|
|
Александр Карпенко Предчувствие месторождений сборник авторских афоризмов Для меня творчество начинается с желания копать там, где я предчувствую богатые залежи мыслей, образов и новизны. Станем ли мы переворачивать /перелопачивать/ землю, если у нас нет ни малейшей уверенности в т ом, что здесь зарыт клад? И наоборот, уверенность в этом заставляет нас копать всё глубже и настойчивее. Сломай себя. - Когда мы повторяемся, рискуя надоесть самим себе, наступает творческий кризис. Ломка себя часто напоминает вторжение в области духа, казавшиеся до этого чужими и чуждыми. Освоение целинных земель и препятствует пробуксовке. Нравственные страдания всегда современны. На протяжении жизни человек бывает по-разному красив. Или не красив. Очевидно, что это зависит от степени одухотворённости данного периода жизни. Поэзия - это восхождение от знания к предчувствию. Только находясь в провинции, понимаешь, какое это страшное болото для дерзающего. Тот, кто желает чего-либо достичь на своём поприще, должен бежать из провинции сломя голову, желательно ещё молодым. Навряд ли достигнут вершин духа народы, страдающие неумеренностью в пище. Писатель, собравшись с мыслями, стремись к великолепию изложения! Русский язык настолько велик и могуч, что говорить на нём приятно даже еврею. По-настоящему глубоко можно читать лишь тогда, когда сам свободен от каких-либо переживаний в настоящем. Иногда безумие - всего лишь вооружённая оппозиция здравому смыслу. Вот и расчистилось небо… Гибридные нации. - Опыт показывает, что смешение разных национальностей в одну новую нацию достигает успеха лишь при одном условии: новой должна быть и территория проживания. Проект «СССР» мог бы и осуществиться - но где-нибудь на нейтральной территории, например, на Луне. Азартный игрок. - Я проиграл настоящее - но зато выиграл будущее. Наши недостатки быстро утомляют тех, кто живёт с нами рядом - и они не всегда готовы нам прощать их за наши достоинства. Мало влюбиться - надо ещё, чтобы предмет любви был тебя достоин! Предтечи грядущего и тупиковые ветви развития, или Есть ли будущее у будетлян? - Скоро ли наступит будущее для тех, кого их современники называли творцами этого будущего - футуристов, будетлян? Например, у меня нет ощущения, что количество читателей и почитателей, например, Велимира Хлебникова, резко возросло за истекшее столетие. А ведь мы с вами живём в его будущем! Не останется ли он для людей вечным будетлянином? Видимо, даже самым высоким творениям подчас не хватает чего-то очень важного, чтобы пробить стену отчуждённости и непонимания. Элитные писатели так и кочуют из прошлого в будущее по элитным ступенькам поколений, а большинство народа даже и не смотрит в их сторону… Сопромат. - Косность материала, которую мы ощущаем при чтении «трудных» книг, нередко кроется в нашей неподготовленности к их восприятию. Материал «сопротивляется», потому что мы не доросли. Спасти аномалию от гибели можно одним единственным способом: объявить её нормой. Философы отличаются друг от друга высотой своей колокольни, с которой они смотрят на мир. Вперёд! Нет, не к сверхчеловеку - к неизвестному себе, который пока даже не просматривается! Я всегда был по жизни везунчиком - и когда вдруг отчаянно не везло, это была как бы расплата за избыток счастья. Только забвение прошлых печалей даёт нам силу жить дальше. Только забвение предыдущих сочинений позволяет художнику не повторяться. Слова - это одежды, в которые облекается наша стыдливая сущность. Слова тоже ветшают и выходят из моды; иногда, может быть, мы слишком доверяем смыслу, заложенному в них нашими предками. «Темнота» стиля глубоких писателей часто порождена недоверием к значению слов. В наших северных краях даже Солнце постоянно меняет свою сущность. Что такое наши зимы, как не продолжительные затмения Солнца, в переносном смысле? Нет ничего глубже пессимизма, звучащего в мажоре! Если бы поэты, покинув этот мир, могли