На Главную
Новости Авторы Проза Статьи Форум Карта
О проекте Цитаты Поэзия Интервью Галерея Разное

 


        Анна Иванова


        Международный фестиваль органной музыки


        Эссе


В начале февраля в Москве прошел Первый международный фестиваль органной музыки «Музыка соборов мира», посвященный открытию нового органа в Римско-католическом кафедральном соборе Москвы.

Благодаря организаторам фестиваля – Благотворительному фонду «Искусство дарить» и Кафедральному собору непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии состоялся этот великолепный праздник – фестиваль духовной музыки, и в течение почти месяца звучала торжеством органная музыка Европы. Прошел цикл концертов, посвященных органному искусству Англии, Италии, Франции, Польши, Австрии и России. Каждый концерт был посвящен традиционному направлению органного искусства одной из стран.

Новый орган подарен Москве Швейцарией, он содержит 5567 труб и обладает благородной глубиной звука, широким диапазоном и красотой мелодического ряда.

 

Самым значимым событием для Собора и его прихожан был, несомненно, заключительный концерт фестиваля в исполнении главного органиста Ватикана, Базилики святого Петра (Рим) Джеймса Гетше, который специально прибыл в Россию, чтобы поздравить москвичей с этим подарком - новым органом в кафедральном католическом соборе. В своем приветственном слове он говорил о значении духовной музыки, определенном еще на 2-м Ватиканском Соборе «Духовная музыка – это сокровищница, которую надлежит трепетно хранить и приумножать».

В свое время еще Фома Аквинский сказал: «Красота духовная является символом Истины». Эти слова могут быть отнесены к духовной музыке, самым ярким и вечно живым воплощением которой является органная музыка. Священная гармония, живущая в ней, подобна пламенной молитве, обращенной к Богу.

 

В исполнении главного органиста из Рима прозвучали органные шедевры Баха, знаменитые хоралы и торжественная токката и фуга ре минор.

 

Органная музыка Баха – это итог трехвекового пути развития органного мастерства. В своей гениальной музыке Бах не только продолжил традиции, но и новаторски обновил их. Он привнес в духовную органную музыку такую глубину и силу, такое внутреннее напряжение и пронзительную гармонию, что, казалось, звучал не инструмент, но весь храм как один священный инструмент.

Вершина развития церковной органной музыки – хоральные прелюдии. В основе хоральных прелюдий Баха лежат грегорианские хоралы – канонизированные песнопения, которые были основой лютеранской духовной поэзии и музыки.

 

Самые печальные и проникновенные хоралы исполнялись при погашенном свете, только мерцали лампады у икон. И гулко звучал орган, отражаясь от сводов величественного храма, устремляясь ввысь. Пронзительные мелодии уносились к куполу, и звенели и разливались в воздухе.

Звучала музыка, которая заполняет душу до краев и переливается светлыми слезами. Священная музыка, олицетворение молитвенного света и обращения к Богу.

Весь собор был заполнен волнами божественных мелодий. И лишь в полутьме собора, сверху, под куполом, как ответ, бился светлый луч, озаряя весь собор вспышками белого света.

 

Хочется надеяться, что новый орган в московском храме сможет открыть новую эру радости и подарит много часов просветления и звучания святой музыки в Москве.




10.02.2005, Москва






 

 


Рассылки Subscribe.Ru
Подписаться на NewLit.ru

 
 
 
 
 
  Интересные биографии знаменитых учёных, писателей, правителей и полководцев
 

 

Новости Авторы Проза Статьи Форум Карта
О проекте Цитаты Поэзия Интервью Галерея Разное
На Главную
  • При перепечатке ссылайтесь на NewLit.ru
  • Copyright © 2001 – 2006 "Новая Литература"
  • e-mail: NewLit@NewLit.ru
  • Рейтинг@Mail.ru
    Поиск