На Главную
Новости Авторы Проза Статьи Форум Карта
О проекте Цитаты Поэзия Интервью Галерея Разное

 


        Анна Иванова


        Выставка тибетской живописи в Москве


       


В июне и июле в Москве в государственном музее Востока состоялась уникальная выставка «Духовный мир буддийской культуры». Здесь были представлены старинные буддийские иконы (танка) 17 – начала 20 веков и небольшие металлические скульптуры из частных коллекций и собрания музея, всего свыше 200 экспонатов.

 

Традиции проведения выставок, посвященных культуре народов Востока, восходят еще к 1919 году, когда в Петрограде открылась «Первая буддийская выставка», где экспонировались коллекции, собранные русскими учеными и путешественниками.

Коллекция уникальных произведений настоящей выставки принадлежит к тибетскому искусству, которое, начиная со второй половины 18 века, распространилось на огромной территории, охватывающей не только Тибет, но и Монголию, Китай, Индию, Непал и граничившие с ними российские территории – Бурятию, Калмыкию, Туву и Алтай.

 

Самыми уникальными из представленных на выставке произведений были живописные изображения мастеров Тибета, иконы больших и средних размеров, которые в свое время использовались как части интерьера буддийского храма. Чрезвычайно интересны большие живописные изображения, иллюстрирующие редкие тибетские тексты, в том числе тибетские медицинские и научные трактаты.

 

Жанру танка свыше 1400 лет и сформировался он сначала из украшений, которые монахи вешали на стены во время чтения мантр.

Танка – тибетская икона, перед ней монахи молились, медитировали и совершали религиозные обряды. Специалисты считают, что история танка неотделима от истории кочевых племен Тибетского нагорья. Свитки танка выполняли для кочевников роль передвижных храмов, т.к. были боле удобны для перевозки и хранения, чем статуи богов. Танка всегда можно было повесить не только на стене, но даже на ветке дерева в походных условиях.

Самая маленькая танка размером с ладонь. Самая большая – несколько сотен квадратных метров, и во время праздничных богослужений она разворачивается на склоне холма.

 

«Танка» - тибетское слово, которое состоит из двух смысловых частей. «Тан» по-тибетски означает «простор, пространство». «Ка» может быть переведено как «заполнение пространства». Значит, танка – это наполнение пространства сутью.

 

Благодаря бережному отношению монахов-художников традиция живописи танка сохранилась на протяжении веков и дошла и до наших дней.

В Тибете художников, пишущих танка называют «ладжиба», или «мастер, пишущий богов». Мастера живописи танка передают секреты своего искусства из поколения в поколения, от мастера к ученику.

Заказ на создание танка мог происходить как от мирянина, так и от руководителя монастыря. Лама-наставник указывал, какой персонаж их обширного буддийского пантеона должен быть изображен. Этих указаний художник строго придерживался, поскольку мастеру было очень важно соблюдать каноны, в которых строго установлено положение не только фигур, но и выражения лиц и жесты.

Большинство произведений тибетской живописи анонимны. Но около одной трети танок имели лицевую и оборотную сторону, и на оборотной стороне - отпечаток правой руки, символически означающей обряд освящения.

 

Особое очарование танка придают уникальные краски, которые монахи-художники получают из натуральных материалов – минералов и растений, и производят вручную по сложнейшим технологиям. А с середины 19 века монахи-художники стали использовать золото всех оттенков от оранжево-желтого до лимонно-белого.

Интересно, что в технологии приготовления красок учитываются малейшие тонкости, например, даже возраст и темперамент мастера. Так, говорят, что белую и желтую краску должны делать молодые и энергичные мужчины, ибо это цвета солнца, а синюю и зеленую - более спокойные и уравновешенные. Как знать, может именно поэтому, краски танка не меняют яркости и насыщенности цвета веками.

 

Традиция создания танок развивалась полтора тысячелетия, и совершенствовалась одновременно с тем, как расширялось, дополнялось и обрабатывалось учение Будды.