посредством какого-нибудь медиума передать нам свои новые стихи, вряд ли это было бы нам близко: ведь тот мир, очевидно, так не похож на наш, в котором мы живём! Возможно, мы бы и не поверили, что это стихи того самого поэта! Небесная амфисбена. - Двуглавая змея познания движется то вверх, то вниз, по одному и тому же маршруту земля-небо и небо-земля. Каким нестерпимым холодом веет от любого совершенства, от идеала! Слава Богу, нам это пока не грозит… О критике и анализе. - Критика одновременно делает два дела - хорошее и дурное. Хорошее - облегчает путь читателя, объясняя трудные места первоисточника; дурное - низводит первоисточник до своего уровня. О золотом веке. - Есть некая странность в истории искусств: золотой век их расцвета наступает очень быстро, после одного-двух веков еле наметившегося развития - и дальше всё идёт по нисходящей: серебряный век, бронзовый и так далее - вплоть до полного упадка жанра. Возможно, развитие искусств носит цикличный характер. Не исключено, что аналогичный путь проходят и человеческие цивилизации. Но вот что интересно: золотой век компьютерной техники может быть в то же время периодом полного упадка, например, поэзии. Может быть, то, что мы благоговейно называем классикой, есть не что иное, как ностальгия по золотому веку. Испугавшись, храбрый человек становится ещё смелее. Сторонник циклического взгляда на историю никогда не сможет стать революционером. Внешний блеск, мишура бытия часто навязывают нам себя под маской «настоящей жизни». И только душу свою не променяешь ни на хлеб, ни на золото! Если головную боль не берут никакие таблетки - значит, голова болит не просто так… Хорошо, когда автор «умнее» своих героев. А если уходить - так уходить корнями!.. Совсем несложно отрицать то, что никогда не было тебе близким. Не думаю, что демократию следует понимать как разгул беспристрастности в суждениях: даже сам Господь Бог вряд ли дал бы слово на страницах своей небесной книги, скажем, Люциферу… Очевидно, что тот, кто занимается непопулярными в данный момент видами деятельности, рискует прозябать в безвестности. Но не так-то просто в одночасье перестроить свою душу «под нужды момента». Да и надо ли? В теории реинкарнации есть, на мой взгляд, один слабый момент: каким образом свободная от тела душа попадает в семя будущих родителей? Однако в духовно-метафорическом смысле что-то похожее на реинкарнацию, безусловно, существует. Например, ничто не мешает мне считать себя реинкарнацией Гераклита или Пёрселла, которые мне очень близки. - В России люди не могут верить в Бога так же, как во Франции или в Испании! - Но как долго это продлится? - Пока существуют эти страны. Люди почему-то боятся собственного ученичества, растянувшегося на целую жизнь. В данном языке может не оказаться слова, точно отражающего это понятие. Вот почему символы точнее слов. Авангардному искусству я предпочитаю арьергардное: из глубины сцены заметнее всё значительное. Тактичность, к сожалению, часто вынуждена пользоваться услугами лжи. Людям нравится пространно рассуждать о том, чего нельзя потрогать руками. И в этом есть своё зерно: лучше уж задуматься о Неизречённом. Вот только мысли эти у большинства людей сродни детскому лепету. Святым именем любви часто творятся неправедные дела. Этим же святым именем люди впоследствии пытаются оправдать свои злодеяния. Война с привычками. - Привычки вредны тем, что делают нас консерваторами, тормозя тем самым наше развитие. Ум, познавший самого себя, хочет познать также и глупость, которая кажется ему одной из неизвестных, не свойственных ему форм ума. Солнце как интегральная личность. - Его свет уже далеко-далеко, а оно продолжает светить даже тем, кто остался далеко позади… Людям приятно думать, что всё в этом мире не случайно. Ничто так не способно наставить человека на путь истинный, как цепь событий, в которых угадывается промысел Верховного Существа. Иными словами, человек