Даже смерть микроба, живущего в моем физическом теле и мешающего ему жить, не будет являться для меня положительной ценностью, несмотря на то, что смерть микроба влечет оздоровление моего тела. Самим Творцом было допущено существование этого микроба, жизнь которого расценивается нами как никчемная и паразитическая, но Творцом предустановлен иной смысл жизни этого паразита. Выздоровление моего физического тела, произошедшего по причине смерти микроба, убитого мною, не может быть благом для меня, т.к. не может существовать добра происшедшего из зла. Благом для меня было бы выздоровление организма, происшедшего не за счет убийства микроба, а за счет укрепления своих собственных внутренних сил организма. И если бы это укрепление повлекло за собой смерть микроба, то это означало бы, что Творцу угодно мое существование на земле, а не существование этого микроба. Иными словами, Бог предпочел мое существование, а не существование микроба в моем теле и это предпочтение повлекло смерть микроба. Из подобного рода размышлений, следует вывод о том, что вся медицина, построенная на методе оздоровления организма за счет убийства другого организма, не имеет право на существование в глазах Творца.

В отличие от смерти, смыслом существования жизни никогда не являлось уничтожение своего антипода, т.е. смерти. Это связано с тем, что согласно Торе и другим священным текстам, на земле было время, когда смерти не было. Поэтому у жизни не могло иметься смысла в противостоянии и уничтожении смерти, т.к. смерти не было. Даже тогда, когда смерть появилась на земле, смысл жизни не изменился. Предназначением всего живого, согласно таким эзотерическим традициям, как Каббала, йога и суфизм, было пребывание в абсолютной полноте бытия, что характеризовалось абсолютной слиянностью твари со своим Творцом. Жизнь сама по себе является положительной ценностью, т.к. все живое произошло от Творца, а, следовательно, имеет смысл своего существования – смысл, предустановленный самим Творцом нашего мира, для всякой живой твари в этом мире. Поэтому, даже тогда, когда моя собственная жизнь, переполненная злом, окружающим меня и направленным на подавление и устранение существования меня самого, и кажущаяся мне кромешным адом, – даже в этом случае моя жизнь, как и жизнь всего окружающего меня, будет иметь положительную ценность. Всякая жизнь, будь это жизнь палача или жизнь жертвы этого палача, будет иметь положительную ценность всегда и везде на нашей земле, потому что так предустановленно Творцом этих жизней. Но вот в зависимости оттого, что субъект жизни творит со своей жизнью, Творец взыщет с каждой твари в соответствии с ее собственной жизнью.

Смерть является также материальной ценностью, т.к. ее существование затрагивает лишь качество жизни самых грубых тел человека – физического, эфирного, астрального и ментального. Сама физиология смерти, как мы это узнаем в последующих главах, связана с деятельностью гена смерти, работающего на физическом уровне и приводящего каждое живое физическое тело к такому физиологическому процессу, как старение.

Жизнь, в отличие от смерти, является духовной ценностью, т.к. сам феномен жизни есть не что иное, как функция духа. Эта функция определяет существование как нашего физического, так и тонких тел. Прекращение действия этой функции в том или ином энергетическом теле человека проводит к структурному распаду этого тела и его смерти.

Смерть, наконец, является не необходимой ценностью для человека, т.к. само ее отсутствие в мире, означало бы вечность человеческой жизни на всех энергетических уровнях существования. Ведь по некоторым источникам известно, что в истории нашего мира было время, когда смерти не было: «Бог не сотворил смерти и не радуется погибели живущих, ибо Он создал все для бытия и все в мире спасительно, и нет пагубного яда, нет и царства ада на земле»; «Бог создал человека для нетления и сделал его образом вечного бытия Своего; но завистью диавола вошла в мир смерть, и испытывают ее принадлежащие к делу его»;9 «Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили».10 И если верить библейским пророчествам, то наш мир ожидает время, когда смерти снова не станет: «Поглощена будет смерть навеки, и отрет Господь Бог слезы со всех лиц, и снимет поношение с народа Своего по всей земле; ибо так говорит Господь»;11 «Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся; ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему – облечься в бессмертие. Когда же тленное сие облечется в нетление и смертное сие облечется в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: “поглощена смерть победою”»;12 «И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их; и отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет; ибо прежнее прошло».13

Жизнь, в отличие от смерти, является необходимой ценностью для человека. Ведь без феномена жизни на земле не было бы возможности для существования самого человека.



