Я… был против передачи ГДР Западу, но потому как художник нигде об этом не упомянул
В разобранных рассказах. Да? - Так они и не были вдохновлены этим против. Правда?
Достоевский… Плохо старался…
Прочтите сперва аргументы предложенного вам С. Антонова, а потом спорьте.
вы против любых следов идеологии в литературе
Это вы мне приписали любых. Я против лобовых, т.е. поддающихся цитированию (раз) и вдохновивших создание целого произведения (два).
следов идеологии нет у Крученых
Есть. Но не будем отвлекаться.
Вы не любите «лобовых» произведений. Я тоже.
Речь не о том, что вы не любите, а о том, что у вас получилось. Из вышеприведенного видно, что вы еще не поняли, что такое «в лоб».
Вы не любите вызывающего «индивидуализма». Я тоже. Вы левый. Надо же, я тоже.
Из этого не значит, что вы творили как левый. Такое бывает. Бальзак любил аристократию, а пришпилил ее, как булавкой бабочку.
ваша ошибка как вы видите
В смысле – субъективно. Но субъективность же нейтрализуется так называемой сходимостью анализа. То есть, если есть много и, главное, разных доказательств. У меня – разные: и стилистическое, и сюжетное, и содержательное.
с не меньшей логикой можно дать интерпретацию совсем иную
Быть логичным не значит быть правым. Это народная мудрость. Повторяю, важна сходимость.
Ницше… восхищается именно той «всевластной сволочью», что ненавидима моим героем
Вы не заметили – в минуту писания возражения – что всевластная сволочь не властна понять улыбку вашего героя. За что он над зрителями и смеется.
Это правило: творческий человек искажает себя вне пределов своего произведения. Если он творил искренно. Вы, мне кажется, творили искренне.
Я б вам посоветовал не обсуждать критиков (и даже не читать их), а слушать свой внутренний голос.
Патрицианка Сабина… говорящая… что левую молодежь надо «прикормить»
Вчитайтесь в ваш рассказ. Она свою похоть кормила конкретным гладиатором, а не экстремизм гладиаторов, которого и не было-то: «другие умирают с мольбой и проклятьями». Ваш герой исключение. Ее нет, в вашем рассказе, экстремистской общности гладиаторов.
Вы об этом забыли в полемическом раже.
Вам вредно спорить.
Если вы хорошо знаете Ницше, вам должно было бы броситься в глаза, что гладиатор: типичный представитель «чандалы», столь презираемой Ницше.
1) Ни мне, ни вашим читателям не нужно знать Ницше именно хорошо. Мы не философы и не изучающие философию ученики. А вы себя позиционируете не в качестве философа или преподавателя-иллюстратора философских идей. Художник – не преподаватель, не иллюстратор. Художник свое выдает. Смутное и невыразимое. Иначе он не художник, а преподаватель, философ, публицист. Мало ли кто. Только не художник.
2) Из того, что ваш герой презираем извне в качестве гладиатора, по вашему же тексту не следует, что он презираем изнутри самого себя. Он у вас – исключение из гладиаторов. И это дано «в лоб».
Вам вредно спорить.
он возвращается на дно
Он возвращается на вершину: в роль побеждающего сильных и смертельно опасных. Не даром же вы дали сон-кошмар, где ЕГО побеждают. Раз что-то дано негативно, то оно дано таким ради позитива. Ради «противников кроша». И такая возможность – «Это ценный подарок!». И сказано «в лоб», и все вдохновлено этим сказанным.
Вам вредно спорить.
Патриции - персонажи отрицательные
Но не потому, что они патриции по рождению, а потому, что они – чернь по образу жизни, далекому – по рассказу – от опасностей и побед.
Чернь – положительные
Вы, наверно, путаете. Чернь это плебеи. Патриции и плебеи – свободные. Гладиаторы – рабы.
Не антиницшеанский ли вышел рассказ?
Если все разобранные ваши ошибки обсуждения назвать не ошибками, то да.