После эпохи своего расцвета в Индии, танка вместе с учением Будды перешла в тибетскую культуру, где это искусство достигло утонченных вершин.

 

Одна из первых буддистский танок – это портрет Будды. Говорят, что Будда излучал такое сияние божественного совершенства, что художник попросил его позировать на берегу реки, потому что не осмеливался смотреть на лик просветленного и рисовал его портрет, глядя на отражение Будды в воде.

Пытаясь передать посредством символики духовные совершенства Будды, художник наделял его многими необычными для человека качествами. Например, удлиненные уши Будды символически указывают на его особое, царственное положение среди живых существ.

 

Процесс создания танок очень трудоемкий и предполагает от художника не только терпения и выносливости, но и моральной чистоты и духовной силы.

Древние мастера считали, что чем больше труда вложено в работу и чем больше потрачено времени и средств, тем ощутимее сила и влияние танки.

Раньше на изготовление танка уходил целый год. Художники работали даже под увеличительным стеклом дл того, чтобы добиться большой точности исполнения.

 

Основной материал в тибетской живописи на свитках – ткань из хлопка, в редких случаях шелк. Создается танка тщательно и неспешно. Холст, грунтованный раствором клея и мела, шлифуется драгоценным камнем, для того, чтобы добиться исключительной гладкости поверхности. Чистая и гладкая поверхность холста символизирует чистоту помыслов и ровное, спокойное состояние ума, которое нужно художнику, приступающему к работе над изображением просветленного лика.

Затем угольным штифтом наносили контуры.

 

При создании танки важна и последовательность, и ровное состояние духа. Вначале короткими мазками изображается ландшафт, и только когда создан светящийся мир чистой красоты духа, художник приступает к изображению самого Будды.

Форма изображения Будды может быть разной – в мужском или даже женском обличии, умиротворенный или гневный – и зависит от функции, которую призвана нести та или иная танка – обучающей, вдохновляющей или защитной. Будда может быть изображен как Учитель, Вдохновитель или Защитник.

 

 

 

 

Выставка такого объема и значимости впервые проходит в стенах музея. Кроме тибетской живописи была представлена также скульптура северного буддизма, область распространения которого примыкает частично к границам России. Постоянный контакт с представителями буддийской традиции открыл доступ в Россию культурным ценностям буддизма. Купцы, православные миссионеры, возвращаясь из поездок, привозили с собой небольшие произведения мастеров Тибета. Так создавались многочисленные частные коллекции скульптуры.

Таким собранием из частных коллекция и стала настоящая выставка металлической скульптуры малой формы из Тибета, Монголии, Китая, Индии, Непала. Представленные предметы, более ста экспонатов - это культовые изображения буддийских богов.

 

Выставка, кроме того, очень познавательна, и предоставляет много сведений о буддийской символике, рассказывает о представителях буддийского пантеона.

Вот только несколько описаний персонажей буддийских икон и скульптур, для того, чтобы познакомиться хоть поверхностно с одной из самых древних мировых религий.

 

Архат (санскрит - достойный, достигший) – человек, достойный нирваны или достигший ее еще при жизни. Один из персонажей иконографической группы «16 архатов», почитавшихся как существа-охранители.

 

Цокшин – (поле, собрание тех, кто дарует притяжение). В буддийском искусстве композиция танки следующая: центральный образ в окружении буддийских иерархов и богов. Главный персонаж изображения венчает вершину лестницы, которая уходит к вершинам гор и небу, а подножье ее погружено в Мировой океан.

Нетрудно догадаться, что эта лестница символизирует спасение и путь к нему.

Но в то же время это и олицетворение процесса познания, а символическое изображение преемственности традиции, передачи сакральных знаний от учителя к ученику.