* * *


Ницше любил доказывать, что жизнь вообще не может иметь никакой ценности, т.к. человек, являясь всего лишь отдельным представителем жизни, мельчайшей частицей в огромном и стремительном потоке ее течения, поступает заведомо неправомерно, пытаясь дать ей какую- либо ценностную характеристику. Это жизнь, по мнению Ницше, дает каждому отдельному представителю ее бытия, начиная от простейших и заканчивая человеком, ту или иную ценностную характеристику, а не они ей, т.к. жизнь выступает по отношению к ним как целое, они же по отношению к жизни – как отдельные ее частицы. Думаю, что Ницше был бы прав, если бы мы достоверно знали, что именно жизнь является Высшим Торцом нашего мира и полновластным его Хозяином. Ницше был атеистом и поэтому никогда не признавал жизни как функцию Бога. Если для великого немецкого писателя отправной точкой его философствования являлась категория жизни, то для нас такой точкой является категория Бога. Можно было бы согласиться с Ницше, если в его аргументации вместо категории «жизнь» поставить категорию «Бог». Категория жизни, в нашем понимании, является производной из категории Бога, потому что не Бог является функцией жизни, а жизнь является функцией Бога. Поэтому аргумент Ницше может считаться обоснованным лишь для атеиста, но никак не для верующего человека.

Итак, мы выяснили, что как жизнь, так и смерть имеют ценностное выражение. Но понятие ценности не стоит путать с понятием цены. «Цена» есть термин экономический, в отличие от «ценности», являющейся аксиологическим термином. Цена есть определение стоимости того или иного продукта, выраженного в каком-либо (чаще денежном) материальном эквиваленте. Если стоимость какого-либо товара отражает реальные затраты производителя, связанные с производством данного товара, то цена отражает спрос потребителя данного товара, т.е. те материальные затраты, которые потребитель готов сделать, чтобы приобрести товар.

Но можно ли считать товаром такие феномены, как жизнь и смерть? С определенной долей условности, люди все же склонны рассматривать жизнь и смерть как товар. Поэтому для нас становится необходимостью выяснить истинных производителей этих «товаров», чтобы смочь определить их реальную стоимость и установить ту цену, которую мы готовы заплатить за эти товары.

Жизнь, как мы выяснили выше, является функцией Бога, т.е. одной из главных форм существования нашего Творца. В этой связи, становится невозможным определение реальной стоимости жизни, т.к. нельзя определить стоимость того, что существует по причине себя самого и является главной причиной существования нас самих. Нельзя определить то что, неопределимо. Но мы способны назначить определенную цену жизни. Установление этой цены будет отражать наше отношение к Творцу (точнее, к одной из Его функций, именуемой жизнью), выраженное в материальном эквиваленте. Цена жизни, которую мы ей назначим, будет ответом на вопрос: «что мы готовы отдать, чтобы обладать жизнью?» И цена эта будет разной, в зависимости от духовного развития человека. Для нас же важно определить свою цену жизни. За себя скажу, что я не в состоянии выразить эту цену в каком-либо материальном эквиваленте, потому что считаю, что все блага мира не стоят того, сколько стоит одна человеческая жизнь, независимо от того, кому она принадлежит. Для определения же цены чьей-либо человеческой жизни посредством чьей-то другой человеческой жизни у меня нет оснований, т.к. я не являюсь собственником чьей-либо жизни, кроме как своей. И не смотря на то, что я сам являюсь собственником своей собственной жизни, я также не могу назначить ей цену, т.к. понимаю, что не я являюсь ее «производителем». Я являюсь ее собственником постольку, поскольку обладаю ей. Жизнь дана мне Богом в дар. И если я не буду ценить и охранять этот дар Бога, то могу его потерять. Ведь жизнь – это особый дар, без существования которого немыслимо наше собственное существование. Для меня жизнь всякого человека бесценна, т.к. ее «производителем» является Бог. Я не могу назначить ей цену, потому что знаю реальную стоимость этой жизни, установленную Всевышним Творцом. Я не могу этого сделать, потому что у меня нет для этого основания. Если бы я был равносущным своему Творцу, то у меня имелись бы для этого основания, потому что я имел бы то, что имеет Бог. Но я бесконечно беднее его (беднее как в духовном, так и в материальном отношениях) и поэтому не могу сделать то, что я сделать не могу. Но я знаю также, какую стоимость моей собственной жизни назначил мой Творец. Эта стоимость моей жизни такая же, как и стоимость жизни любого другого человека. Стоимость эта выражается безмерной любовью Бога к каждому человеку, доказательством которой явилась крестная смерть Его Сына («Но Бог свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками» (Рим. 5:8)).