хочет верить, что кто-то нарочно подстроил ему события его собственной жизни. Как глупо было бы оказаться реинкарнацией человека, которого ты не уважаешь! Как это ни странно, эпохи разгула инквизиций в чём-то чище своих демократических визави: добро и зло в них беспримесны. Как призрачны человеческие обладания, будь даже это обладание истиной! Быть может, люди явились в этот мир, чтобы открыть понятие времени. Анестезия сна. - Как знать, может быть, мы не вынесли бы земных страданий, если бы они не усыплялись каждодневным сном, наперсником забвения. О ёмкости стихотворных форм. - Ранний Пушкин и зрелый Пушкин - два разных человека, но оба они писали стихи, разные по содержанию, но одинаковые по своей форме. Ничто так не способно наставить человека на путь истинный, как цепь событий, в которых угадывается промысел Верховного Существа. Иными словами, человек хочет верить, что кто-то нарочно подстроил ему события его собственной жизни. О невидимой части айсберга жизни. - Большая часть первостепенных событий нашей жизни протекает вне поля нашего зрения: мы не видим себя в утробе матери, мы не видим, как мы взрослеем, как незаметно подкрадывается старость… Что же мы видим в результате? Всё, кроме себя… Так же, как гаечный ключ не берёт гайку меньших размеров - только цепляет её - так и тайное мира ускользает от несовершенного инструмента наших глаз. Знание своего будущего опасно: человек либо будет стараться разрушить то, что ему предсказано, либо будет ленив в его достижении, справедливо полагая, что это и так к нему придёт - само по себе. Но значит ли это, что знание судьбы разрушает судьбу? Трудно представить себе Господа, почивающего на лаврах… Истина, некогда царившая на земле, обязательно возвратится, как только исторический цикл пройдёт круговое движение по циферблату эпох. Не верьте стихам: они неразумны! Цветной мир добрее чёрно-белого. «Что такое свет?» - спросили у химика. И химик сказал: «Это реакция сгорания химических элементов». Язык наш растёт по мере того, насколько глубоко мы понимаем мир. Наверное, что-то важное и утрачивается, мы перестаём со временем понимать какие-то вещи, доступные более ранним эпохам. Вселенная циклична, то есть одновременно начальна и безначальна, конечна и бесконечна. Заблуждения золотого века. - Вера в достижение бессмертия посредством приобретения славы в веках является одним из заблуждений, свойственных времени расцвета данного искусства. То, что ценно сегодня, завтра может не стоить ни гроша. Не торопитесь оценивать: может случиться, что критерии оценок уже успели измениться. Память о себе оставили только те, кто решил кем-то стать - и осуществил задуманное. Речи ребёнка: наполовину вздор, наполовину - боговдохновение. Речи взрослого: то же самое. Когда мир не принимает человека, человек готов сотворить над собой и над миром насилие. Сам по себе Рай не имеет никакой ценности: он ценен лишь как награда за что-то. Иначе в нем скучно. Скучно, наверное, было и Еве с Адамом. Им вдруг захотелось чего-то иного, нового, неизведанного. В этом смысле их «грехопадение» было Поступком, оно знаменовало собой Путь. Без грехопадения нет Пути. Грехопадение - это начало Пути. Принято плохо думать об отпадении от Бога. Но здесь кроется философская ловушка. Очевидно, что сознательно прийти к Богу можно, только сначала бессознательно от Него отпав. В этом и состоит величие Пути. Востребованность редко бывает длиною в жизнь. Востребованность после жизни называют бессмертием. Обратная сторона востребованности. - Артист, алчущий признания, забывает о том, что вместе с безвестностью он потеряет также и то, что помогало ему творить - тишину, сосредоточенность, неспешность времени… Мы живём согласно своим наклонностям: характеру, темпераменту, приоритетам - и только потом понимаем, что в себе мы принесли в жертву, и что в нас благодаря этой жертве расцвело. Великий человек не станет участвовать в мышиной