На Главную
Новости Авторы Проза Статьи Форум Карта
О проекте Цитаты Поэзия Интервью Галерея Разное

 


        Умберто Эко


        Картезий Розовый Крест (последователь Дэна Брауна)


       


перевод с итальянского Григория Климешова

 

 

 

 

 

Умберто Эко

Вот вам типичный пример любителей порассуждать о случайных совпадениях, чтобы выудить деньги из дураков. В стиле «Кода да Винчи»

 

 

Есть у меня приятель из газеты «Опус Дэи», с которым я время от времени обмениваюсь мыслями, но это не означает, что я тоже из «Opus Dei». Есть у меня приятель-масон, но это не означает, что и я масон. У меня много друзей-евреев, но, к несчастью, я не еврей. Среди моих друзей есть и «голубые», но, к сожалению, я гетеросексуал и (как они говорят) я не знаю, что я потерял. Любопытство, профессия, симпатия могут вызвать разного рода контакты, не означающие спаривание.

Картезий Что и случилось с Картэзием. Его биограф Бэйе сообщает нам, что, когда появились манифесты Розакроче (Розовый Крест), он любой ценой пытался войти в контакт с тем, кто обещал раздобыть секретные учения. В то время магия или алхимия и естественные науки, оккультизм и физика развивались параллельно, и образованному человеку не возбранялось интересоваться всем. Ньютон, отец современной науки, одной ногой стоял в своих уравнениях, а другой – в кабалистических рассуждениях.

Поэтому ничего экстраординарного не было бы, если бы Картэзий, после того, как в 1614 году в Германии появились манифесты Розакроче, стал бы искать контакт с кем-нибудь. От его биографа мы знаем, что после его возвращения в Париж все говорили, что он и стал Розовым Крестом, история ему не нравилась, и, поскольку манифесты считались невидимыми, изредка его можно было видеть везде, особенно в театре, потому что если бы он был видим, это означало бы, что он не был Розакроче.

Картэзий не мог обнаружить манифесты Розового Креста, так как их не существовало. Нет, манифесты Розового Креста существуют, но предполагаемые авторы или отреклись от авторства, или заявили о том, что создали их в шутку. Тем не менее, эти манифесты выражали напряжённость в отношении вселенского согласия и преодоление эпохальных религиозных конфликтов, и многие выдающиеся личности пытались войти в контакт с авторами, порождая огромное множество литературных трудов по Розовому Кресту, в которых каждый говорил, что никогда не видел манифестов. Понятно, что потом будет появляться бесчисленное количество подобий братств Розового Креста: учитывая, что самих братств не было, каждое из лжебратств могло заявлять о себе, как единственно подлинное, без страха быть опровергнутым. В любом случае, все были уверены, что они существовали, о чём блестяще свидетельствует аргументация одного Neuhaus (1623): «В качестве доказательства того же самого факта, что они меняются, берут ненастоящие имена и скрывают свой возраст и что, по их же признанию, они приходят тайно, не кажется ли вам логичным, чтобы можно было бы отрицать факт необходимости их существования».

А потому сложно сказать, встречался ли Картэзий с кем-то, кто говорил, что видел манифесты Розового Креста, даже если предположить, что он прочитал много разных публикаций, развенчивающих манифесты, и что отчасти это на него повлияло. Но после романа «Код да Винчи» людям нужны раскрытые тайны, и чтобы раскрыть их, люди больше зарабатывают. Вот поэтому один математик вроде Amir Aczel (уже автор книги о «Загадке Фермата») опубликовал недавно «Потайную записную книжку Картэзия» (издательство «Мондадори», 17,50 евро), в которой, помимо многочисленных и достоверных сведений о математических открытиях и жизни философа, хочет показать, что Картэзий был Розовым Крестом. Доказательств никаких, но достаточно пустить в глаза наивному читателю несколько любопытных совпадений – и дело сделано.

У Картэзия были контакты с математиком и мистиком Feulhauer: «Вот вам и доказательства того, что Картэзий хотя бы обменялся мыслями с Обществами Розового Креста». Допустить, что Feulhauer принадлежал к Обществу Розового Креста, - всё равно, что сказать, что Иоанн Павел II имел контакты с теологами-протестантами и, значит, сам был протестантом. Лейбниц (и это действительно так) находит записки Картэзия о кубе (6 граней), восьмиграннике (6 вершин) и тетраэдре (6 рёбер). 6 раз по 3 дают 666 – апокалиптическое число зверя. Значит, Картэзий искал скрытую власть Обществ Розового Креста (замечу, что 3 х 6 = 18 и было вполне естественно, чтобы Картэзий интересовался геометрией).

По свидетельству Бэйе, Картэзий видит 3 любопытных сна, вдохновляющих его труд. Если я вижу сны, мне может присниться то, что я увидел в фантастическом фильме, и нет ничего странного в том, что Картезию снились образы, которыми изобиловала литература того времени. Кеплер проявлял интерес к оккультным наукам (возможно, к той эпохе), его ученик Бюрги принадлежал к Обществу Розового Креста (что не доказано) и изобрёл циркуль сокращения, подобный тому, что выдумал Картэзий. Вот вам доказательство связи между Картэзием и Обществами Розового Креста. К несчастью, остаётся без внимания и тот факт, что Azel сказал как-то, что циркуль нужен был Картэзию для решения проблемы трисекции угла и что циркуль Бюрги был всего лишь вариантом циркуля Галилея. Тот тоже был Розовым Крестом?

Помимо всего прочего, Aczel, основывающийся на сомнительную библиографию, говорит, что оригиналы манифестов Розового Креста существуют и сегодня, что навряд ли является правдой, и так комментирует свои высказывания: «Совпадение? Может быть». Типичная манера интриганов обсуждать случайные совпадения, чтобы выудить деньги из профанов. Ни дать ни взять Дэн Браун.

 

 

 

 

        Журнал "Эспрессо"

 

 

        перевод с итальянского Григория Климешова

 




 

 


Рассылки Subscribe.Ru
Подписаться на NewLit.ru

 
 
 
 
 
  Интересные биографии знаменитых учёных, писателей, правителей и полководцев
 

 

Новости Авторы Проза Статьи Форум Карта
О проекте Цитаты Поэзия Интервью Галерея Разное
На Главную
  • При перепечатке ссылайтесь на NewLit.ru
  • Copyright © 2001 – 2006 "Новая Литература"
  • e-mail: NewLit@NewLit.ru
  • Рейтинг@Mail.ru
    Поиск