Что же я могу отдать Богу, чтобы заплатить реальную цену моей жизни, и пользоваться «продуктом», именуемым жизнью? Ведь если стоимость моей жизни – любовь Божья ко мне, то все, что бы я ни отдал Богу, будет явно меньше реальной стоимости моей жизни. Я понимаю, что какую бы цену я не заплатил за свою жизнь, цена эта будет бесконечно меньше реальной стоимости моей жизни. Но я знаю также, что это обстоятельство совсем не важно для Бога, ибо он готов получить от человека меньше, чем дать ему. И я знаю, что та цена, которую он ждет, чтобы назначил своей жизни каждый человек, выражается в любви человека к Богу. Ибо сам Бог через своего истинного пророка Моисея говорит нам следующее: «С избытком даст тебе Господь, Бог твой, успех во всяком деле рук твоих, в плоде чрева твоего, в плоде скота твоего, в плоде земли твоей: ибо снова радоваться будет Господь о тебе, благодетельствуя тебе, как он радовался об отцах твоих, если будешь слушать гласа Господа, Бога твоего, соблюдая заповеди Его и постановления Его, написанные в сей книге закона, и если обратишься к Господу, Богу твоему, всем сердцем твоим и всею душею твоею. Ибо заповедь сия, которую я заповедую тебе сегодня, не недоступна для тебя и не далека; она не на небе, чтобы можно было говорить: «кто взошел бы для нас на небо, и принес бы ее нам, и дал бы нам услышать ее, и мы исполнили бы ее?» И не за морем она, чтобы можно было говорить: «кто сходил бы для нас за море, и принес бы ее нам, и дал бы нам услышать ее, и мы исполнили бы ее?» Но весьма близко к тебе слово сие; оно в устах твоих и в сердце твоем, чтоб исполнять его. Вот, я сегодня предложил тебе жизнь и добро, смерть и зло, я, который заповедую тебе сегодня – любить Господа, Бога твоего, ходить по путям Его, и исполнять заповеди Его и постановления Его и законы Его: и будешь ты жить и размножишься, и благословит тебя Господь, Бог твой, на земле, в которую ты идешь, чтоб овладеть ею» (Втор.30:9-16).

Итак, истинная цена нашей жизни – наша любовь к Богу. Потому что именно любовь к Богу есть путь, по которому душа человека возвращается в свою истинную обитель – Царствие Небесное и достигает спасения от власти сансары. Кто не знает этого, тот не знает истинной цены своей жизни. Но его душа узнает эту цену после смерти физического тела, потому что ей предстоит пройти некоторый путь, который на Востоке принято называть путешествием бардовы (т.е. путешествием развоплощенного духа). В ходе этого путешествия определяется дальнейшая судьба человеческой души. Это – либо слияние с мировым «Я» и разрыв власти сансары, либо обретение нового физического тела и возвращение в наш мир для дальнейшего духовного роста. Мертвые знают цену жизни потому, что в состоянии бардо их душа узнает о своем небесном вознаграждении за свою земную жизнь.

В свете изложенных выше размышлений, становится понятным, какую цену может заплатить человек, чтобы обрести смерть. Цена эта не столь высока и измеряется она очень просто – несоблюдением человеком тех заповедей и установлений, которые поставлены перед ним самим Творцом. На языке экзотерики это называется грехом. Иными словами, грех и есть та цена, которую человек платит за свою смерть. «Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили» (Рим.5:12). «Ибо возмездие за грех – смерть, а дар Божий – жизнь вечная во Христе Иисусе» (Рим. 6:23).






Александр Либиэр. По ту и эту стороны существования. Эссе. Глава 7. Аксиолгический анализ феноменов жизни и смерти.
Страница 9. <предыдущая> <следующая>








 

 


Рассылки Subscribe.Ru
Подписаться на NewLit.ru

 
 
 
 
 
  Интересные биографии знаменитых учёных, писателей, правителей и полководцев
 

 

Новости Авторы Проза Статьи Форум Карта
О проекте Цитаты Поэзия Интервью Галерея Разное
На Главную
  • При перепечатке ссылайтесь на NewLit.ru
  • Copyright © 2001 – 2006 "Новая Литература"
  • e-mail: NewLit@NewLit.ru
  • Рейтинг@Mail.ru
    Поиск