На Главную
Новости Авторы Проза Статьи Форум Карта
О проекте Цитаты Поэзия Интервью Галерея Разное

 


        Анна Иванова


        После спектакля


        Эссе


Театр Моссовета. Пьеса Ж. Ануй «Не будите мадам» Постановка Еремина.

В главной роли народный артист России Георгий Тараторкин.

 

 

В этот день театр Моссовета был переполнен. Не только уже известная и полюбившаяся публике пьеса французского драматурга Ж. Ануй «Не будите мадам», но еще и юбилей одного из ведущих актеров этого театра народного артиста России Георгия Тараторкина.

Пьеса как нельзя лучше подходила к юбилейному вечеру настоящего артиста, всю жизнь посвятившему театру. Ведь это пьеса о театре, и о человеке, для которого театр стал домом, замечательном актере и выдающемся режиссере. То грустная, то смешная, как сама жизнь, пьеса смотрится на одном дыхании. Видимо недаром спектакль идет без антракта.

Поднимается занавес и… мы видим таинство – жизнь театра. Это сама жизнь, где репетиции и роли перемежаются с реальными переживаниями и страстями, где актеры произносят реплики в жизни так же талантливо, как на сцене. Это театр, где разыгрывается сама жизнь. Где жизнь становится театром, а театр – жизнью. Реальной и единственной жизнью настоящего актера.

 

Интересен символический замысел, по которому одна и та же сцена играется разными актерами несколько раз, чтобы зрители поняли, как много трактовок может быть у одной и той же сцены, не говоря уже о всей роли, и как много зависит от талантливой игры.

Что такое настоящая игра? Как сыграть так, чтобы зрители поверили?

- Важнее всего иметь чувство ситуации, - отвечает режиссер в спектакле.

Таким образом, не столько важны реплики, слова, сколь чувства. Не притворяться, не проигрывать роль, а проживать ее - как это трудно. Но это единственный путь для достижения достоверной игры.

 

Несколько раз в спектакле повторяется эта фраза:

- Актер должен чувствовать ситуацию.

Тогда зритель верит, тогда зал замирает и воцаряется оглушительное молчание. Ибо с этого момента кончается игра, и начинается жизнь актера в роли.

 

Что же нужно, чтобы достичь такого мастерства перевоплощения?

- Триединство ощущения роли как своей сути, - дает ответ режиссер.

И чтобы достичь этого триединства нужно первое – понимать роль ментально, второе – чувствовать ее сердцем, и третье – ощущать ее суть всем своим естеством.

 

- Но тогда это уже не игра, – можно сразу возразить, - это сама жизнь.

А кто-нибудь сразу добавит:

- Но это же получится мелодрама!

Что на это ответить? Вся наша жизнь, если вдуматься, мелодрама, а все чувства можно назвать банальными, ибо они повторяются из века в век. Но от этого мы не перестаем их глубже проживать или меньше ценить.

 

Героиня спектакля, юная девушка, впервые переступив порог театра, так говорит о своем искреннем и горячем желании стать актрисой:

- Я хочу быть другой. Быть разной.

Не сыграть множество чужих ролей, а именно прожить их, поэтому и быть разной.

 

В этом и таится суть талантливой игры, а, возможно и смысл жизни для актера – быть разным. Но только ли для актера?

А может и для всех нас, вся жизнь – тот же театр с постоянной сменой ролей. Мы меняем роли, меняем маски не только в разных ситуациях, но и в общении с разными людьми мы поворачиваемся то одной, то другой гранью. И на протяжении всей жизни хотя бы три роли мы призваны сменить – сперва сын или дочь, затем муж – жена, и, наконец, к нам переходит роль отца или матери. И опять триединство в одной личности.

 

Насколько талантливо мы исполняем свои роли в жизни, судить не нам. Но только в театре возможно чудо – увидеть все роли, которые мы играем в жизни, одновременно. Только в театре возможно таинство - увидеть на одной сцене одну и ту же личность в образе и ребенка, и взрослого. Для чего было создано это воплощение в спектакле?

Может, чтобы лучше понять собственную суть. Благодаря театру, единственно возможному месту, где теряется понятие времени, мы можем передвигаться во времени не только от спектакля к спектаклю, но и в пределах одной пьесы – от отца к сыну, из взрослой жизни в жизнь ребенка и обратно. Может, для того, чтобы увидеть как таинственно и глубоко, намного глубже, чем мы задумываемся, переплетено все в нас.

 

Как влияет на наше восприятие жизни принятие в себе бывшего ребенка, т.е. глубинное понимание самого себя, показано в спектакле через образ матери. Какой режиссер не мечтает поставить Гамлета, какой актер не мечтает сыграть его роль! И именно заключительную сцену с матерью, в которой и ключ к разгадке и постоянная вечная тайна спектакля.

Тайна, потому что каждый из нас, хочет он этого или нет, решает для себя извечный этот вопрос – отношение к своим родителям и как зеркало, отношение к своим детям.

 

Театр – вне времени. Зачем мы приходим в театр? Ведь не для того же, чтобы просто развлечься и посмотреть какое-то действо, не имея его в жизни, нет.

Вдумчивый зритель приходит на такие мудрые спектакли, как этот, чтобы, может быть, глубже понять и увидеть в них самих себя. Или чтобы найти ответы на главные вопросы, которые мы задаем сами себе в жизни.

Ведь так бывает – мы задаем их себе лет в двадцать, а ответ может придти к нам лишь в сорок, если не в шестьдесят. И только в театре у нас есть шанс исправить эту несправедливость.

Итак, театр как жизнь или жизнь как театр? Каждый решает для себя.

 

После гениально сыгранного спектакля, поднявшего все эти вопросы к размышлению, весь театр поздравлял главного героя спектакля и главного героя дня – замечательного актера Георгия Тараторкина. Актера, которого мы помним еще по самому лучшему Раскольникову с горящими глазами. За свою жизнь он сыграл бесчисленное множество ролей. Только сегодняшний спектакль шел в 161 раз. Но в свои 60 он остается все также великолепен.

В знак признательности за внимание зала и за поздравления он ответил словами главного героя – актера и режиссера из пьесы:

- Я всю жизнь посвятил тому, что играл чужие роли. Но я не устал, - последнюю фразу он перефразировал. И добавил:

- Разве можно устать жить в собственном доме?

 

Спасибо от души тем людям, что не устают нести нам добро. Настоящим актерам, которые не устают всю свою жизнь дарить нам свет настоящего искусства.




Январь 2005, Москва






 

 


Рассылки Subscribe.Ru
Подписаться на NewLit.ru

 
 
 
 
 
  Интересные биографии знаменитых учёных, писателей, правителей и полководцев
 

 

Новости Авторы Проза Статьи Форум Карта
О проекте Цитаты Поэзия Интервью Галерея Разное
На Главную
  • При перепечатке ссылайтесь на NewLit.ru
  • Copyright © 2001 – 2006 "Новая Литература"
  • e-mail: NewLit@NewLit.ru
  • Рейтинг@Mail.ru
    Поиск