возне. Может быть, истинный душевный покой - это уставшая от самой себя суета. В этом мире нельзя ступить и шагу, чтобы при этом чего-нибудь не потерять и не приобрести, причём, приобретая, мы неизбежно что-нибудь теряем. Вот почему всякий прогресс условен, ибо он покупается ценой плохо осознаваемых нами потерь. Так садовник, выкорчёвывая старые деревья, закрывает глаза на то, что они ещё способны были плодоносить. Иногда, читая других писателей, восхищаешься их стилем и понимаешь, что неплохо было бы кое-что у них позаимствовать. Но, увы, при этом твои собственные козыри могут быть вытеснены сильными сторонами этих писателей. В результате произведение от этого выиграет не больше, чем проиграет, а ты сильно рискуешь потерять своё лицо… Так что не стоит пачкать свои произведения чужими достоинствами! Часто сетуют на то, что люди не умеют учиться на чужих ошибках. Но нельзя требовать от людей слишком многого: свойство человеческой памяти таково, что всё плохое быстро забывается. Поэтому час то люди не в состоянии учиться даже на собственных ошибках: проходит совсем немного времени - и они забывают, что совсем недавно допустили похожую оплошность. О способности начинать с нуля. - Некоторые люди обладают завидной способностью не падать духом при неудачах, не тушеваться и не бояться начать с нуля свою деятельность на новом поприще. Иногда при этом они даже меняют своё имя! Но ещё завиднее способность начинать на новом поприще, не порывая насовсем со старым. Как время оставляет нас в дураках. - Загадаешь себе мечту - скажем, вырасти и стать космонавтом; не успеешь оглянуться - а космонавты уже до банальности не в почёте. И выясняется, что куда лучше было бы стать компьютерщиком или, на худой конец, теннисистом… В душе каждого эгоиста, как правило, заложено немало подвижничества и самоотречения. Состоя в партии земли, не пытайтесь одновременно стать членом партии неба! Брак низводит любовь из области романтики в область сурового реализма. Даже самым сердобольным людям, как правило, нет дела до того, что происходит за пределами их частной жизни. Вести о катастрофах и жертвах оставляют нас почти равнодушными, если в них не замешаны близкие или хотя бы знакомые нам люди. Счастливы ли животные? - В Раю, до грехопадения, человек, можно сказать, был просто животным. И сейчас ещё животная жизнь - без страданий и треволнений - является немеркнущим идеалом большинства. Так что для них мировая история как бы и не начиналась. Что же тогда говорить о нас, одиноких выскочках, которые принимают мир как круговорот приятного и неприятного, которые, в конце концов, рады изгнанию из Рая наших предков? Что толку делиться радостью или горем, если друг/ой/ не может влезть в твою шкуру?! Никто так не далёк от нас своей сущностью, как Всевышний, - и, тем не менее, именно к Нему обращены самые пристальные взоры людей. Плата за пиршество, или кое-что о стоимости жизни. - Уйти, не расплатившись, повсеместно считается дурным тоном. Так почему же люди не хотят платить за пиршество жизни? Любители «халявы» не могут понять той простой истины, что смерть есть стоимость пиршества жизни. Поэзия - это судьба, положенная на музыку слов. - Я не хочу это читать! - сказал мне один знакомый поэт, - не хочу потому, что сам могу написать не хуже! /Речь шла о романе Гюисманса «Наоборот»/. Напрасно я убеждал его, что это - предтеча символизма в литературе, что у него учился сам Малларме, что один раз ради общего представления это нужно прочесть и т. д. Мой приятель остался непоколебим в своём решении. И я вдруг осознал, что наводнению литературы новыми книгами сопутствует мощная контр тенденция отмирания когда-то очень важных и значимых книг. Книги как люди, они проходят такой же циклический путь развития: они рождаются, живут и умирают, вот только продолжительность жизни у книг, в отличие от людей, совершенно разная… Что может быть целью жизни? Всем - мыслями, потомством, идеями, начинаниями - укорениться в этом мире так, чтобы никто тебя не смог выкорчевать, даже время. Противоречия - соль жизни, и разум, пытающийся логикой вытравить их их нашего преставления о жизни, делают нам медвежью услугу. Гомеопатия неуловимых черт. - Всегда очень трудно объяснить художнику, почему ему не удался чей-то портрет. Так же порой трудно понять, почему одному человеку что-то легко даётся, а другому - ну никак, хоть застрелись! Это и есть гомеопатия неуловимых признаков, которые тайно влияют на нашу жизнь. Это и есть настоящая мистика жизни. Тому, кто не имеет в себе порочных наклонностей, трудно понять, зачем великие писатели прошлого извели столько бумаги, высказываясь на эту тему. Казалось бы, все люди стремятся к душевному покою. Ан нет! Придётся исключить из этого списка поэтов и художников. А это уже крах стоической философии! То, что дано нам изначально - от отца, матери или от Бога, уже не требует от нас никаких усилий в его достижении - и, таким образом, освобождает нас для исканий в других направлениях; чем больше человеку дано, тем гармоничнее развивается его дух, освобождённый для творчества. Древние истины отмирают, побеждённые психическим ростом человека. О пределах ученичества. - Есть некий предел, за которым талантливый ученик уже не может больше оставаться учеником: он уже осознал самостоятельность, обособленность своей сущности. Он уже хочет победить своего учителя. Не этим ли объясняется размолвка между Платоном и Аристотелем? «Распад не обязательно означает деградацию» - рассказали мне химические элементы. Может быть, дробиться - и значит творить, реализовывать избыток своего потенциала. Мы стремимся к Единому, но ведь Множественное - может быть, и есть единственно возможная жизнь этого Единого, т.е. Бога. Иначе говоря, человек стремится к Единому, а Бог - к Множественному. Но человек не обязательно прав, отрицая Множественное. Желания как вулканы: то потухают, то вспыхивают с новой силой… О причинах революций. - Почему происходят революции? Мы уже изменились, а законы и идеология остались прежними; революция призвана «подогнать» их к уровню нашего изменённого сознания. Но всё это проблемы макромира. Гораздо интереснее то, что происходит в наших душах! Среди двух разных по стилю, но равных по глубине произведений каждое из них в чём-то сильнее и совершеннее другого. Когда говорят «браки совершаются на небесах», не имеют ли в виду мистическую сторону взаимоотношений между мужчиной и женщиной, то неуловимое, что на каком-то этапе способно разорвать самую прочную связь - или, наоборот, сотворить маленький семейный рай… Эмоции и чувства - это единственное, что в какой-то момент способно объединить людей разного интеллектуального уровня. Оля: из замкнутого круга выход есть только в вертикаль и только вверх - внизу всё уже было. Недалёкий человек в умные времена /»времена собирать камни»/ глубже постигает мир, нежели умный человек в недалёкие времена /»времена разбрасывать камни»/. Лучше быть мужчиной или женщиной, чем гермафродитом или андрогином; вообще, у всего самодостаточного есть один недостаток. Оно полностью поглотило свою вторую половину - и, следовательно, ему больше некуда стремиться - разве что в совершенно иное измерение. Запад говорит о том, что нужно всячески развивать своё «Я»; Восток - что нужно от него избавляться… Но, по-моему, это просто две последовательных стадии одного процесса. Сначала личность самовозрастает, а затем старается «приглушить» себя - чтобы отчётливее услышать тот мир, который вне себя. Любить человека после его смерти гораздо проще: уже не требуется делить с ним его странности… Человек, забывающий напоминать о себе миру, сам себя делает персоной нон грата для окружающих. «Последние станут первыми…» - Стоит нам поменять шкалу ценностей, как достоинства, которыми мы только что восхищались, становятся недостатками… Буддисты видят зло /несвободу/ в привязанности к