 

Мандала ( санскрит – круг, кольцо, пространство) – в буддизме – магические диаграммы, представляющие с помощью символики и цвета буддийскую концепцию Вселенной. Это своего рода карта Космоса. Схема мандала состоит из круга, вписанного в квадрат, который в свою очередь, вписан во внешний круг, представляющий Вселенную. Квадрат ориентирован по сторонам света. В середине каждой стороны имеются Т-образные выступы, символизирующие ворота, открывающие выходы во Вселенную.

Две диагонали разделяют квадрат на четыре сектора, с которыми ассоциируется четыре стороны света. Во внутреннем круге мандала изображаются персонажи буддийского пантеона. А в центре всегда изображается божество, которому и посвящена мандала.

 

Мандалы могут быть выполнены из различных материалов. Они могут быть нарисованы красками на полу или потолке храма или даже порошками на земле, могут быть вырезаны из дерева или отлиты из металла. Изображение богов могут быть заменены их символами или слогами, с которыми символически ассоциируется каждое божество в буддизме.

Но в любом случае мандала остается одним из самых важных изображений в буддизме.

 

Цель ее созерцания и значение для верующего в том, чтобы привести его к идентификации своей личности с божеством, изображенным внутри мандалы. Тем самым достигается высшая цель медитации – слияние с космическим Абсолютом

 

Тара (санскрит – спасительница) - наиболее почитаемый женский персонаж буддийского пантеона. Тара – воплощение беспредельного сострадания, защиты. Она – покровительница человека, родившаяся из слезы Авалокитешвары.

Наиболее популярные изображения богини – Тара Белая и Тара Зеленая, восседающая на троне из лотоса. Ее правая рука совершает знак деяния, левая держит цветок голубого лотоса. Она сидит в царственной позе, правая нога спущена с трона.

Верующие чаще всего обращаются за духовной помощью к Зеленой Таре – Таре, оберегающей от восьми бед. Эта богиня славится также способностью спасать людей от стихийных бедствий, несчастных случаев и оберегать от смертельной опасности.

 

Аввалокитешвара (санскрит – Владыка зрящий) – один из главных бодхисатв Махаяны и Ваджаяны. Он - Бодхисаттва созерцания и замещает Будду Шакьямуни в нашем мире. Его роль – Спаситель мира.

Известно 108 форм его изображения. Самый выразительный из них – 11-ликий образ.

 

Бодхисаттва (санскрит – существо просветленное) – существо, практически достигшее нирваны. Стать Буддой и уйти от мира в забвение нирваны – для Бодхисаттвы последний логический шаг на пути тысячелетних перерождений. Но Бодхисаттва не спешит делать этого шага, сознательно остается в мире, чтобы помогать всем живым существам и спасать их от уз бесчисленных перерождений. Он остается Спасителем мира, в то время как Будда, уйдя в созерцание, теряет возможность вмешиваться в дела живых существ.

 

И наконец,

Будда Шакьямуни (санскрит – отшельник из рода Шакьев) – имя исторического Будды, последнего из Будд, проповедовавших дхарму в этом мире. Его еще называют Сиддхартха, что означает «Достигший цели». А родовое имя – Гаутана, ибо, по мнению большинства ученых – исследователей, Шакьямуни – реальное историческое лицо.

 

В первые времена развития буддизма верующие чествовали как Будду Сиддарта, реально жившего в 6 веке, достигшего звания Будды после того, как он удалился в пустыню, где проводил время в созерцании. Его учение состояло в том, что для освобождения от страданий мира нужно три условия, а именно: 1) праведная жизнь; 2) отказ от привязанностей к материальному миру, как источнику всех страданий; 3) спокойствие ума и души, отказ от своей природы.

 

В 15 –ом веке из буддизма выросло новое религиозное направление – ламаизм, в учении которого слились воедино догмы и традиции культа различных буддийских школ.

В Ламаизме принято иное понимание Будды.

 

В Махаяне идеализация личности Будды привела к его обоготворению, сначала как единого бога, потом как триединой сущности.