Дальнейшее подробное, на примерах из произведений, объяснение вам последствий поставторского впадения в раж считаю нецелесообразным.
Не дело творца искусства обсуждать свое произведение. Вы своим произведением уже все сказали. Говорить вне его – это НИЧТО.
Разве что – если поймаете критика на ляпе. Но вы не поймали и признали: «Ваша аргументация …основательна».
Истина – только одна. И к ней можно или приближаться, или отходить от нее.
для вас слова «герой», «сверхчеловек» звучат почти как ругательства (или без почти?).
Взаимоисключающих друг друга идеалов много. Грубо -7. Некоторые предполагают героизм. Но слово «сверхчеловек», принято только для одного. Я не скрыл своего отвращения к этому одному. Ну и что? Тут-то я могу проявить свою субъективность?
Пусть вы б даже сумели на какую-то минуту меня вовлечь в сотворчество отвратного для меня идеала, разве я на уровне последействия произведения не могу заклеймить собственную слабость в подпадании под вашу власть художественного слова? – Могу. Имею полное право.
Но вы ж и не сумели даже меня поработить!
Так за то вам – премия от меня: всяческая маскировка моего негативизма к вашему – выраженному в произведении нехудожественно – идеалу? – Дудки.
Далее по тексту встречаются чисто политические пассажи.
Это я в принципе никогда не обсуждаю.
Я, как левый, не собираюсь уступать Ницше нацистским…
Нельзя видеть наличие, скажем, Северного Полюса на любой широте земного шара. Иначе это будет каша в голове.
Ну, для художника каша в голове, наверно даже и хорошо… Тем более, что и у нацистов бывает свой коллективизм индивидуалистов.
Дерзайте.
Насими – «поэт-еретик», и вы, левый, говорите об этом неприязненным тоном?! Помилуйте, именно левые и вытащили его из Леты, в которой пытались утопить его правые.
1) Кто вытащил не важно. Важна его суть.
2) Если его суть - еретик относительно массами исповедуемой религии, то он отщепенец от масс.
3) Вероятность, что отщепенец демонист, - повышенная. Но, вы правы, это не однозначно. И я поступил неосторожно. Надо было ограничиться упором на то, ЧТО вы ассоциативно связываете с этим именем: «И дьявол поддержал меня».
Делаю исключение из своего объявленного отказа дальше обсуждать реалии текста лишь потому, что допустил неосторожность в данном случае.
творчество – один сплошной «раздрай»
Согласен! Я только хочу, чтоб он был включен в систему противоречий. А у вас я этой включенности не заметил (повинившись, что, может, виноват, что не заметил). Но если не виноват, тогда он очень подходит в качестве элемента из «в лоб» выражаемой исключительности демонизма. Из-за чего я и применил слово с негативной аурой.
Вот тут бы вам, может, и стоило б меня поймать.
Но для этого нужно здорово уметь рефлектировать, а это вредно для стихийности творчества.
Нет. Вам не стоит обсуждать свои произведения!
публицистичность вам претит – то есть… вы сторонник чистой формы
Это неправильная оппозиция.
Публицистика находится за пределами идеологического искусства.
А внутри идеологического искусства не существует чистой формы. Она вся идейна в более или менее легко постигаемой степени.
по собственному вашему признанию, достоинства ритмичной прозы вами ощущаются смутно
Это не исключает вероятия, что она у вас зря применена. Особенно учитывая, что вы – по вашему признанию – занимались арифметикой, счетом при сочинении.
Чего тебе надобно, критик?
А вдруг мне кто-то толком что-то возразит.
У меня ж и невысказанных сомнений в своей системе полно.
Кроме того, хотелось бы, все-таки, свою систему распространить. Значит надо высовываться.
цитируете Выготского тоном средневекового богослова
1) Не цитирую, а излагаю.
2) Да еще и договаривая за него то, что он не написал «в лоб».
3) Тон - потому что устал за треть века. Не докричаться же до принятия его открытия научным сообществом. Все только отдают ему должное, и НИКТО не применяет. Я – о ужас! – один…