чему-либо, однако свобода то и дело оказывается наперсницей порока, и, наоборот, привязанность может стать вдохновительницей высокого служения. Резюме: Восток - дело толстое… Даже влияние гения имеет свои границы: привыкнув, что он всё время с нами, люди, пока он жив, со временем не так уже им восхищаются. Профессионализм - это умение возвращаться к себе много, много раз. Детям трудно быть великодушными: им ещё недостаёт той уверенности в себе, которая позволяет прощать другим их самоуправство. Неравенство справедливо! Иногда насилие - всего лишь неосознанное средство выпустить пар - и, как следствие, получить энергетическое облегчение. Самое неуловимое и самое страшное сумасшествие всегда аранжировано под полную ясность ума. Может быть, подвижничество - это просто растянутая по времени концентрация усилий. Умение отдыхать от жизни. - Кто интенсивно живёт, пребывает только в одном временном измерении. Такому человеку полезно иногда «отдохнуть от жизни» - отправиться в своё прошлое или же обдумать ближайшее будущее. При этом обретаешь величественное расслабление духа, которое позволяет взглянуть на себя и свой путь со стороны. Зло как архимедов рычаг. - Вычленив из хаоса мира какое-нибудь зло, мы обретаем блестящую возможность оттолкнуться от него и дистанциироваться на противоположном полюсе; при этом зло трансформируется для нас в архимедову точку опоры и саморазрушает свою негативную символику. Лучше ранняя смерть, чем пошлое, похожее на миллионы других, существование. Может быть, смерть и есть побег от пошлости жизни. Бог, наверное, должен был бы обессилеть от сотворения мира, если бы Он, не переставая, следил за разрастанием своего детища. Человек, прозревший свой путь, выше всяких искушений. Поэтому смешно слышать рассуждения о том, что искушения Христа таили для него большую опасность. Это всё равно, если бы к вам кто-нибудь подошёл - и предложил вам продать ему вашего ребёнка. Самая богатая душа не боится полноту, наполненность чередовать с пустотою. Головная боль не выносит раздвоения внимания. Чем шире кругозор человека, тем меньше людей представляются ему странными. Время отсутствия иерархий… Мощь произведений искусства в первую очередь зависит от остроты переживаний их автора. Аморфная внутренняя жизнь художника не создаст напряжения в его полотнах. В поисках универсальных ценностей. - «Последние станут первыми», однако не все первые станут последними. Практика показывает, что лидеры золотого века, они же предтечи, пионеры и классики, всерьёз и надолго сохраняют своё влияние на умы и сердца потомков. Мелкое и гаденькое тоже не оставляет надежд когда-нибудь взойти на престол - и назваться великим и могучим! Боязнь всеядности. - Большим пониманием и успехом пользуются у нас люди яркие, но узкой направленности, нежели те, кто пытается объять необъятное и заполнить собой всё пространство. Не случайно русская поговорка «и швец, и жнец, и на дуде игрец» имеет скорее отрицательный смысл, чем восхищение широтой диапазона человека. О механизме эволюции. - Человеческий мозг с трудом отваживается объяснить себе, как рождаются, развиваются и гибнут цивилизации, государства и другие крупные образования: для этого надо ведь подняться на высоту - и в течение как минимум столетий наблюдать… Мы же, в силу своей биологической недолговечности, имеем возможность наблюдать только какую-нибудь фазу этого развития. Поэтому циклически декадентские теории развития сосуществуют у нас с теориями прогресса, и никто ещё не пытался объяснить мир простым делением клеток, представив такими клетками науки, искусства, профессии и государства. Всё течет, и всё изменяется - но всё возвращается! Нет ничего непостояннее человеческих представлений о справедливости. Наша реакция на одни и те же действия окружающих может сильно колебаться в зависимости от нашего эмоционального фона. Романтизму порой претит высшая степень близости с предметом обожания. |
|
|
|
|