Согласно этому верованию у Будды три символических тела: 1) тело духовности или Абсолютное бытие; 2) тело совершенного блаженства. Таким Будда открывается в созерцании; 3) тело – «превращение» - Будда в деятельности. Последнее тело, или лик проявляется тогда, когда Будда принимает человеческий облик, чтобы преподавать людям священное учение. Это три проявления единой сущности Будды, как трактуют ламаисты.

Итак, ламаизм – одна из разновидностей течений буддизма, которая образовалась в более поздние века и получила свое развитие в Китае и Тибете.

 

Обо всем этом рассказывает нам выставка, небольшая по объему, но насколько более значимая по представленной в ней информации и по уникальности экспонатов.

Всего несколько залов, но перед нашими глазами разворачивается духовная история Тибета, развитие верований, живописи и история научных достижений.

 

Мы входим в мастерскую тибетского художника и наблюдаем за приемами его работы.

Мы узнаем о связях тибетского искусства с традиционным искусством Индии и Китая.

И главное – перед нами неожиданно распахивается дверь в огромный и удивительный мир тибетской символики и иконографии.

 

Перед нами раскрывается сложная иконография самого Будды, его учеников – архатов и многочисленных богов, представляющих различные качества и энергии. Это и Дьяни-Будды, познаваемые только в глубоком созерцании, Идамы - персонификации тантр, Бодхисаттвы, достигшие просветления, но давшие обет не уходить в нирвану, пока в мире есть хоть одно живое существо, нуждающееся в спасении, и спутницы Бодхисаттв – богини Тары.

Нужно отметить, что за строгим описанием иконографии встает важная философская идея – идея значимости женского начала. Несмотря на то, что ранний буддизм считал женщину только препятствием на духовном пути, именно в Тибете отношение к женщине стало иным и стало считаться, что без осознания спасительной роли женского начала невозможно приближение к Просветлению.

 

Не будет преувеличением утверждение, что в тибетском и центрально-азиатском буддизме иконография играет роль более значимую, чем во многих других религиях.

Вся символика буддизма, все без исключения философские понятия воплощаются иконографически, что делает тибетскую картину объектом не только религиозного поклонения, но и медитации.

 

К сожалению, в период оккупации Тибета Китаем стало невозможным развивать и поддерживать иконографические традиции. Несмотря на активную поддержку европейских художников и меценатов, с 1954 года по всему Тибету уничтожаются монастыри и гибнут уникальные произведения искусства. Сейчас Тибетская религиозная община все больше перемещается в западный мир и околотибетские районы Индии.

 

Надо признать, что в течение долгого времени и русским почитателям культуры стран Востока отводилась роль просителей у закрытой двери в великую культуру Тибета. И до сих пор он остается во –многом окутанной покровом тайны.

 

Значение выставки трудно переоценить, поскольку она приводит к поразительному результату – ее послание, через символический язык, становится доступным и интересным не только специалисту-востоковеду, но и любому, кто только лишь приблизился к восприятию культуры Тибета.

 

Согласно утверждениям учителей Тибета, искусство должно служить высокой цели – учить людей добродетели и мудрости, и тем способствовать благу народа.

Остается верить, что настоящая выставка, дающая стремление к духовному познанию, поискам мира и просветлению, способствовала решению этой великой цели.



_____________________________________
Литература:
1)А. М. Позднеев. «Ламайские кумиры и статуи божеств».
2) Н. Рерих. «Тибетская живопись».





Москва. Август – сентябрь 2005






 

 


Рассылки Subscribe.Ru
Подписаться на NewLit.ru

 
 
 
 
 
  Интересные биографии знаменитых учёных, писателей, правителей и полководцев
 

 

Новости Авторы Проза Статьи Форум Карта
О проекте Цитаты Поэзия Интервью Галерея Разное
На Главную
  • При перепечатке ссылайтесь на NewLit.ru
  • Copyright © 2001 – 2006 "Новая Литература"
  • e-mail: NewLit@NewLit.ru
  • Рейтинг@Mail.ru
    Поиск